Категории «профессионализм» и «карьера» в сознании молодежи

Автор: Тарасова Людмила Владимировна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Психологические науки

Статья в выпуске: 13, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье излагаются результаты эмпирического исследования соотнесения категорий «профессионализм» и «карьера» у 240 респондентов. Установлена связь категории профессионализма и профессиональной карьеры в сознании молодых людей. Выявлены профессионально-личностные характеристики, необходимые, по мнению молодых людей, для достижения профессионализма / профессиональной карьеры. Определена эмоциональная оставляющая образа профессионала и образа человека, стремящегося к карьерному росту.

Профессионализм деятельности, профессионал, профессиональное развитие, профессиональная компетентность, карьера, молодежь

Короткий адрес: https://sciup.org/14936011

IDR: 14936011

Текст научной статьи Категории «профессионализм» и «карьера» в сознании молодежи

Начиная с процесса профориентации до начала специализированного обучения, человек становится на путь профессионализации, который может продлиться всю его жизнь. Профессиональная сфера - значимая часть существования человека, которая способна стать его смысловым центром [1; 2].

Когда молодой человек определяет для себя профессиональную специализацию, дело, в котором он реализует себя в будущем, то он, помимо этого, совершает выбор и по отношению к вектору своей профессиональной стратегии в целом. Выявив ключевые профессиональные приоритеты, исходя из своего понимания содержания профессии и достижения успеха в ней, будущий специалист во многом определяет, какой будет его жизнь в дальнейшем. Соответственно, образное восприятие профессиональных категорий приобретает определяющее значение в профессиональной судьбе индивида. Важно исследовать перцептивную составляющую таких актуальных категорий, как профессионализм и профессиональная карьера.

Актуальность исследования категорий профессионализма и профессиональной карьеры в сознании такой группы, как молодежь, обусловливается тем, что будущие специалисты в возрасте от 17 до 25 лет являются самой динамичной и «многообещающей» социальной группой.

Методика

В исследовании применялись следующие методики:

  • 1.    Анкетный опрос. С помощью анкеты предполагалось исследовать у испытуемых когнитивную составляющую их отношения к изучаемому вопросу, то, что ими осознается и декларируется. Разработанная анкета имела целью стимулировать процесс формирования комплексного образа-портрета профессионала, где помимо определения индивидом категории «профессионализм» выделялись такие характеристики, как приоритет профессионально значимых качеств и выделение мотиваторов профессионализма. Помимо этого, молодым людям было предложено самостоятельно определить понятие профессиональной карьеры, установить ранг профессионально-личностных качеств, актуальных в карьерном контексте. Также проверялся уровень стереотипизации восприятия карьеры (быстрый карьерный рост / его отсутствие). Анкета включала вопросы, содержащие предложение выстроить иерархию жизненных приоритетов в соответствии с уровнем их актуальности на сегодняшний день. В результате помимо образа профессионала в сознании молодого человека можно было определить статус профессионализма как ценности в общем ряду ценностных приоритетов молодежи.

  • 2.    Метод свободных ассоциаций. Респондентам предлагалось указать ассоциации, возникающие по отношению к 10 словам-стимулам, представляющим различные карьерные характеристики.

  • 3.    Метод незавершенных предложений. В модифицированном для исследования категорий профессионализма и профессиональной карьеры варианте респонденту предлагалось завершить суждения и тем самым сформировать образы:

  • –    идеального / искусственного профессионализма, личностного профессионализма, стереотипного видения профессионализма как категории;

  • –    успешной карьеры, карьерной перспективы, создания профессиональной карьеры.

Выборка исследования (240 человек) была уравнена по полу (48 % мужчин и 52 % женщин) и уровню образования (53 % с высшим и незаконченным высшим образованием, 47 % со средним образованием). Выборка представляла две возрастные группы в соответствии с периодизацией Д. Бромлей: поздняя юность – 130 испытуемых в возрасте 18–21 года; ранняя взрослость – 110 испытуемых в возрасте 21–25 лет.

Процедура. Обследование проводилось в групповой форме. Респондентам предлагалось последовательно заполнить протоколы описанной выше батареи методик.

Обработка. Полученные сырые данные заносились в сводную матрицу и обрабатывались в соответствии с предписанными правилами подсчета показателей. Осуществлялась выборочная статистическая проверка значимости полученных данных.

Анализ результатов

  • 1.    Профессионализм и профессиональная карьера не относятся ни к главным жизненным приоритетам молодых людей, ни к главным факторам, мотивирующим их в будущей профессиональной деятельности.

Жизненные приоритеты респондентов, согласно результатам, располагаются следующим образом:

  • –    устройство личной жизни (создание семьи) – 41 %;

  • –    поддержание / улучшение уровня здоровья – 16 %;

  • –    получение работы, дающей возможность обеспечить материальную независимость – 15 %;

  • –    построение карьеры, достижение успеха в профессии – 14 %;

  • –    глубокое изучение будущей профессии для перспективы дальнейшей работы – 14 %.

  • 2 . Определяющие характеристики категорий профессионализма и профессиональной карьеры совпали в сознании молодых людей в таком профессионально-личностном качестве, как компетентность. В то же время отмечается неоднозначность и противоречивость восприятия молодыми людьми связи между категориями профессионализма и профессиональной карьеры.

В целом опрошенные были единодушны при определении именно наиболее и наименее приоритетных жизненных целей. На первом месте респонденты расположили «устроение личной жизни» (создание семьи), на последнем – «глубокое изучение будущей профессии для перспективы дальнейшей работы». Таким образом, несмотря на то что одним из распространенных сегодня мнений является то, что молодые люди сейчас преимущественно нацелены на карьерное развитие, результаты нашего исследования говорят о том, что карьерный рост как жизненная цель значительно уступает такой цели, как устройство личной жизни. Данный результат подтверждается тем фактом, что при определении наиболее приоритетных мотивов в будущей профессиональной деятельности в качестве наиболее распространенного мотиватора выступает «интересная работа» (42 %). Второй по значимости фактор – «достойная зарплата» (33 %). «Возможность карьерного роста» как мотив будущей профессиональной деятельности предпочли лишь 15 % респондентов.

Понятие «профессионализм» опрошенные молодые люди в основном предпочитают трактовать как:

  • –    компетентность (таково мнение 38 % опрошенных респондентов);

  • –    практические умения – 24 % респондентов;

  • –    опыт работы – 14,5 % респондентов.

  • 3.    Материальное благосостояние рассматривается молодежью в качестве главного положительного аспекта профессионализма и профессиональной карьеры и одного из ведущих факторов, мотивирующих их в будущей профессиональной деятельности. Распределение ответов относительно возможностей, которые обеспечивают профессионализм и карьера, выглядит следующим образом:

При этом сразу обращает на себя внимание параллель с профессиональной карьерой – когда респондентам было предложено проранжировать профессионально-личностные характеристики по степени их важности для становления профессиональной карьеры, то вновь обнаружило себя понятие профессиональной компетентности – 34 % студентов поставили именно компетентность на первое место. Кроме того, для осуществления карьеры, по мнению респондентов, необходима исполнительность (19 % респондентов) и стрессоустойчивость (15 % респондентов), в то время как основой профессионализма респонденты считают высокий уровень интеллекта (19 % респондентов).

В качестве дополнительного подтверждения вышеизложенного можно привести результаты распределения ответов испытуемых на вопрос о выборе определения профессиональной карьеры. 39 % опрошенных отметили, что карьера - это «рост компетенции специалиста для достижения соответствия профессиональным требованиям». Менее значимыми были ответы: «получение специалистом значимых результатов собственной профессиональной деятельности» - 23 %, «профессиональная успешность» - 14 %. В определенной мере «идеализированный» образ профессионала прекращал быть таковым, когда в исследовании обнаруживалась тематика условий успешности специалиста в реальном мире. Так, неотъемлемыми условиями становления профессионала респонденты называли «наличие «полезных» людей» (65 %), «удачу» (43 %) и лишь потом - «целеустремленность» (13 %). Кроме того, большая часть выборки (73 %) отметили, что «отличные профессиональные качества одного человека в глазах руководства часто могут отойти на второй план рядом с напористостью и карьеризмом другого».

Параллельно с этим результаты ассоциативной методики усилили неоднозначность связи между профессионализмом и карьерой - они показывают, что в сознании респондентов профессионализм далеко не всегда является надежным фундаментом для строительства профессиональной карьеры. Так, если 46,5 % респондентов увидели процесс профессионализации в явлении карьерного роста, то рост профессионализма как составляющей части успешной профессиональной карьеры отметили только 8,5 % опрошенных, отведя первое место удачному стечению обстоятельств (25 %), а также удовлетворению от работы (25 %). Карьерный взлет ассоциировался у респондентов прежде всего с везением (22 %), а профессионализм упомянули лишь 7,5 % опрошенных.

  • -    возможность повышения благосостояния - 46 % опрошенных;

  • -    приобретение авторитета - 24 % опрошенных;

  • -    приобретение уникального опыта трудовой деятельности (умножение знаний в профессиональной сфере) - 12 % опрошенных;

  • -    личностно-профессиональное развитие (достижение поставленных перед собой целей по саморазвитию) - 9 %.

  • 4.    Для молодых людей образ человека, стремящегося к карьерному росту, носит преимущественно негативную эмоциональную окраску, образ профессионала, напротив, однозначно положителен.

Среди негативных аспектов профессионализма молодые люди склонны чаще называть психологические проблемы (20 %) и подавление других сфер жизни помимо работы (17,5 %). А размышляя о негативных аспектах карьерного развития, молодые люди остановили внимание на высоких профессиональных требованиях как неотъемлемом отрицательном «спутнике» карьерного успеха (28 % опрошенных присвоили данному негативному аспекту первый ранг психологической «остроты»).

Таким образом, отмечается некое противоречие в восприятии молодыми людьми профессионализма - с одной стороны, профессионализм и компетентность - это важные условия для строительства профессиональной карьеры, а с другой стороны, на лицо заметные сомнения у опрошенных в том, что профессионализм «выстоит в борьбе» с напористостью, карьеризмом и «полезными людьми» менее компетентного соперника.

Интересно отметить, что представление о человеке, выбравшем для себя приоритет карьерных ориентаций, облекаются в русском языке в слово «карьерист», трактуемое как характеристика человека, который намерен сделать карьеру, не оглядываясь на то, насколько морально приемлемы средства построения его карьеры. По всей видимости, стереотип «идущего по головам» специалиста, ставящего перед собой цель «сделать карьеру», достаточно силен в сознании опрошенных молодых людей.

Жестокость и расчетливость (29 %) как основные качества, характеризующие карьериста, по мнению респондентов, и готовность пренебречь моралью (26 %) - таковы наиболее яркие ассоциации студентов, вызванные словом «карьерист». Современный же профессионал - «грамотный и успешный», «отличается умом и компетентностью», «никогда не проявляет неорганизованность и слабость». Большое количество профессионалов сегодня «высокооплачиваемы», «успешны и востребованы», и для профессионала работа - это «всегда удовольствие».

Заключение

Итак, проведенное исследование дает основание для вывода, что категории профессионализма и профессиональной карьеры для исследуемой выборки совпали в таком профессионально-личностном качестве, как компетентность. По мнению опрошенных молодых людей, как для профессионального, так и для карьерного роста компетентность – одна из ключевых составляющих. В то же время «глубокое изучение будущей профессии для перспективы дальнейшей работы» было поставлено молодыми людьми на последнее место в ряду предложенных жизненных приоритетов. Это свидетельствует о неоднозначности и противоречивости ценностных ориентиров молодежи, отраженных в рассогласованности восприятия категорий профессионализма и профессиональной карьеры.

Декларируемые «идеальные» профессиональные ценности молодежь стремится «влить» в динамичные карьерные реалии. Молодыми людьми были зафиксированы позитивные установки в отношении профессионализма и негативизация «внепрофессионального» феномена карьеры в сравнении со «знающим» профессионализмом, то есть профессиональная карьера как возможный путь к профессиональному успеху, авторитету и процветанию представляется молодым людям актуальной стратегией жизненной успешности, но рискованной в моральном отношении. В то же время карьерное движение актуально в условиях современного мира, выходящего за рамки идеальных категорий. Таким образом, молодежь в своем сознании идеализирует категорию профессионализма и упрощает содержание категории профессиональной карьеры.

Противоречивость и неоднозначность в понимании опрошенными молодыми людьми двух феноменов может быть объяснена как стереотипизацией восприятия, так и общими образными установками молодых людей, еще неустойчивых в своем социальном статусе. Молодежь, готовящаяся к практическому освоению своей профессии и еще не познавшая реальный образ, склонна к идеализации воспринимаемых категорий. Общественное мнение, условия социальной среды, социальный опыт и традиции выполняют здесь функцию дополнительного источника «образотворческих» материалов.

Ссылки:

Статья научная