"Китайский путь" - путь социализма с китайской спецификой
Бесплатный доступ
В статье рассматривается «Китайский путь» - путь социализма с китайской спецификой. Показано, что социализм с китайской спецификой под руководством КПК определяет положение дел в стране: партия уделяет основное внимание экономическому строительству, придерживается 4 коренных принципов, курса реформ и открытости. «Китайский путь» освобождает и развивает производительные силы, создает социалистическую рыночную экономику, социалистическую демократию, прогрессивную социалистическую культуру, гармоничное социалистическое общество, экокультуру социализма. Он поощряет всестороннее развитие человека, поэтапно реализует общее благосостояние всего народа, и в целом - создает зажиточное, демократическое, гармоничное современное социалистическое государство.
"китайский путь", социализм с китайской спецификой, модернизация, трансформация китайской цивилизации
Короткий адрес: https://sciup.org/170168638
IDR: 170168638
Текст научной статьи "Китайский путь" - путь социализма с китайской спецификой
Путь социализма с китайской спецификой является результатом реализации курса реформ и открытости на протяжении 30 лет, 60 лет упорного поиска после создания КНР, итогом более чем 170-летнего периода Новой истории развития китайской нации, результатом развития цивилизации китайского народа в течение 5 000 лет2.
Социализм с китайской спецификой: истинный маршрут цивилизационного строительства
Развитие социализма с китайской спецификой осуществляется в основном благодаря реформированию и трансформации культуры, ведь в этом и заключа- ется суть цивилизации. «Китайский путь» появляется на стыке западной капиталистической культуры и китайской традиционной культуры, в основе которой – конфуцианская культура. Но он связан и с европейским марксизмом, советским ленинизмом, стремлением китайского народа к освобождению и независимости, к созданию мощного государства и благосостоянию народа. Следовательно, речь идет о нескольких системах взаимоотношений: Китай – Запад, Китай – «третий мир», социализм – капитализм, китайская традиция – модернизация.
В 1840 г. китайская традиционная культура столкнулась с западной капиталистической культурой; в процессе противостояния она терпела одну неудачу за другой. После поражения Синьхайской революции, особенно в период движения за новую культуру, передовые интеллектуалы Китая пытались, используя западную науку и демократические идеи, провести реформу китайской традиционной культуры, отбросив ее феодальные элементы и реформируя элементы, совпадающие с современными научными и демократическими идеями. Китайский народ, переосмысливая и впитывая в себя разнообразные западные социальнополитические течения, в конце концов остановил свой выбор на наиболее прогрессивном направлении – марксизме-ленинизме. Широкое распространение марксизма-ленинизма способствовало становлению Коммунистической партии Китая, которая уделяла большое внимание культурному строительству. Мао Цзэдун в работе «О новой демократии» выдвинул концепцию строительства антиимпериалистической, антифеодальной национальной научной и массовой культуры. Китай вступил в эпоху всестороннего строительства социализма.
Каким же образом КПК, находясь в авангарде политической и культурной жизни, могла управлять диалектическими связями между китайской традиционной культурой и мировой современной культурой?
Во-первых, это связано с восприятием марксизма в Китае. В.И. Ленин говорил: «…вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила» [Ленин 1995: 309]. КПК, придерживаясь теории марксизма, творчески «использует его в соответствии с китайскими особенностями, …позволяет этим идеям воплощаться в Китае, при этом каждое проявление должно иметь китайские черты» [Мао Цзэдун 1991: 534]. Партия сформулировала 2 проявления китаизации марксизма при осуществлении китайской революции, курса реформ и открытости: это теоретическая система маоизма и социализм с китайской спецификой1.
Во-вторых, это связано с восприятием западной культуры в Китае. После 1840 г. Китаю было необходимо бросить вызов западной цивилизации, он должен был осмыслить западный опыт и пойти по своему пути – пути китайской модернизации. Но в то время, «если бы захотели найти в китайской традиции достаточные духовные ресурсы, развить ее движущую силу, чтобы спасти Китай, вероятность этого была бы очень мала» [Ду Вэймин 1997: 317]. Китайская традиционная цивилизация не была той единственной силой, которая могла помочь Китаю завершить трансформацию в сторону современной цивилизации. Люди стали невольно обращать внимание на разнообразные идеологические течения Запада, например либерализм, утопический социализм, национализм, сциентизм, практицизм, позитивизм, анархизм. Содержащиеся в этих идеях позитивные компоненты понемногу усваивались. Тогда интеллигенция и политическая элита выдвинули концепцию «сохранения корпуса китайских ценностей при адаптации западной культуры». «Корпус китайской традиционной культуры» должен иметь «китайское для Китая» в качестве ядра и при этом адаптировать западные у чения для расширения духовного богатства Китая.
На протяжении более 170 лет шел мучительный поиск формулы отношений между «корпусом» и «адаптацией». Путь модернизации, созданный социализмом с китайской спецификой, есть сочетание «нового корпуса» китайской традиционной цивилизации и «новой адаптации» западной рыночной экономики. Китайская модернизация не может следовать по западному маршруту модернизации, однако на протяжении длительного времени процесс китайской модернизации в той или иной степени, осознанно или неосознанно, использовал западную модель модернизации в качестве системы координат, постоянно преследуя цель социалистической модернизации.
В-третьих, это связано с восприятием китайской традиционной культуры. Никто не спорит, что китайской традиционной культуре необходима модернизация. Сохраняя «корпус китайских ценностей», необходимо придерживаться 3 принципов, а именно: искоренять феодальную закрытость китайской традиционной культуры и поощрять ее современный характер; бороться с косностью традиционной культуры и поощрять созидательность; преодолевать ее оторванность от реальности и поощрять практичность. Начиная с курса реформ и открытости, Коммунистическая партия Китая в основном следовала этим 3 принципам в отношении традиционной культуры. К примеру, Дэн Сяопин выдвигал идею «малого благоденствия», Цзян Цзэминь выдвигал идею «нравственного управления», Ху Цзиньтао – идею «гармоничного общества» и «гармоничного мира». Си Цзиньпин на XVIII съезде партии выдвинул идею «китайской мечты». Все эти инновации основаны на идеях марксизма, впитали в себя позитивные элементы, которые способствуют развитию человечества, показывают тенденцию трансформации китайской цивилизации в сторону сближения регионального и глобального.
Например, система главных ценностей всесторонне олицетворяет «дух марксизма, адаптацию западного при сохранении китайских ценностей». На уровне отдельного человека выдвинуты понятия «патриотизма, преданности работе, добросовестности и дружбы», на уровне всего общества – понятия «свободы, равенства, справедливости и верховенства права», на уровне государства – понятия «мощи, демократии, цивилизации и гармонии». Таким образом, традиционные китайские культурные ценности «нравственного совершенствования», «порядка в доме» и «управления государством», которые заложены в каждом человеке, семье и государстве, выходят на уровень глобальных ценностей человечества. Эти 24 иероглифа на атласе общих человеческих ценностей успешно интегрируют «традиционный Китай», «современный Китай» и «глобальный Китай» в системе «три в одном». Си Цзиньпин, выступая 17 февраля 2014 г. на 3-м пленуме XVIII съезда, подчеркнул: «Необходимо развивать государственную систему управления и модернизацию потенциала управления, культивировать систему социалистических ценностей и общечеловеческих ценностей, ускоренно создавать особую систему ценностей с китайской и национальной спецификой. ‹…› Необходимо распространять результаты современной инновационной китайской культуры, которая продолжает устои традиционной китайской культуры и развивает дух времени, а также помогает становлению нашего государства». Он также отметил: «Только помня о прошлом, можно прокладывать дорогу в будущее, только перенимая наследие, можно создать что-то инновационное… Отбрасывание же традиций, потеря корней подобны перерубанию духовных артерий»1.
Путь социализма с китайской спецификой, с одной стороны, показывает, что нет «универсальной мировой цивилизации». С другой – мы видим, что КПК, успе шно завершив путь «революционного строительства государства»
с китайской спецификой, приблизилась к завершению пути специфического экономического становления государства. В течение 30 лет экономического процветания во время курса реформ и открытости Китай отстал в осуществлении цивилизационного строительства. ВВП возрос, однако нравственность упала, идеалы были утрачены, ценности потеряны, экология ухудшилась. Государство, у которого потеряна цивилизационная составляющая, не может реально возвыситься.
После XVIII съезда стратегия КПК по управлению государством трансформируется от «экономического становления государства» к «цивилизационному становлению государства». Этот взгляд переустанавливает цели развития Китая и его отношения с миром. «Пройденные 90 ли из пути в 100 ли составляют лишь половину»: настало время для всестороннего прорыва курса реформ и открытости. 3-й пленум ЦК КПК выдвинул 330 рекомендательных мер в 15 областях, в которых существуют различные проблемы и подводные камни. В результате социализм с китайской спецификой вышел на новый уровень развития.
Иной путь модернизации возможен и осуществим
Начиная с времен опиумных войн, великое возрождение китайской нации стало лейтмотивом развития Китая. У возрождения две цели: одна – благосостояние, вторая – цивилизация. Благосостояние – есть базис и структура цивилизации; цивилизация – это одновременно и исток, и конечная цель благосостояния. Если нет цивилизации, то рост благосостояния только ведет в тупик.
В мире, который управляется развитыми капиталистическими государствами Запада, у Китая нет возможности пойти по этому пути, чтобы стать развитым государством. Путь империализма также является тупиковым. Достаточно вспомнить, что говорил американский президент Обама о возвышении Китая. В 2010 г., выступая в Австралии, он отметил, что «если Китай будет развиваться по той же модели, что и Америка и Австралия, то это будет катастрофой для всего мира, этого не выдержит наша планета, Китай должен развиваться по иной модели» [Ян Ин, Ван Сяоцян 2012]. То есть, это означает: «вы, развивающиеся государства, должны выбрать другой формат жизни, который бы гарантировал, что наш западный формат жизни не ухудшится».
Китай не пойдет по пути западной модернизации, которая основывалась на эксплуатации и захвате, колонизации и войнах. Этот путь залит кровью и наполнен злодеяниями. Китайский социализм заложил основу для осуществления китайской модели модернизации. Он вовсе не продолжает «советскую модель», успешно избегает влияния теорий «зависимости», «центризма», «вестернизации» и прочих идей, которые использует капитализм. Социализм с китайской спецификой развивается самостоятельно, он приобщается к мировому сообществу, ориентируется на будущее и шаг за шагом ищет то, что подходит китайским реалиям. Кроме того, он следует историческому течению социализма с китайской спецификой, творчески подходит к ошибкам и неудачам, которые возникают на пути китайской модернизации, успешно преодолевает сложности [Шэнь Юньсо 2007: 418].
Этот выбор обусловлен непрестанным поиском и глубокими исследованиями. В 1954 г. I съезд ВСНП выдвинул идею «четырех модернизаций». В 1958 г. «большой скачок» заставил нашу экономику «скакнуть», но не продвинул ее вперед. В 1975 г. IV съезд ВСНП снова выдвинул концепцию осуществления «четырех модернизаций» в конце XX в. В 1978 г. 3-й пленум 11-го созыва постановил сместить фокус партийной работы на строительство социалистической модернизации. С этого момента Китай встал на путь модернизации по модели социализма с китайской спецификой. Если бы не было 30 лет опыта до начала курса реформ и открытости, то КПК продолжала бы блуждать в потемках при осуществлении модернизации.
Есть ученые, которые рассматривают путь модернизации через социализм с китайской спецификой как «способ человечества отделаться от оков неолиберализма и изобрести другое практическое руководство для мира» [Ван Цзяньцзюнь 2013]. Это неплохое определение. Так, при анализе опыта латиноамериканских государств становится понятным, что путь модернизации под эгидой неолиберализма – это путь, навязанный Западом.
Необходимость исторического выбора марксизма в качестве руководящей теории для трансформации Китая в сторону модернизации и возрождения китайской нации бесспорна; при его реализации раскрывается незападный и превосходящий его социалистический путь модернизации. Китай стоит на принципах приоритета внутренних потребностей самого государства, что выявляет особенности его пути: 1) отличие способов его развития от западных; 2) учет недостатков западной модернизации.
Итак, можно сказать, что после долгих исканий Китай нашел подходящий китайским условиям путь социализма с китайской спецификой. Под руководством КПК страна сможет справиться со всеми трудностями, будет делать все новые успехи и, наконец, осуществит возрождение китайской нации в условиях социалистической модернизации.
Заключение
XVIII съезд КПК сформулировал всесторонний план строительства социалистической экоцивилизации, которая содержит китайский цивилизационный ген. Экоцивилизация является формой трансформации индустриальной культуры, которую Китай предлагает всему миру, зашедшему в тупик. Новое руководство Китая последовательно ведет страну к «новому этапу социалистической экоцивилизации». Улучшение жизненного уровня населения, регулирование структуры экономики, изменение системы оценки кадров по уровню ВВП, увеличение строгости штрафов и контроль загрязнения окружающей среды заводами, усиление защиты окружающей среды и прочие законы, затрагивающие экоцивилизацию, уже действуют. Социалистическая экоцивилизация является важной составляющей социалистического пути. Она создает прекрасный Китай, где «синее небо, зеленая трава и чистая вода», демонстрирует человечеству новый цивилизационный путь поступательного развития [Неизбежность эпохи… 2013].
Таким образом, путь социализма с китайской спецификой не только дает миру новый формат развития, но и новую форму цивилизации.
18 октября 2017 г. в Пекине в Доме народных собраний открылся XIX съезд КПК. В его повестке – идея генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи. В частности, было сказано, что КПК выступила с великим призывом идти собственным путем и построить социализм с китайской спецификой. С тех пор КПК стимулировала выход Китая в мировые лидеры в области экономического и научно-технического потенциала, а также оборонной и совокупной мощи государства, подняла международный статус Китая на небывалую высоту. Со времени вступления социализма с китайской спецификой в новую эпоху сделано немало. Решена проблема обеспечения миллиардного населения питанием и одеждой, в целом реализована цель построения общества среднего достатка. В недалеком будущем среднезажиточное общество будет полностью построено, несмотря на имеющиеся сложности.
Было также отмечено, что со времени вступления социализма с китайской спецификой в новую эпоху противоречие между постоянно растущей потребно- стью народа в достойной жизни и неправомерностью неполноты развития стало основным противоречием китайского общества.
Список литературы "Китайский путь" - путь социализма с китайской спецификой
- Ван Цзяньцзюнь 2013. Третий пленум 18 созыва открыл новые горизонты для китайского пути. -Еженедельный новостной журнал Ляован. 11 ноября
- Ду Вэймин 1997. Современная мораль и конфуцианские традиции. Шанхай: Изд-во Саньлянь
- Ленин В.И. 1995. Собрание сочинений. Т. 2. Пекин: Народное издательство
- Мао Цзэдун. 1991. Избранные сочинения. Т. 2. Пекин: Народное издательство
- Неизбежность эпохи «Китайского пути»: исследование Центра теоретической системы социализма с китайской спецификой, Центральная партийная школа. 2013. -Цюйши. № 20
- Шэнь Юньсо. 2007. Теория китайского формата. Пекин: Народное издательство
- Ян Ин, Ван Сяоцян. 2012. Дэн Интао: модернизация для большинства. -Типография Гонконга. № 1