Кемеровская область, как крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации: проблемы и перспективы
Автор: Цугуй М.Д.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 2 (56), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ социально экономического состояния Кемеровской области. Описывая регион, как крупный территориально-производственный комплекс, автор стать выделяет основные проблемы его нестабильного развития и предлагает некоторые пути их решения.
Добывающая промышленность, сырьевая специализация, человеческий фактор, безопасность труда, аварийность
Короткий адрес: https://sciup.org/140275246
IDR: 140275246
Текст научной статьи Кемеровская область, как крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации: проблемы и перспективы
Student
1nd year, Faculty of Open Mining branch of KuzSTU named after T.F. Gorbachev in the city of Prokopyevsk
Scientific adviser: Grigorievan N.V.
PhD branch of KuzSTU named after T.F. Gorbachev in the city of Prokopyevsk KEMEROVO REGION AS A LARGE TERRITORIAL-INDUSTRIAL
COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS
Annotation: The article presents an analysis of the socio-economic status of the Kemerovo region. Describing the region as a large territorial-production complex, the author of the article highlights the main problems of its unstable development and offers some ways to solve them.
Кемеровская область является крупным территориальнопроизводственным комплексом Российской Федерации. Кемеровская область - один из наиболее развитых регионов Сибири с ярко выраженной сырьевой специализацией. Промышленность здесь является ведущей отраслью экономики. В отраслевой структуре экономики региона преобладают угольная промышленность, черная металлургия и химическая промышленность. Одной из основных отраслей промышленности является металлургическая. Это обеспечивает 44% всей промышленной продукции региона. Химический комплекс области является крупнейшим в стране и в Сибири. Нестабильность экономики Кемеровской области в основном обусловлена крайне высокой зависимостью экономики региона от ситуации на мировых товарных рынках.
Несколько лет подряд Кузбасс наращивал объёмы добычи угля. Кривая графика уверенно ползла вверх, отрасль шла на рекорд. Но споткнулась в текущем 2019 году. Сегодня добывающие предприятия, а вслед за ними и сопутствующие компании переживают не лучшие времена. И вот, в День шахтёра Владимир Путин собрал за одним столом руководителей угледобывающих регионов России. Самое время и место, чтобы поговорить о сложившейся ситуации. На совещании собрались главы республик Коми, Саха и Хакасия, Красноярского и Забайкальского краёв, Новосибирской и, конечно же, Кемеровской области. На местах проблемы конкретного региона, конечно, видны лучше. И губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв чётко и коротко рассказал о существующих на его землях проблемах. Таковых он выделил три. Первая — это тарифы железной дороги. Они должны быть чёткими, понятными и стабильными. В идеале это схема «инфляция минус». Вторая — активное становление Восточного полигона, что «даст возможность развивать не только угольную отрасль, это даст возможность развивать и Сибирский, и Дальневосточный федеральные округа». И третья — проблема ветхого и аварийного жилья, которую надо решить за три года.
И ещё один серьёзный вопрос - безопасность труда шахтёров. Только в 2008 году в обеспечение безопасности в Кузбассе было вложено 5 млрд. рублей, на 1,5 млрд. рублей больше, чем в 2007 году. А всего за последние десять лет в безопасность направили свыше 19 млрд. рублей. В результате травматизм со смертельным исходом в нашей области снижен за 10 лет в 5 раз! Количество аварий уменьшилось в 2 раза! Причины аварийности в угольной промышленности уже неоднократно обстоятельно анализировались. Они и в следствиях кризиса 90-х годов, и в крайней изношенности основных фондов (на некоторых шахтах она доходит до 80%), и в серьёзном отставании отраслевой науки, и в природных факторах. Играют свою негативную роль также безответственность некоторых руководителей, низкая дисциплина труда среди некоторых шахтёров. Конечно, сказывается и то, что многие шахты Кузбасса относятся к одним из самых трудных в мире по показателям метановой опасности. Если сравнить опасность шахт в разных странах мира по 10-балльной шкале, то те кузбасские шахты, на которых за последние годы произошли взрывы с трагическими последствиями, это шахты с девяти- или десятибалльной опасностью. Поэтому недостаточно просто купить несколько единиц дорогого оборудования. Нужны комплексные изменения в проектировании шахт, в организации процессов добычи и обслуживания, в обучении персонала и во многом другом. Основной упор надо делать на открытую добычу угля, где нет аварий, активнее применять новейшие технологии - вплоть до безлюдных, как, например, на шахте «Распадская».
Очень много зависит и от так называемого «человеческого фактора», от успешного решения кадровой проблемы.
Убыточность — не единая причина отказа Европы от угля. Ликвидация шахт совершается кроме того в рамках природоохранной политики — уголь считается наиболее грязным из ископаемых источников энергии. В частности, Германия приняла направление на вывод угля с топливно-энергетического равновесия — проекты ЕС по сохранению окружающей сферы, а также обязательства в рамках Парижского соглашения по климату. И хотя Германия больше никак не добывает уголь, она все еще остается в числе фаворитов согласно употреблению данного типа горючего. По этой причине отказ от добычи — это только 1-ый этап, в последующем Германия собирается переключиться в возобновляемые источники энергии: ветер, солнце, приливные электростанции. Разумеется, самостоятельно ФРГ пока отстает в исполнении собственных обязательств. Планировалось, что государство уменьшит выбросы парниковых газов в атмосферу в 40 % к 2020 г. а также одновременно повысит часть восстанавливаемых источников энергии в энергетическом секторе вплоть до 35 %. Но в июне 2018 года правительство Германии признало, что данные характеристики никак не станут завоеваны во-время. Однако, нужно сказать, что данная ситуация может сказаться на экспорте угля не только в Германию, но и в Европу в целом, если они полностью перестанут добывать уголь то из-за альтернативной энергии могут и вовсе от него отказаться. Такой исход может быть выгоден для Европы, но будет ли он выгоден для стран которые добывают уголь, в частности и для России и для Кузбасса.
Анализ Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года позволил нам выявить, что для повышения эффективности развития региона были разработанчто сегодня Кузбасс имеет два сценария социально экономического развития.
-
1. Инерционный сценарий- это план социально экономического роста за счет усиления сырьевой специализации региона. При этом, инвестиции в Кемеровской области на долгосрочную перспективу нацелены на развитие угольной и металлургической отраслей промышленности, поэтому на наш взгляд особых надежд на диверсификацию экономики нет. Сегодня именно Кемеровская область сильно зависит от конъюнктуры сырьевого рынка и в долгосрочной перспективе даже возможный взлет цен на продукцию основного сектора экономики Кемеровской области обязательно сменитсяих падением.
-
2. Активный сценарий предполагает повышение конкурентоспособности Кузбасса в опоре новые высокотехнологичные производства, на рост технологического и человеческого капитала, расширение основы базового сектора угольной отрасли, как в направлении более глубокой переработки угля, так и в направлении включения в него новых видов производственной деятельности.
Как правило, рост технологического и человеческого капитала обеспечивает более высокий уровень жизни населения. Он обеспечивает большую устойчивость экономики по отношению к колебаниям рыночной конъюнктуры. При этом своевременным является введения экологических норм ограничений на добычу полезных ископаемых.При опоре на развитие высокотехнологичного производства для более глубокой переработки угля и рост стоимости человеческого капитала в качестве источников развития могут быть задействованы не только природные ресурсы, большинство из которых для Кемеровской области незаменимы.
Конечно, для населения Кемеровской области наиболее предпочтителен второй сценарий развития событий, так называемый «Активный». Он опережает сырьевую зависимость по нескольким направлениям: вовлечения воспроизводимых ресурсов; формирования более дифференцированного и развитого рынка труда; повышения значимости региона не только в стране, но и в мире.Активный сценарий развития предполагает увеличение технологического оснащения производственных мощностей добывающего сектора экономики Кузбасса.
Таким образом, второй вариант развития требует корректировки социально-экономического развития региона. Учитывая масштабность добывающего сектора экономики Кемеровской области, инерционность движения в определенном направлении, которую он уже приобрел, вряд ли можно рассчитывать на быструю реализацию сценария развития за счет технологий и роста стоимости человеческого капитала. Для Кемеровской области стратегической целью государственной политики социальноэкономического развития на долгосрочную перспективу должно стать повышение конкурентоспособности региона и повышение благосостояния жителей региона на этой основе.
Список литературы Кемеровская область, как крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации: проблемы и перспективы
- Кравченко А. С. Проблемы и перспективы развития Кемеровской области [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 114-116. - URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7164/ (дата обращения: 27.02.2020
- Германия отказывается от угля в 2030г [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://eadaily.com/ru/news/2020/01/18/germaniya-otkazyvaetsya-ot-uglya-evropa-ot-gaza (дата обращения 17.02.2020)
- Будущее угольной промышленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://zen.yandex.ru/media/dpromonline/buduscee-ugolnoi-promyshlennosti-kto-osmelitsia-proiznesti-slovo-krizis-5de61fa90a451800b1747958(дата обращения 17.02.2020)