Кассы в ДБО: революция банковских продуктов
Автор: Гадршина Ю.А.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 12 (16), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены сущность революции банковских продуктов в банковской сфере, отражены их специфические особенности, систематизированы классификационные признаки. Проанализированы особенности современного рынка банковских услуг. Выявлены инновационные аспекты банковской деятельности, а также рассмотрены новые продукты банковского сектора.
Дистанционное банковское обслуживание, банк, банковский продукт, банкинг, инновация, интернет, бесконтактная технология оплаты
Короткий адрес: https://sciup.org/140277712
IDR: 140277712
Текст научной статьи Кассы в ДБО: революция банковских продуктов
В последние годы на территории России можно было отметить активное развитие систем дистанционного банковского обслуживания. Дополнительным стимулом к этому развитию послужил спад в банковской сфере, вызванный режимом западных санкций и рецессией в экономике РФ. Сложившиеся условия ожесточенной конкуренции в банковском секторе вынуждают банковские организации совершенствовать и расширять каналы дистанционного банковского обслуживания преимущественно по трем причинам:
-
- борьба за сохранение старых и привлечение новых клиентов;
-
- необходимость снижения операционных издержек банковской деятельности;
-
- высокая уязвимость систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) для хакерских атак и деятельности мошенников.
Основное развитие в сфере дистанционного банковского обслуживания происходит в трех его формах:
-
- банкоматная и терминальная сеть (АТМ-банкинг);
-
- интернет-банкинг;
-
- мобильный и SMS-банкинг.
Сеть банкоматов и электронных терминалов в России неуклонно растет, совершенствуясь при этом качественно. Банковские организации все чаще устанавливают банкоматы с функцией приема наличных (cash-in), что позволяет существенно снизить клиентопоток в кассах банков и снизить операционные издержки. За последние три года количество банкоматов с функцией приема наличности выросло на 52,24 %. Помимо этого, банкоматы переняли функции платежных терминалов, что привело к сокращению количества последних на 85,74 %. Ряд крупных кредитных организаций уже взимает комиссию за проведение операций через кассы офисов и планирует постепенное сокращение количества касс и кассовых работников.
Другое решение, позволяющее активно снижать издержки кассовой деятельности - банкоматы с функцией ресайклинга (cash-recycling). Данный банкомат отличен от банкоматов с функцией cash-in внутренней маршрутизацией принятых банкнот. В банкомате cash-in установлены раздельные кассеты для принятых и выдаваемых банкнот, тем самым принятые банкноты не участвуют в процессе выдачи и просто накапливаются в сейфовой части банкомата, ожидая инкассации. Использование технологии ресайклинга обеспечивает постоянное наличие купюр в банкомате и снижает затраты на инкассацию.

Рисунок 1.1 - Замкнутый цикл работы с наличными
Несмотря на высокую стоимость и сложность эксплуатации внедрение банкоматов с функцией ресайклинга идет активно. Сбербанк начал устанавливать по России банкоматы новой модели, оснащенные данной функцией. От обычных они отличаются замкнутым циклом приема и выдачи наличных. Банкноты, внесенные одним клиентом, могут быть получены другим пользователем устройства.
Новую стратегию в развитии АТМ-банкинга открывает Сбербанк. В банке работают над внедрением таких систем идентификации, которые позволят в будущем отказаться от использования пластиковых карт. К уже существующим банкоматам с идентификацией по QR-коду могут добавиться банкоматы с идентификацией по отпечатку ладони, внешности и голосу. Последний способ идентификации может быть полезен также при дистанционном обслуживании через колл-центры банков. Глава Сбербанка Герман Греф заявляет, что данные решения «находятся в высокой степени готовности», и надеется на их внедрение в течении ближайших двух -трех лет. [4]
Крупнейшие мировые платежные системы в настоящее время активно работают в направлении развития биометрических систем аутентификации.
Одной из удобных и простых систем распознавания клиента является сканирование отпечатка пальца. А с выходом iPhone и iPad с панелью Touch ID этим вообще никого не удивишь. Touch ID - это система идентификации пользователя, основанная на сканере отпечатков пальцев и позволяющая надежно защищать личные данные. Многие банки начали применять биометрию именно с этого метода. Данная функция доступна только авторизованным пользователям, т.е. выполнившим полноценный вход с использованием кода сеансового ключа, полученного в составе SMS-сообщения.
В России мобильное приложение, войти в которое можно по отпечатку пальца, предлагают практически все крупные банки - Сбербанк, Альфа-Банк, МТС Банк, «Тинькофф» и т.д. Банкиры фактически подтянулись за технологиями - они просто усовершенствовали свои мобильные приложения под смартфоны с функцией чтения отпечатка пальца, что позволило им с минимальными затратами модернизировать свои системы.
Инновацией на отечественном рынке платежных средств стали карты с бесконтактной технологией оплаты. Несмотря на то, что данная технология была впервые продемонстрирована еще в 2003 г. и начала проникать на мировые рынки в 2005 г., в России активное распространение технологии началось совсем недавно. Технология заключается в осуществлении оплаты небольших сумм (в России до 1000 руб.) без введения PIN-кода, путем контакта или близкого поднесения платежного инструмента или цифрового устройства (смартфона, планшета) к специальному терминалу. Радиус действия бесконтактных устройств оплаты составляет около 10 сантиметров. Главным преимуществом таких карт можно назвать быстроту и доступность совершения операции.
Наиболее распространенными системами бесконтактной оплаты являются MasterCard PayPass и Visa payWave (системы универсальны и взаимно поддерживаются). Степень внедрения и частота использования бесконтактных карт растут в России высокими темпами. По оценкам Zecurion, карты с бесконтактной технологией оплаты есть у 2 млн россиян. Заявлено, что в России больше 30 тыс. точек приема PayPass: предприятия транспорта, торговли, сферы услуг.


Шаг 2. Прикоснитесь картой к считывающему устройству с пиктограммой «волны»

Шаг 3. На экране появится надпись «Одобрено» и прозвучит звуковой сигнал.
Шаг 1. Проверьте сумму покупки
Покупка оплачена!
Рисунок 1.2 – Карта с технологией бесконтактной оплаты
В конце 2016 года в стране заработали сервисы Apple Pay и Samsung Pay, которые работают по схожему принципу: к приложению «кошелек», предустановленному на смартфонах, необходимо привязать банковскую карту, сканировав ее с помощью камеры или введя данные вручную. Чтобы заплатить за товар и услугу, нужно поднести устройство к терминалу на несколько секунд. Если операция окажется успешной, на экране появится сообщение об этом и изображение используемой карты. Бесконтактные сервисы работают везде, где принимаются бесконтактные платежи (в том числе через карты с технологиями PayPass и PayWave). В России такие терминалы есть почти в каждой торговой сети.[3]
По данным агентства, интернет-банкингом пользуется 64,5 % российских интернет-пользователей или 35,3 млн человек. Наиболее популярным сервисом является Сбербанк Онлайн, которым пользуются более 30 миллионов человек или 81,1 % отечественных пользователей интернет-банкинга. Второе и третье места занимают ВТБ24-Онлайн и Альфа-Клик с 9,1 % и 7,1 % пользователей соответственно.
Сервисы интернет-бангинга
81,1

-
■ Сбербанк Онлайн
-
■ ВТБ24-Онлайн
-
■ Альфа-Клик
-
■ Другие
Таблица 1.1 – Сервисы интернет банкинга
Активное развитие в России наблюдается в системе мобильного банкинга. Еще несколько лет назад это ответвление интернет-банкинга представляло собой небольшое приложение, позволявшее осуществлять лишь небольшой спектр операций. По своей сути, мобильный банк был дополнением к интернет-банкингу. На сегодняшний день мобильные банковские приложения в своем функционале не отличаются от сервисов интернет-банкинга и готовы предоставить клиенту тот же самый набор онлайн-услуг. Это обусловлено широким проникновением смартфонов и планшетных компьютеров, а также переходом на новые стандарты качества мобильной связи. Только за последние 5 лет количество активных абонентов доступа в мобильный интернет выросло на 30 %. Растет и скорость передачи данных посредством мобильных сетей связи.[5]
Глава Сбербанка, Герман Греф, предполагает, что уже в обозримом будущем пластиковые карты исчезнут, а в некоторой отдаленной перспективе банковская система станет одноуровневой, с полностью дистанционным обслуживанием. Сегодня в России уже существует банк (Тинькофф банк), который предоставляет услуги клиентам исключительно дистанционно.
Очевидно, что будущее мировой банковской системы за такими высокотехнологичными решениями. Электронный документооборот, отсутствие наличных платежей, защищенность и надежность трансакций, новейшие системы идентификации, дистанционные каналы обслуживания -это перспективное будущее банковского сектора. «Банк будущего» может быть полностью основан на дистанционных каналах обслуживания, представляя собой головной офис со штатом менеджеров. Такие значительные перемены с банковской системой, безусловно, не произойдут в ближайшей перспективе.
Список литературы Кассы в ДБО: революция банковских продуктов
- Бархатов И. В. Особенности инновационных банковских услуг // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №32(247). - Экономика. - Вып. 34 - с. 130-135.
- Овчинников В. Н., Свиридов О. Ю. Новые технологии как инструменты государственного контроля устойчивого развития коммерческих банков в условиях финансовой глобализации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. - с. 75-79.
- Огородникова Е. П. «Налоговое планирование на современном этапе развития российской экономики» // «Экономика и предпринимательство», -2016. -№ 1-2. -C. 31-33.
- Огородникова Е.П. «Влияние акцизного налогооблажения на рост цен» // «Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии.» 2017. № 5-3 (45). С. 111-113.
- Ревенков П.В., Бердюгин А.А. Дистанционное банковское обслуживание: интернет создает нового клиента и дополнительные риски // Финансы и кредит. - 2014. - №7(583) - с. 30-35.