Кейнсианские теории и модели экономического роста индустриального общества

Автор: Гасанов Э.А., Гасанов М.А., Красота Т.Г.

Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael

Рубрика: Современная экономическая теория

Статья в выпуске: 3, 2023 года.

Бесплатный доступ

Кейнсианство - макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на мировой экономический кризис 20-30 годов XX века. Появление экономической теории Дж. Кейнса определяют «кейнсианской революцией». В рамках кейнсианство выделяют следующие основные направления: неокейнсианство, постнейнсианство новой кейнсианство. Идеи Дж. Кейнса получили дальнейшее развитие в работах как представителей «ортодоксального» кейнсианства, так и левых кейнсианцев.

Кейнсианство, неокейнсианство, постнейнсианство новой кейнсианство, теория, модель, экономический рост, экономика

Короткий адрес: https://sciup.org/143180480

IDR: 143180480   |   DOI: 10.38161/2618-9526-2023-3-09-14

Текст научной статьи Кейнсианские теории и модели экономического роста индустриального общества

Предпосылкой кейнсианского анализа является избыточное предложение основных факторов производства – капитала и рабочей силы. Основное препятствие экономическому росту кейнсианская теория видит, главным образом, в недостатке совокупного спроса. Согласно этой теории, увеличение потребления удовлетворяется введением в строй незагруженных мощностей и незанятой рабочей силы без привлечения дополнительного капитала [2].

В целом кейнсианская теория ориентирована на потребности рыночного хозяйства индустриального общества, обладающего всеми необходимыми для развития ресурсами, но неспособного в полную меру их использовать. Следовательно, кейнсианцы в недостатке совокупного спроса усматривают причину существования неполной занятости и незагруженности мощностей.

Основной элемент кейнсианской доктрины – мультипликатор, величина которого зависит от уровня предельной склонности к потреблению. Иными словами, увеличение инвестиций вызывает кумулятивный рост дохода и наступает в конце концов состояние полной занятости.

Дж. Кейнс показал, что стихийно развивающаяся рыночная экономика не обеспечивает саморегулирования, полного использования экономических ресурсов, а также непрерывного роста национального хозяйства. Основные теоретические положения Дж. Кейнса создали базу для государственного регулирования экономики и условий реализации («эффективного спроса»). Его заслугой перед экономической теорией выступает теоретическое обоснование невозможности экономического роста без государственного регулирования. Верно отмечено, что «революционный смысл теории Кейнса заключается в том, что рыночная система не обладает свойством самокоррекции для поддержания роста» [3].

Рассмотрим основные элементы теории Дж. Кейнса, которые оказали большое влияние на современную экономическую теорию в целом и на развитие теории экономического роста в частности:

  • 1)    Кейнс подчеркнул особое значение макроэкономического метода исследования и ,по сути дела, ввёл его в современную экономическую теорию;

  • 2)    Кейнс, выступив с критикой Сэя о том, что производство само порождает спрос, привлёк внимание экономистов к проблеме образования «эффективного спроса» как условия реализации созданной продукции, подчеркнув решающее значение проблемы реализации;

  • 3)    в этой связи большое внимание на современную экономическую науку оказала разработанная им теория потребления и накопления, зависимости прироста национального дохода от определённой величины расходов (теория мультипликатора);

  • 4)    впервые в теории Кейнса было признано, что безработица может быть следствием не чрезмерно высокого уровня заработной платы, а общих условий воспроизводства, характеризующихся недостаточным уровнем «эффективного спроса».

Отмеченные теоретические положения заложили фундамент для выработки кейнсианской политики регулирования рыночной экономики, направленной в первую очередь на поддержание «Эффективного спроса», иными словами на регулирование условий реализации. Дж. Кейнс пришёл к выводу о неизбежности расширения роли государства в качестве регулятора «эффективного спроса» с упором на компенсирующую роль государства в условиях недостатка последнего.

Неокейнсианская теория экономического роста. Под влиянием учения Кейнса бурно развивались теории воспроизводства, оформившиеся в два важных направления – теории кратковременных изменений (теории циклов) и теории долговременных изменений (теории экономического роста). Теория Кейнса стимулировала возникновение неокейнсианской концепции экономического роста [4].

Развитие и критическая переработка кейнсианской теории макроэкономического равновесия послужили основой первых концепций экономического роста индустриального общества. В конце 40-х годов ХХ века внимание исследователей было обращено к проблеме экономического роста. В её решении была использована кейнсианская теория. Этот подход был обусловлен тем, что кейнсианская теория содержала элементы общего анализа функционирования рыночного хозяйства, общего обоснования государственного регулирования экономики [5].

Для сторонников кейнсианского направления основной экономической проблемой выступает проблема реализации, формирование совокупного спроса в рыночной экономике.

Впоследствии сторонники Кейнса подвергли пересмотру и фундаментальной критике статическую ограниченность его теории, создали общую теорию, отражающую различные состояния динамики рыночной экономики и обосновали новые формы её регулирования.

Неокейнсианская теория экономического роста представлена в работах В. Харрода, Э. Домара, У. Феллнера, Д. Хамберга, Дж. Робинсона и других.

Неокейнсианские модели являются открытыми моделями, предусматривающими активное государственное регулирование различных параметров экономического роста.

Впоследствии были пересмотрены идеи кейнсианской теории, согласно которым необходимо делать выбор между увеличением инвестиций и экономическим ростом, с одной стороны, и потреблением, т.е. удовлетворением основных потребностей населения – с другой. Практика показала, что доведённый до крайности принцип «предпочтения инвестиций», односторонне преувеличивающий роль вещественных факторов производства

(«Капитал»), приводит к игнорированию потребностей развития и, следовательно, к снижению эффективности личного фактора («труд»). Одна из первых моделей экономического роста модель Харрода-Домара имеет цель выявить условия постоянного и относительного равномерного роста в долгосрочном периоде.

В основе неокейнсианской теории экономического роста лежит модель, главные принципы которой были сформулированы Р. Харродом и Э. Домаром. Они исходили из двух предпосылок. Первая – рост национального дохода является только функцией накопления капитала, все другие факторы исключаются. Вторая – капиталоёмкость определяется неизменными техническими условиями производства и не зависит от состояния дел факторов производства. В 50 – 60-х годах для определения нормы накопления, для достижения выбранного темпа роста ВВП широко применялась модель Харрода-Домара. В простейшем варианте расчет обычно производится по следующей формуле:

Im m = — = r K, отсюда r = — ,

Y       ’            k где m – норма накопления; I – инвестиции в основной капитал; Y – ВВП; ry – заданный темп роста ВВП; k – коэффициент приростной капиталоёмкости, или капитальный коэффициент, показывающий, какое количество инвестиций требуется для увеличения ВВП на 1%

(K = dk=L=YL

( dy dy dy IY

m

r 7

, где

К – основной капитал. При этом подразумевается, что сбережения равны инвестициям, т. е. I = S, где S – объём сбережений [6].

Следовательно, согласно данной формуле, темп роста ВВП прямо пропорционален объёму инвестиций и обратно пропорционален капитальному коэффициенту. Другими словами, для ускорения экономического роста необходимо либо повысить норму накопления, либо поднять капиталоотдачу, т. е. уменьшить капитальный коэффициент посредством, например, увеличения степени загрузки производственных мощностей. Перестройки отраслевой структуры и т. п. В связи с этим большое внимание уделялось не только политике мобилизации ресурсов, но и разработке критериев инвестирования, позволяющих наиболее эффективным образом (с точки зрения максимизации выбранной целевой функции) разместить капитальные ресурсы [7]. Харрод и Домар пришли к выводу, что условием динамического развития при постоянной норме накопления и постоянстве капиталоёмкости является устойчивый постоянный темп прироста национального дохода. При этом оба автора подчеркивают сложность решения проблемы динамического равновесия индустриального общества.

Характерной чертой исследований Р. Харрода и Э. Домара явилось и стремление дать ориентир для государственной инвестиционной политики доказать необходимость перехода от конъюнктурного регулирования постоянной политике роста. Определяющими параметрами неокейнсианских моделей экономического роста первой волны являлись доля накопления в ВВП и эффективность этого накопления, измеряемая капиталоёмкостью продукции.

Р. Харрод, считающийся отцом неокейнсианской теории экономического роста, как и Э. Домар, указывал, что норма уравновесного роста является функцией соотношений роста доходов и инвестиций (поэтому обе модели называют моделями

Харрода-Домара). В основе модели Харрода лежит теория акселератора. Она определяет норму сбалансированного роста доходов, с которой связаны инвестиции. При этом теория акселератора позволяет исследовать инвестиционные решения предпринимателей. Модель Харрода [8] послужила исходной для разработки новых моделей роста, в частности моделей Д. Хикса, Гудвина и др. [9].

Основной вклад Э. Домара в теорию роста состоит в том, что он указал на необходимость учёта обоих эффектов инвестиций, т. е. не только мультипликатора, но и акселератора. У него инвестиции являются фактором создания не только дохода, но и мощностей, что не учитывал Кейне. Динамическая сбалансированность по Домару определяется динамикой инвестиций, дело за тем, чтобы определить объём и темпы их роста. Э. Домар предложил решение системы трех уравнений: предложения, спроса и равновесного роста.

Выводы из анализа, проведенного на базе неокейнсианских моделей роста аналогичны выводам кейнсианской модели функционирования экономики в условиях статики. Суть их сводится к следующему: равновесный рост неустойчив и поэтому требуется государственное регулирование экономического роста.

С точки зрения выработки стратегии экономического роста кейнсианская концепция имела следующее значение. Во-первых, при всей упрощенности и крайней степени агрегированности кейнсианские модели явились полезным инструментом анализа самых общих связей между производством, потреблением и накоплением при данных техникоэкономических условиях. Они дали определённый стимул для статистикоэкономических исследований пропорций общественного производства на протяжении длительных периодов времени, таких как норма накопления капитала, динамика капиталоёмкости и т. д., способствовавших лучшему пониманию динамических процессов, происходящих на уровне макроэкономики. Во-вторых, кейнсианские теоретики, подчеркивая (вслед за Кейнсом) значение реализации для обеспечения устойчивых темпов роста, показали особую роль инвестиционного спроса для достижения динамического равновесия. Развивая теорию Кейнса, они выступили за государственное регулирование процесса накопления капитала в длительном плане в целях достижения устойчивых темпов роста национального дохода. Они подчёркивали также, что регулирование пропорции между накоплением и потреблением является главным направлением политики стабилизации экономического цикла [10].

В-третьих, хотя проблема экономического потенциала не занимала кейнсианцев, из их моделей следовало, что главным, центральным инструментом политики увеличения потенциально возможного уровня производства и, следовательно, увеличения темпов роста также являются инвестиции.

Список литературы Кейнсианские теории и модели экономического роста индустриального общества

  • Исторические судьбы учения Дж.М. Кейнса Колл. Авторов; Под ред. Р.М. Нуреева, Ю.В. Латова. – М.: КноРус, 2023. -266 с.
  • Афанасьев С.В. Экономическое учение Дж.М. Кейнса / С.В. Афанасьев. – М.: Экономика, 2001. – 128 с.
  • Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс. – М.: Гелиос АРВ, 1999. – 352 с.
  • Дудник М.Н. Кейнсианская экономическая теория на современном этапе (неокейнсианство) / М.Н. Дудник. – М.:Лаборатория книги, 2011. – 94 с.
  • Гродский В.С. Развитие идеи государственного регулирования дефектов рынка / В.С. Гродский. – М.: РИОР; Инфра-М, 2019. – 116 с.
  • Буржуазные экономические теории и экономическая политика империалистических стран / отв. ред. А.Г. Милейковский. – М.: Мысль, 1971. – 327 с.
  • Лидлейн Н.А. Буржуазные теории экономического развития/ Н.А. Лидлейн; Отв. ред. И.М. Осадчая, А.Я. Эльянов. – М.: Мысль, 1978. – 227 с.
  • Харрод Р. Теория экономической динамики / Р. Харрод. – М.: ЦЭМИ, 2008. – 210 с.
  • Рязанов В.Т. Кейнсианская экономическая теория и политика: ограничения на современном этапе / В.Т. Рязанов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2006. – № 2. – С. 3-26.
  • Скидельски Р. Кейнс. Возвращение Мастера / Р. Скидельски. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 253 с.
  • Худокормов А. Джозеф Стиглиц-лидер «информационной экономики» и «нового кейнсианство» / А. Худокормов // Российский экономический журнал. – 2008. – № 3/4.
Еще
Статья научная