Кавалеры и сукноделы Мухоршибирской волости Западного Забайкалья (конец XVIII - начало XIX века)
Автор: Болонев Ф.Ф.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XIII, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521377
IDR: 14521377
Текст статьи Кавалеры и сукноделы Мухоршибирской волости Западного Забайкалья (конец XVIII - начало XIX века)
В первое десятилетие XIX в. Франция, став империей, бросила вызов всем мировым державам. Она завоевала пол-Европы. В 1805 г. Россия вступила в союз с Англией и Австрией с целью противостоять планам Наполеона. В это время в ходе войны со Швецией к России отошла Финляндия. С 1806 по 1812 гг. Россия ведет войну с Турцией; выступает за независимость Сербии и признание Российского протектората над Грузией.
Подобная обстановка требовала мобилизации всех сил. Даже до российских восточных окраин поступают донесения с мест военных действий.
В Национальном архиве Республики Бурятия (НАРБ) хранится копия документа «Содержание последних донесений от Главнокомандующего Российской Армией против турок генерала от инфантерии князя Багратиона.» Из истории известно, что в 1809 г. Багратион, воюя против Турции, командует Молдавской армией. Он взял Браилов, Измаил и нанес поражение турецкому корпусу у Рассавета (04.09.1809г.). Об этой победе свидетельствует его донесение:
«Главнокомандующий Российскою Армиею, против турок действующею, Генерал-Князь Багратион доносит, что в след за покорением крепостей Тульчи, Исакчи, Мачина и Гирсовы, Российские Войска открыв сильный корпус турецких войск, под предводительством Сераскира Гозрев Паши, при Разсевате собравшихся и составлявщих до 20 000 человек, сделали с обычною им храбростию стремительное на них нападение и совершенно их разбили. … В след за сею знаменитой победой взяты следующие укрепления: на правой стороне Дуная Кузгун и на берегах черного моря крепости Кистенджи и Мангалии.
Покорение их было предзнаменованием важнейшего воинского произ-шествия. В 14-й день Сентября главная и сильная крепость Измаил, коей овладение во все прежния с Портою Оттоманскою войны стоило весьма важной потери людей, ныне без пролития крови покорилась победоносному оружию ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. Главнокомандующий представляя капитуляцию на здачу сей крепости, в 13 й день Сентября генерал Лейтенантом Засом заключеную и состоящую в том, что Гарнизон и жители через пять дней, по занятии ея Российскими Войсками, должны ее оставить и имеют быть отправлены с конвоем за Дунай в места, под властию Российскою состоящие – подвергает вместе с тем к стопам ЕГО
ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и ключ сей крепости» [НАРБ. Ф.44. Оп.1. Д.5. Л. 472].
Русские крестьяне Забайкалья, как и все население российского государства, были участниками важных исторических событий, происходящих в России в XVIII - начале XIX вв. Об этом свидетельствуют архивные документы, обнаруженные в НАРБ в 2006 г. в фонде Мухоршибирского волостного правления (1809 г.). Вероятно, назревающие события, заставили власти обратить внимание на участников покорения Крыма и других военных действий, получивших знаки отличия за ратные подвиги.
По запросу Верхнеудинского земского суда из Мухоршибирского волостного правления затребовал «Списки о жительствующих поселянах Мухоршибирской волости об отставных нижних воинских чинах, имеющих знаки отличия военного ордена св. Анны и получающих пенсион». В них были указаны следующие имена:
-
1 .Фельдфебель Иван Евстигнеевич сын Зуев награжден орденом св. Анны 807 апреля 12 дня за 25-летнюю службу, живет в Мухоршибирской волости.
-
2 .Барабанщик Егор Иванов сын Панов, 70 лет.
-
3 .Унтер-офицер Иван Иванов сын Зубакин [НАРБ, Ф. 44. Оп. 1. Д.5. Л. 563].
-
4 .Фурьер (курьер) Прокопий Минаев сын Любенской, 66 лет. Был в разных походах… и до Крымской гран. 1770 г. в Крымской компании и под Перекопом, а оттоль до крепости Кинсбурской и до Кидерменя 1771 г. При штурме и взятии Перекопской линии и города Кефы и Балаклавской пристани 1773-1774, в Кубанской степи г. Копыла и Заречну Кубань и за выслуже-нье бессрочно 25 лет. Награжден орденом Св. Анны, знаком медали 1775 г. по заключению мира с Портой 10 июля 1774г. (известно, что в то время выдавали только медали, а орден был установлен только в 1807 г.) Жительствует в Харашибирской деревне [НАРБ, Ф.44. Оп. 1. Д.5. Л. 566-567].
-
5 .Рядовой Иван Миронов сын Назаров, 80 лет, жительствует Куналей-ской деревне.
-
6 .Канонир Гаврила Лукьянов сын Лукьянов, 57 лет, жительствует в Куйтунской деревне.
-
7 .Рядовой Северьян Михайлов сын Михайлов, 83 лет. Жительствует в Жиримской деревне. Знак отличия получил в г. Селенгинске в декабре 1797 г. от генерал-майора Николая Михайловича Фонбушина [ЛЛ. 567, 569].
-
8 .Рядовой Гаврило Сергеев сын Кушнерев, 54 лет, жительствует в Жи-римской деревне. Семеновского полку.
-
9 .Лейб-гвардии унтер-офицер Григорий Константинов сын Мякишев, 40 лет. Жительствует в Старозаганской деревне.
-
10 . Рядовой Лукьян Константинов сын Константинов, 99 лет, жительствует в Малозаганском селении. Знаки отличия получил в г. Селенгинске 1766, 1778 от инспектора и кавалера Анбушина.
-
11 .Конанир Данило Петров сын Сурвачев, 58 лет, жительствует в Ша-ралдайской деревне.
-
12 .Рядовой Михайло Ануфриев сын Индикин, 71 год, жительствует в Шаралдайской деревне. Знак отличия получил в г. Селенгинске от инспектора и разных орденов кавалера Анбушина.
-
13 .Бомбардир Лука Андреев сын Меринов, 54 лет, жительствует в Хон-холойской деревне.
-
14 .Рядовой Федул Андреев сын Андреев, 70 лет, жительствует Хонхо-лойской деревне. Знак отличия получил в г. Селенгинске от инспектора и кавалера Анбушина [ЛЛ. 567, 568, 570].
-
15 .Бомбардир Фадей Симухин, 55 лет, из Старого Загана, за выслуженные бессрочно 25 лет, знак отличия Св. Анны получил в 1802 г. в г. Иркутске от генерал-губернатора Бриля [Л.Л. 549, 571].
Список увечных отставных нижних чинов.
Таковы некоторые сведения о нижних чинах, получивших знаки отличия (медали и орден Св. Анны), и проживающих в 24 селениях обширной Мухоршибирской волости.
В документах за 1808-1809 гг. сообщается о развитии сукноделия в забайкальских селениях, и это занятие всячески поощряется властями. Накануне Отечественной войны 1812 г. большое количество русских крестьянских семей занялось производством сукна не только для собственных нужд, но и для армии. Из документов удалось установить, что 31 октября 1809 г. от Верхнеудинского земского исправника Янкова Мухоршибирс-ким волостным правлением был получен приказ. В нем говорится что: «в указе Иркутское губернское правительство от 15 сего октября за № 22652 прописывает предложения Г.Иркутского гражданского губернатора кавалера Николая Ивановича Трескина о строении рекрутской одежды из добротных сукон и поощрении промышленников к выделке оных в большом количестве». Министр внутренних дел обратился к начальнику губернии с просьбой, «дабы они приложили всевозможное старание, чтобы рекрутские вещи были впредь строены из материалов сколько можно лучших из сукон прочных, необходимо должно обратить внимание на промышленников и на тех крестьян, кои вырабатыванием обыкновенных крестьянских сукон занимаются во вверенной Вам губернии, их нужно поощрять, дабы они старались вырабатывать таковые сукна не только для собственного своего употребления, но имели бы то ввиду, что изделия сии нужны для обмундирования рекрут и, следовательно выделку их распространяли бы гораздо в большем количестве». Губернское правительство предписывает исправнику Янкову «внушить крестьянам о пользе распространения выделки сукон». [НАРБ, Ф. 44. Оп. 1. Д. 5. ЛЛ. 400-401Об].
Буквально через несколько дней в Мухоршибирское волостное правление поступает новый приказ Иркутского губернского правительства: «…волос-тным начальникам рекомендует, при разъездах их употреблять деятельнейшие личные старания в склонении поселян как занимающихся так и не занимающихся сукноделием к дальнейшему распросранению онаго, внушив им собственные их от сего выгоды и то внимание, с каким правительство просит попечение их в распространения сего рукоделия… о тех поселянах кои отличаться в сем особенно представлять ко мне на донесение его превосходительству именные списки с означением количества выделываемого каждым из них сурова.» [НАРБ, Ф. 44. Оп. 1. Д. 5. Л. 418-418 Об].
Гражданский губернатор Н.И. Трескин хорошо знал трудолюбие забайкальских крестьян (семейских) и надежду снабжения армии добротным сукном возлагал на них. Исправнику были представлены списки крестьян Мухоршибирской волости на 12 листах; 21 ноября 1809 г. из Тарбагатай-ской слободы в Мухоршибирское волостное правление поступил рапорт сельского выборного Василия Баннова, в нем говорилось: «По силе приказа онаго правления о внушении и распространении выделки крестьянских сукон в лутчей доброте и не иначе бы делать как в берде 450 зубов. При собрании всего десятка о сем внушение было, а что же касается ныне выделываемо крестьянами сукно собственно про свою только надобность в берде 230 зубов, в ширину от 14 и до 10 вершков, кто ж оным занимается, о тех… представляю именной список» [НАРБ,Ф. 44. Оп. 1. Д.5. Л.420].
В Тарбагатайской слободе показано 35 человек мужского пола, в чьих семьях занимаются сукноделием. Их семьи берутся выделывать от 15 до 50 аршин, а всего Тарбагатайские крестьяне обещают изготовить 742 аршина прочного сукна.
В Куналейской деревне выделывать сукно для армии решили 36 хозяев. В год они могут изготовить 1205 аршин. Среди них три семьи Алексеевых: Марка, Левона и Егора, три семьи Болоневых: Архипа, Тита и Левона, 2 семьи Кущнеревых: Мирона и Сидора; 4 семьи Рыжаковых: Андрея, Акинфа, Лаврентия, Данилы, Бондаревых по две: Калины и Родивона, Якова и Родивона Сластиных [Там же, Л. 425-425об].
Более всего выделывали сукно жители Десятниковской деревни. Отдельные семьи изготавливали от 40 до 100 аршин. Семьи Ивана Чистякова, Никиты Пискунова, Александра Васильева выделывали по 80 аршин сукна, а семьи Максима Матвеева, Перфила Степанова, Андрея Пыкина по 100 аршин [Там же, Л. 423 об.]. В Мухоршибирской слободе 19 хозяев могут в год изготовить 465 аршин [Там же, Л. 431]. В Харашибирской деревне 19 хозяев берутся выделать 460 аршин сукна [Там же, Л. 432]; 24 крестьянина Хонхолойского селения имели возможность выделывать сукна 580 аршин [Л. 433].
В списке Никольского селения 50 человек. Бердо в Никольском содержит 240 зубов, ширина сукна в 8 вершков. Крестьяне села могут изготовить в год 567 аршин в прочной доброте [Там же, Л. 434-434 об].
Таким образом, 206 крестьянских семей семи деревень, состоящих в основном из старообрядцев (семейских), могли изготовить 5108 аршин сукна для поставки его в армию. Представленные материалы свидетельствуют о том, что русские крестьяне Западного Забайкалья не находились в отрыве от тех исторических военных событий, которые происходили в Европейской части России, а часто являлись их непосредственными участниками.