Классика студенческой подработки: масштаб и факторы занятости репетиторством

Автор: Касаткина Н.П., Сосина И.Е., Шумкова Н.В.

Журнал: Огарёв-online @ogarev-online

Статья в выпуске: 9 т.7, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются результаты социологических исследований, посвященных изучению репетиторства как вторичной занятости студентов. В качестве эмпирической базы используются материалы фокус-группового исследования самозанятой молодежи Республики Мордовия. Оцениваются масштаб и факторы распространенности репетиторства среди студенческой молодежи.

Вторичная занятость, репетиторские услуги, рынок труда, самозанятость, студенты

Короткий адрес: https://sciup.org/147249798

IDR: 147249798

Текст научной статьи Классика студенческой подработки: масштаб и факторы занятости репетиторством

Репетиторство – сравнительно традиционная трудовая практика в сфере образовательных услуг [5; 6], ее распространенность в разные исторические периоды нашей страны претерпевала значительные изменения. В современном российском обществе, ввиду достаточно значимой общественной потребности и наличия артикулированных социальных функций, соответствующие практики приобретают институционализированный характер. Так, по данным исследовательского центра Superjob, в 2017 г. репетиторскими услугами воспользовалось 27% российских семей, где есть дети-школьники. «Чем старше ребенок, тем больше потребность в дополнительных занятиях: среди родителей младших школьников репетиторов нанимают 16%, для учеников 5–6 классов – 22%, для учеников 7–9 классов – 28%, для старшеклассников – 43%» [10].

Репетиторы как особая социально-профессиональная группа, относящаяся к категории самозанятых, является довольно дифференцированной общностью. Согласно наблюдениям М. Брея, в отличие от достаточно гомогенного по социально-демографическим и квалификационным характеристикам сообщества учителей, сообщество репетиторов имеет значимые различия: «Во многих местах учащиеся зарабатывают на карманные расходы репетиторством с учащимися начальной школы, и аналогичным образом студенты университета занимаются с учащимися средней школы. На другом конце возрастной шкалы находятся репетиторы из числа пенсионеров, которые хотят приносить пользу обществу и заработать дополнительные деньги» [2, с. 69–70].

Несомненно, что ядро репетиторского цеха образуют преподаватели и учителя. Их неформальная вторичная занятость достаточно изучена с точки зрения мотивов, факторов, социальных эффектов и последствий [7]. Однако другие представители социальнопрофессиональной группы репетиторов, в частности студенты, только попадают в поле внимания социологов. Среди авторов, прямо или косвенно упоминающих репетиторство в качестве способа совмещения работы и учебы, можно отметить лишь Е. Д. Вознесенскую, Д. Л. Константиновского и Г. А. Чередниченко [3; 8], Л. Х. Гитиса [4], Е. Н. Юдину и В. Н. Тренева [12], А. М. Нагимову и Ф. Р. Сафиуллину [9].

В связи с этим целью настоящего исследования является определение масштабов, факторов распространения репетиторства в структуре вторичной занятости студенчества, а также социальных эффектов от реализации соответствующей практики.

Масштабы распространенности. Данные исследований российских социологов свидетельствуют о том, что репетиторством занимается каждый десятый студент вуза очной формы обучения. В частности, подобные цифры озвучивают Е. Д. Вознесенская, Д. Л. Константиновский и Г. А. Чередниченко [3]. А. М. Нагимова и Ф. Р. Сафиуллина указывают, что традиционно сферой, где востребован студенческий труд, является сфера образования и культуры, где подрабатывают около 10% студентов вузов Казани.

В проведенном в 2019 г. опросе студентов старших курсов вузов г. Саранска2 были получены данные, согласно которым репетиторством занимаются 11% (213 чел.) студентов. В основном эта практика распространена среди студентов направлений подготовки, связанных с образованием и педагогикой (39% от всех занимающихся репетиторством), с общественными и гуманитарными науками (21%). Как правило, это женский вид занятости, девушек в нем большинство – 79%.

Рыночная востребованность услуг студентов-репетиторов. По мнению исследователей, введение ЕГЭ стало своего рода катализатором количественного роста потребности в репетиторских услугах и изменения требований к социальнопрофессиональным и квалификационным характеристикам претендентов на их оказание. Это, на первый взгляд, снизило востребованность студенческих услуг: «этот вид заработка, столь распространенный среди студенчества дореволюционной России и сохранявший свою популярность в советские времена, сегодня явно “перехватывают” соперники более старшие и квалифицированные - преподаватели школ и вузов» [8, с. 38].

Однако студенты постепенно захватывают значительный сегмент репетиторских услуг для семей с детьми младшего школьного возраста (а в некоторых случаях -дошкольников), где они предлагают «обеспечить получение базовых знаний, достаточных для получения удовлетворительной оценки по предмету» [1, с. 121].

Материалы фокус-группового исследования, проведенного с представителями самозанятой молодежи Республики Мордовия3, подтверждают указанную тенденцию. Мнение студентки, подрабатывающей репетиторством: «Первая девочка у меня была третьеклассница. У меня даже не спрашивали, какое у меня образование. Сейчас, когда у меня много детей, я поняла, что обычно для 3, 4, 5 классов нанимают, потому что нет времени самим делать домашнюю работу с ребенком. Родители сами говорят, сделайте домашнюю работу и объясните, что он не понял на уроке» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 2 года].

Мотивация студентов. Отечественные исследователи студенческой трудовой занятости сходятся в одном: для большинства студентов вузов она является жизненной необходимостью. Как верно подметила А. В. Родионова, «совмещение студентами учебы в вузе на дневном отделении с работой - широко распространенное явление, вызванное динамикой развития российского общества, его экономическими и политическими преобразованиями. Объем бюджета на финансирование высшего образования ни сейчас, ни в дальнейшем не предполагает содержание студентов за счет государственных дотаций, кроме специально означенных в законе групп населения» [11, с. 83].

Материальная мотивация является доминантой деятельности студентов-репетиторов. На это указывают данные фокус-группового исследования: «Я не думала сначала этим заниматься, я просто хотела какой-то независимости от родителей, не сидеть на шее у них, иметь свои средства» [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 2 года], «Я считаю, что это приличная подработка, когда студент, это очень помогает в плане финансов» [И., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 4 года].

Вторым, не менее важным фактором выбора подработки является гибкость рабочего графика. Согласно Е. Н. Юдиной, В. Н. Треневу, репетиторство является одной из выигрышных стратегий, позволяющей студентам удачно совмещать работу и учебу [12]. «График приема учеников или выезда к ним домой составляет сам студент-репетитор. Можно договориться, где принимать учеников. А сколько человек в день или неделю -может решить сам репетитор. Если он сильно загружен на своей учебе, можно сократить количество учеников, если, наоборот, больше свободного времени, то можно увеличить занятость» [12, с. 55]. Из материалов фокус-группы: «Искала работу, смотрела объявления, но там график не удобный для меня. У нас учеба то в первую, то во вторую смену. И поэтому я начала думать, чем таким можно заниматься, чтобы работать на себя, вне зависимости от графика » [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 2 года].

Существенным фактором выбора репетиторства в качестве вторичной занятости и способа заработка является хорошая база знаний и навыков студентов «в тех областях, которые нужны его ученикам» [12, с. 56]. Репетиторство чаще всего выбирают те, кто еще до поступления в вуз успел накопить определенный опыт. « Начала заниматься этим еще в лицее для одаренных детей, у меня был математический профиль, поэтому я решила себя в этом попробовать » [И., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 4 года]. « У меня хоть профиль и не математический, но у меня золотая медаль. Школьная программа же… » [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 2 года].

Социальный эффект студенческого репетиторства. По мнению Д. М. Янбарисовой, стратегия совмещения учебы с работой «может быть дополнительным источником знаний и навыков и мотивации к обучению» [13, с. 232]. Что касается репетиторства, то оно в первую очередь предполагает возможности формирования и развития у студентов практических педагогических компетенций: « Дети разные. Мне с младшими классами гораздо сложнее, потому что у них интересы – планшет, игрушки, и родители с этим ничего не могут сделать. Сначала я не знала, как в таких ситуациях быть… Потом уже приспособилась, придумала занятие, играем в крестики-нолики, он проигрывает – решает пример. Обычно это уже под конец занятия, когда повторение материала. Я раза три выигрываю, потом приходится проиграть, чтоб ему интересно было » [А., студентка 4 курса, опыт работы репетитором - 2 года].

Кроме того, репетиторство оказывает существенное материальное подспорье и расширяет возможности студентов для успешной адаптации на рынке труда после завершения обучения в вузе.

Как следует из материалов исследования, репетиторские услуги востребованы в современном обществе, этот вид студенческой подработки сохраняет свой традиционный характер. Репетиторство как вторичная занятость студентов – довольно распространенная практика, выполняющая ряд позитивных функций: экономическую, образовательную, коммуникативную, адаптационную. Однако, роль этой занятости в профессиональной социализации студентов-репетиторов важна и в формировании их профессиональнотрудовых траекторий после завершения обучения.

Статья научная