Киберпреступность в экономике

Автор: Магомедов Р.М.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Интернет

Статья в выпуске: 3 (80) т.15, 2019 года.

Бесплатный доступ

В работе проанализировано современное состояние рынка экономических киберпреступлений и его влияние на мировую экономическую деятельность, а также рассмотрено, какие издержки приходится нести компаниям, чтобы обезопасить свои цифровые ресурсы.

Киберпреступность, цифровая экономика, мировая экономика, экономическая киберпреступность, цифровая кража, цифровое мошенничество

Короткий адрес: https://sciup.org/140248159

IDR: 140248159

Текст научной статьи Киберпреступность в экономике

Жизнь современного человека невозможно представить без высоких технологий. Компьютеры, смартфоны, интернет – всё это стало частью нашей повседневной жизни. Технологии проникают во все сферы жизни и деятельности человека, исключением не является и экономика: компании переходят на цифровое хранение данных, платёжно-расчётные системы всё чаще функционируют с использованием электронных денег. Однако помимо всех очевидных преимуществ такой «новой» экономики, появляется обширное поле деятельности для злоумышленников, желающих найти в технологиях, а точнее в их несовершенстве, инструмент лёгкой наживы. Данное явление получило название киберпреступность. Тенденция глобализации, охватившая с помощью сети интернет весь мир, задала основу для международной киберпреступности, а вышеупомянутая жажда наживы сделала финансы желанной целью злоумышленников.

Экономика XXI века представляет собой огромный комплекс взаимоотношений различных субъектов. Неудивительно, что такой же огромный комплекс представляют собой и экономические преступления. По мере внедрения в экономику всё новых и новых технологий, эти преступления принимают цифровой вид и осуществляются уже не крутыми «гангстерами», а хакерами, сидящими перед компьютером. Экономические киберпреступления являются вторым самым популярным видом экономических преступлений в мире, обогнав даже коррупцию: 32% компаний так или иначе подвергаются атакам кибер-мошенников [2]. Основные виды преступлений, совершаемых в российской сети в % [3]: нарушения интеллектуальной собственности – 17%; незаконное присвоение активов – 27%; вымогательство – 28%; дестабилизация бизнеса – 38%; мошенничество при закупках – 10%; с политическим подтекстом – 9%; махинации с ценными бумагами – 8%; прочее – 1%.

Таким образом, можно выделить два больших блока экономических кибер-преступлений: цифровую кражу и цифровое мошенничество. Цифровая кража представляет собой единичное преступление, направленное на присвоение какого-либо блага: нарушение ИС, присвоение активов. Цифровое мошенничество, в свою очередь, является более серьёзной угрозой, оно включает ряд процессов, направленных на получение незаконными методами преимуществ, облегчающих ведение какой-либо деятельности посредством ресурсов другого субъекта рынка: вымогательство, махинации, дестабилизация другого бизнеса и т.д.

Таким образом, когда мы говорим об основных видах экономических киберпреступлений, мы в основном говорим о всем знакомых классических преступлениях, только представленных в более современном виде. Большее значение, скорее, имеют изменения, произошедшие в структуре самих преступлений.

Структура эта имеет, на мой взгляд, две основных особенности:

  • 1.    Упрощение преступлений. Независимость от местонахождения преступника и жертвы.

  • 2.    Большая изощрённость преступлений. Работа в интернет структуре, более сложная для обнаружения.

Вышеприведённая структура, даёт понять, в чём заключается причина современного колоссального роста экономической киберпреступности и почему современным экономическим субъектам приходится заботиться о своей цифровой безопасности. Причину эту можно выразить в следующем тезисе: «Охраняемые отношения стали важнее, а возможность их атаковать – проще».

Основными участниками (как жертвами, так и организаторами) кибератак стали США и Россия, что объясняется прикованному к ним вниманию общественности в связи с политической ситуацией. Однако сама цель атак, в основном, отнюдь не политическая: 70% мировых кибератак приходится на финансовую отрасль стран: злоумышленники чаще всего атакуют инфраструктуру компаний (47%), а также их данные и ресурсы (26%) [4] . В общем и целом, кибератакам подверглись не менее 64 стран по всему миру. Чаще других жертвами кибератак становились Великобритания, Австралия, Канада, Индия, Япония, Украина, Израиль и Китай.

Таким образом, мы видим, что участниками экономических киберпреступлений являются, помимо всех прочих, представители крупнейших экономик мира. Этот факт приводит нас к пониманию того, насколько серьёзной является экономическая угроза, связанная с кибератаками: если, происходит атака на крупнейшие экономики – происходит атака на всю мировую экономическую систему.

Проанализировав основные виды экономических киберпреступлений и обозначив основных участников этих преступлений, обратимся к конкретным цифрам, показывающим влияние экономических киберпреступлений на мировую экономику. Начнём с наиболее общего показателя суммарного мировой ВВП в 2017 году составил около 75 триллионов долларов. Цифровая экономика занимает важное место в структуре мировой экономики, она оценивается экспертами примерно в 4,2 триллиона долларов, что составляет примерно 5,6% от мирового ВВП. Исследуя показатели экономической киберпреступности в отношении к мировому ВВП, обратимся к исследованию компании McAfee, эксперты которой в 2017 году оценили ущерб от экономических киберпреступлений в 600 миллиардов долларов, что составило примерно 0,8 % мирового ВВП и 14% для всей цифровой экономики. И если первая названная цифра, возможно, выглядит не очень впечатляюще, то показатель в 14 процентов наводит на серьёзные мысли. Эксперты McAfee иронизируют над этим показателем как над «14процентным налогом за рост цифровой экономики», вся трагичность этой иронии, тем не менее, проявляется если задуматься о том, что каждый 10ый доллар в цифровой экономике отправляется в карман злоумышленника. Распределение потерь от киберпреступлений по различным мировым регионам по данным исследования McAfee [5] : северная Америка – 30%; южная Америка – 4%; Европа и Россия – 32%; южная Азия – 2%; восточная Азия и Океания – 31%; северная Африка и средний Восток – 1%. Исходя из этих данных, можно подтвердить ранее высказанные тезисы о том, кто является основными жертвами экономической киберпреступности. Экономики США, Китая и Европы, во многом благодаря наличию в них большого количества привлекательных, с финансовой точки зрения, ресурсов, становятся жертвами не только атак других регионов, но и, естественно, друг друга.

Вышеприведённые показатели помогли нам понять, что рынок киберпреступлений наносит ощутимый урон по цифровой экономике, давайте же теперь обратимся к тем издержкам, которые несут экономические субъекты ради обеспечения безопасности своей инфраструктуры и своих данных.

В предыдущем подпункте было продемонстрировано, что киберпреступления наносят довольно-таки серьёзный урон по экономике. Естественно, что с развитием данного вида преступности стали появляться и соответствующие средства защиты. Кибер-защита имеет огромное количество форм разных масштабов: от антивирусов и браузерных ограничений до серьёзных защитных систем. Экс- перты из компании Gartner оценили мировой рынок услуг кибербезопасности в 86 миллиардов долларов. Нетрудно заметить, что эта сумма в несколько раз меньше, чем тот ущерб, который ежегодно наносится цифровой экономике.

Что касается нашей страны, то по оценке экспертов из Positive Technologies, российский рынок услуг информационной безопасности составляет около 55 миллиардов рублей. Важно при этом, что две трети этих средств обеспечена госзаказами. В основном покупают антивирусное программное обеспечение и средства безопасности в сети интернет. В компаниях же на безопасность в среднем тратится 15% IT-бюджета. Малый бизнес расходует порядка 10%, крупный – до 20-22%.

Данные факты свидетельствуют о том, что в условиях развития киберпреступности, объяснимо растёт и рынок кибер-защиты. Однако имеющиеся в распоряжении цифры указывают на то, что рынок безопасности пока не в силах совладать с рынком преступным.

Таким образом, развитие современных технологий и процесс глобализации в экономической сфере во многом обосновали появление и развитие киберпреступности. Киберпреступность, которая в современном мире направлена в основном на получение финансовой выгоды, имеет ряд качеств, которые затрудняют процесс борьбы со злоумышленниками данного вида. Киберпреступность наносит ощутимый урон экономике всего мира, обусловленный похищением ресурсов и информации, а также использовании их в корыстных и не всегда благородных целях. Появившиеся в целях защиты от неё рынки безопасности, как видно по показателям, пока не в силах в полной мере победить этот недуг. Мы являемся свидетелями увлекательной гонки между рынком киберпреступности и киберзащиты, и от того, кто в итоге одержит победу, будет зависеть дальнейшее развитие всей мировой экономики.

Список литературы Киберпреступность в экономике

  • Головинов О.Н., Погорелов А.В. Киберпреступность в современной экономике: состояние и тенденции развития // Вопросы инновационной экономики. 2016. № 6 (1). С. 73-88. DOI: 10.18334/vinec.6.1.35353
  • Исследование PwC «Всемирный обзор экономических преступлений 2016». - режим доступа: https://www.pwc.by/be/publications/pdf/Global_Economic_Crime_ Survey_ 2016_Global_Report.pdf.
  • Исследование PwC «Российский обзор экономических преступлений 2018» - режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/recs-2018.html
  • Исследование Positive Technologies - режим доступа: https://www.ptsecurity.com/upload/corporate/ru-ru/analytics/Positive-Research-2018-rus.pdf.
  • Исследование McAfee о влиянии киберпреступности на экономику 2017 - режим доступа: https://www.mcafee.com/enterprise/en-us/assets/executive-summaries/es-economic-impact-cybercrime.pdf.
  • Магомедов Р.М. Анализ Российского рынка IT-услуг // Территория науки. Воронеж. 2017. № 1. С. 145-151.
  • Магомедов Р.М. Развитие финансовых интернет-услуг в России // Территория науки. Воронеж. 2017. № 4. С. 120-126.
  • Магомедов Р.М. Развитие экономики России через обновление инновационных технологий предприятий // Академический журнал Западной Сибири. 2017. № 2. С. 28-31.
  • Фомичева Т.Л., Савина С.В., Казаченко А.А. Информационные технологии распознавания документов // Территория науки. Воронеж, 2018. № 3. С. 59-62.
  • Фомичева Т.Л., Савина С.В., Викулина Е.А. Применение DataMining и MachineLearning в процессе кредитного скоринга // Евразийский юридический журнал. Уфа, 2018. № 7. С. 413-414.
Еще
Статья научная