Катакомбные памятники Закубанья и поздний этап эпохи средней бронзы в Предкавказье
Автор: Клещенко А.А.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Статья в выпуске: 223, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14328008
IDR: 14328008
Текст статьи Катакомбные памятники Закубанья и поздний этап эпохи средней бронзы в Предкавказье
Переход к позднекатакомбному времени в Предкавказье маркирует ряд общих изменений в погребальных традициях. В первую очередь, это практически полный переход на всей территории к захоронениям в катакомбах. Исключением является ВМКК, носители которой наряду с катакомбным об-
1 Термин введен A.JI. Нсчитайло, раскопавшей и проанализировавшей серию погребений из Усть-Джегутинского, Суворовского и Холоднородниковского могильников в верховьях р. Кубань ^Нечитайло, 1978).
рядом использовали в погребальной практике простые ямы {Арапов, 1992). При этом если в Прикубанье и на Ставрополье распространяется обряд скорченных на боку и расчлененных захоронений, то в Закубанье и Верхнем Прикубанье продолжаются традиции предшествующего периода, связанные с северокавказским обычаем вытянутого на спине положения погребенного. Закубанские и верхнекубанские памятники идентичны также по конструкции: длинные узкие шахты соединяются через небольшой простенок в одной из узких стенок с просторной овальной или прямоугольной камерой (так называемая Т-образная конструкция), дно камеры в большинстве случаев ниже дна шахты на 0,3-1 м. В Закубанье связь с северокавказской традицией отражается и в других элементах обряда: превалирующей восточной ориентировке головы, частоте и зонах окраски погребения {Клещенко, 2007). Наряду с этим, в позднекатакомбное время на территории Прикубанья и Закубанья происходит полная смена ассортимента погребального инвентаря. Резко возрастает количество керамики (в Закубанье - с 25% инвентарных погребений СКК до 75% в катакомбное время), практически полностью исчезают крупные формы металлических орудий и украшений (ножи и шилья, бронзовые булавки, бляхи, медальоны), снижается и разнообразие форм мелких украшений - в основном это бронзовые (реже пастовые) бусы и бисер. Так же выглядят наборы из погребений БатКТК {Трифонов, 1991а) и В К КТК {Нечитайло, 1978).
Таким образом, есть основания говорить о некотором единстве позднекатакомбных культурных образований на территории степного Прикубанья, Верхнего Прикубанья и Закубанья. Для выяснения механизма этих связей нами был проведен сравнительный анализ керамического комплекса из погребений трех этих районов как наиболее массовой категории инвентаря.
В ходе исследования выяснилась неоднородность позднекатакомбных памятников Закубанья. Комплексов с керамикой здесь насчитывается 107 (из 145 всех погребений с инвентарем). Серия представлена 68 целыми сосудами, 49 жаровнями и 21 курильницей. Все курильницы, кроме одной (Владимирский 5-6), а также треть сосудов и жаровен, обнаружены в погребениях Успенского курганного могильника, находящегося на правом берегу р. Кубань, в 27 км к юго-востоку от г. Армавир (рис. III). Этот могильник стоит особняком среди катакомбных памятников Закубанья. По насыщенности позднекатакомбными погребениями он сравним только с верхнекубанскими Суворовским и Усть-Джегутинским. В 12 курганах, раскопанных здесь В.Н. Каминским в 1986 г., было зафиксировано 61 позднекатакомбное погребение, в то время как на всю остальную территорию Закубанья приходится около 140 погребений {Каминский, 1986). В связи с этим керамика Успенского могильника рассматривается отдельно от основной серии (рис. 1).
При сравнительном анализе были взяты основные формы, характерные для позднекатакомбных погребений Закубанья и батуринских памятников Прикубанья: горшки стройных и средних пропорций с низким (рис. 1, 7-77) и высоким (рис. 1, 12-19) горлом (тип 1а и 16), реповидные сосуды (тип 2; рис. 1, 21-23), приземистые горшки чугункообразной формы с ручками (рис. \,24, 25) и без них (рис. 1, 26-29) (тип 3) и, наконец, курильницы из Ус-

Рис. 1. Сравнительная таблица керамики из позднекатакомбных памятников Юго-Западного Предкавказья
I - батуринская КТК; II, Па - катакомбные памятники Закубанья (Па - Успенский могильник); III - верхнекубанский вариант предкавказской КТК: / - Анапская, курган 7, погребение 4; 2 - Анапская, курган 10, погребение 7; 3 - Анапская, курган 10, погребение 8; 4 - Красногвардейский, курган 4, погребение 6; 5 - Михайловский, курган 12, погребение 22; б - Б. Петропавловский, курган 4, погребение 3; 8 - Михайловский, курган 8, погребение 10; 7 - Владимирский, курган 9, погребение 25; 9 - Михайловский, курган 8, погребение 15; 10 -Успенский, курган 3, погребение 2; 11 - Успенский, курган 11, погребение 6; 12 - Анапская, курган 8, погребение 2; 13 - Новокорсунская, курган 5, погребение 10; 14 - Батуринская II, курган 3, погребение 9; 75, 18 — Геймановский, курган 6, погребение 8; /6 - Садовый, курган 1, погребение 20; 17 - Геймановский, курган 13, погребение 4; 19 - Успенский, курган 3, погребение 6;
йенского могильника (тип 4; рис. 1, 32, 33). Из приведенной сравнительной схемы видно, что все перечисленные типы керамики представлены в равной степени в закубанских и батуринских памятниках. При этом среди успенской керамики наиболее многочисленной оказалась серия сосудов типа 3, в то время как для всего остального Закубанья наиболее характерными формами являются сосуды типа 1а и 16 при полном отсутствии приземистых форм типа 3. Интересно, что по обе стороны от течения Кубани находки реповидных сосудов типа 2 единичны. И это притом, что в синхронных памятниках восточноманычской культуры Стапрополья и Калмыкии эта форма является основной. Сходны закубанские и батуринские сосуды и в орнаментальных сюжетах и способах их нанесения. В основном это прочерченный горизонтальный орнамент, занимающий плечики, реже - среднюю часть тулова, в виде горизонтальных линий и свисающих заштрихованных или заполненных точками треугольников, а также ряды вдавлений, иногда образующих “елочку”. Еще одним сходным орнаментальным сюжетом является горизонтальный валик, опоясывающий сосуд вокруг, разделенный вертикальными насечками. Встречаются среди закубанских сосудов и лощеные. Однако здесь этот технологический элемент распространен не так, как в батуринской культуре.
В то же время, сравнение керамических серий степной зоны Юго-Восточного Предкавказья и предгорных памятников ВК КТК говорит об их существенном различии. Для последних характерны округло-биконические крупные сосуды с раздутыми боками, горшки приземистых форм с коротким венчиком, чугункообразные горшки и курильницы {Нечитайло^ 1978). Из этого ассортимента в Закубанье встречены только два последних типа (рис. 1, 35). Причем практически все их экземпляры были обнаружены в погребениях Успенского могильника, что еще раз подчеркивает его особый синкретический характер. Особенно надо отметить сходство форм курильниц. Как и в предгорных памятниках, успенские курильницы отличаются разнообразием и оригинальностью форм. В частности, обращают на себя внимание курильницы на отдельно стоящих ножках, соединенных крестообразным или квадратным поддоном (рис. 1, 33, 35). Эта форма является типичной для позднекатакомбных памятников верхнего течения Кубани и выделяет их из общего ареала распространения курильниц в Предкавказье, центр которого приходится на север Ставропольской возвышенности, занимаемый в это время племенами - носителями восточноманычской катакомбной культуры {Клещенко, Панасюк, 2006).
Таким образом, проведенный анализ показал, что, во-первых, население Закубанья, оставившее позднекатакомбные памятники, несмотря на
20 - Анапская, курган 9, погребение 2; 21 - Верхний, курган 2, погребение 1; 22 - Михайловский, курган 9, погребение 32; 23 - Успенский, курган 12, погребение 1; 24 - Лебеди VIII, курган 1, погребение 9а; 25 - Б. Петропавловский, курган 9, погребение 12; 26- Пролетарский-82, курган 1, погребение 6; 27- Успенский, курган 9, погребение 5; Усть-Джегутинская, курган 43, погребение 2; 32 - Успенский, курган 7, погребение 2; 33 - Успенский, курган 4, погребение 2; 34 - Усть-Джегутинская, курган 3, погребение 8;
35 - Суворовская, курган 3, погребение 5
наличие индивидуальных особенностей в традициях погребальной обрядности, было связано с обитателями соседних территорий общими хозяйственными и мировоззренческими представлениями, что нашло отражение в схожести форм керамики и деталях ее орнаментации; во-вторых, связи эти были неоднородными для всего Закубанья в целом: если население степной зоны больше тяготело к северным батуринским традициям, то жители юга, близкие к предгорным племенам, испытывали как северное, так и южное влияние, о чем свидетельствуют материалы Успенского могильника.
С другой стороны, нельзя забывать о том, что в вопросах индивидуальности и генетических связей археологических культур бронзового века между собой ведущим аргументом выступает все же не погребальный инвентарь, а такие постоянные доминанты обряда, как форма погребального сооружения и общее положение погребенного. С этой точки зрения, позднекатакомбные памятники Закубанья нельзя отделять от верхнекубанского варианта. Их связывают не только единые погребальные традиции, но и общая для этих районов схема эволюции погребального обряда: затянувшееся по сравнению с соседними территориями развитие северокавказской обрядности и одновременный переход к обычаю захоронения в катакомбах. Причины же определенного различия в материальной культуре связаны с географическими особенностями и собственными путями исторической эволюции мировоззрения населения степной и предгорной зон Северного Кавказа.
Список литературы Катакомбные памятники Закубанья и поздний этап эпохи средней бронзы в Предкавказье
- Арапов С.В., 1992. Культура Северо-Западного Прикаспия в эпоху средней бронзы: Автореф. дис.... канд. ист. наук. М.
- Гей А.Н., 1985. Переход от неолита к бронзовому веку в степной полосе Северного Причерноморья: (о роли племен мариупольской провинции в сложении степных скотоводческих культур эпохи бронзы): Автореф. дис.... канд. ист. наук. М.
- Гей А.Н., 2000. Новотиторовская культура. М.
- Каминский В.Н., 1986. Отчет о раскопках курганов в селе Успенском Успенского района Краснодарского края в 1986 г.//Архив ИА. Р-1. № 11277.
- Клещенко А.А., 2007. Погребальные памятники эпохи средней бронзы Закубанья//РА. 4.
- Клещенко А.А., Панасюк Н.В., 2006. Катакомбные памятники предгорной зоны Северного Кавказа//1 Абхазская междунар. археологическая конференция: Материалы. Сухум.
- Нечитайло А.Л., 1978. Верхнее Прикубанье в бронзовом веке. Киев.
- Трифонов В.А. 1983. Степное Прикубанье в эпоху ранней и средней бронзы: (периодизация и культурно-историческая характеристика): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Л.
- Трифонов В.А., 1991а. Батуринский вариант предкавказской катакомбной культуры//Катакомбные культуры Северного Причерноморья: Источники, проблемы, исследования: Сб. науч. тр. Киев.
- Трифонов В.А. 19916. Степное Прикубанье в эпоху энеолита -средней бронзы: (периодизация)//Древние культуры Прикубанья. Л.