Кластерные стратегии как инструмент повышения конкурентоспособности экономики регионов и возможности их использования в Узбекистане

Автор: Рузиев Р.Г.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 5-2 (18), 2015 года.

Бесплатный доступ

Кластер, конкурентоспособность региона, развития экономики региона, стратегия, региона, предпринимательства, инновация

Короткий адрес: https://sciup.org/140114605

IDR: 140114605

Текст статьи Кластерные стратегии как инструмент повышения конкурентоспособности экономики регионов и возможности их использования в Узбекистане

В настоящее время в процессе глобализации города, регионы и сообщества по всему миру становятся более близкими друг к другу. Связанные при помощи торговли, технологий, коммуникаций, они интенсифицируют конкуренцию, создают новые рабочие места, привлекают инвесторов и тем самым способствуют развитию. Успеха достигает тот, кто имеет возможность быть более гибким, осуществлять инновации, быть чувствительным к изменению окружающей среды. В мире воз-растает региональная    специализация,    концентрация и кластеризация промышленности в ответ на возрастающую конкуренцию, аутсорсинг и уменьшение размеров корпораций как результат национальных экономических реформ и глобализации. Таким образом, промышленные кластеры становятся важным инструментом, повышающим способность конкурировать, в том числе и на международном рынке.

Строительство кластеров для многих стран– это уже принятые инструменты экономического развития. Профессор М. Портер подчеркивал, что кластеры– это строительные блоки продуктивной инновационной экономики[1].

В последней четверти двадцатого века практика управления корпорациями доказала состоятельность так называемой модели формирования региональных экономических кластеров (РЭК). В настоящее время среди экономистов во всем мире превалирует большое признание мнения, что конкурентоспособность страны определяется регионами, в которых имеются РЭК. Наиболее известным исследо вателем РЭК в качестве субъектов формирования конкурентных преимуществ является М. Портер. По его мнению, ресурсом конкурентоспособности становятся налаженные механизмы формирования факторов, например, учебные и научноисследовательские институты, эффективная дорожная сеть [2]

Конкурентоспособность страны – это возможность выигрывать экономические состязания на внутренних и мировых рынках сбыта товаров. Конкурентная цепочка роста осуществляется, когда конкуренция между предприятиями усиливает конкуренцию между регионами, которая, в свою очередь, усиливает конкурентные преимущества страны. Роль государства в этом процессе – быть катализатором роста производства в регионах.

В процессе индустриализации экономики ядром эффективного экономического развития выступают уже не отдельные предприятия или отрасли, а производственные кластеры – группы крупных и малых предприятий, находящихся на одной территории.

Для выработки государственной политики поддержки промышленных кластеров необходимо выявить ключевые факторы конкурентоспособности регионов и сконцентрировать государственную поддержку на развитии локальных инфраструктур: кадровых, финансовых, образовательных, информационных, бизнес-среды.

В силу специфики экономики Узбекистана западный опыт обычно оказывается в большей степени теоретическим. Пример кластерного развития за последние сто лет показала Германия, где ставка была сделана на отраслевую консолидацию. Подобную практику чуть позже продемонстрировала и Франция. Естественно, единой программой развития становятся наиболее прогрессивные отрасли и регионы с целью противостоять интервенции импорта. Так, в Германии объединялись машиностроительные и сталелитейные предприятия, во Франции – винодельческие и парфюмерные, в Сингапуре – микроэлектронные и нефтехимические, в США – компьютерные и автомобильные. Определяющим критерием отраслевого отбора предприятий в кластерном развитии становится как можно более высокий процент добавленной стоимости в конечном продукте.

Подходы к реализации кластерной стратегии в различных странах отражены в таблице 1. Многие исследователи видят единственный способ сохранения малых фирм в условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции в объединении их в кластеры.

Мировой опыт реализации кластерной стратегии развития

Страна

Государство

Предприятия

Наиболее развитые кластеры

США

  • 1.    Развитие научнотехнологических партнерств.

  • 2.    Предоставление кредитов и льготное налогообложение компаний, осуществляющих программы НИОКР.

  • 3.    Привлечение первоначального капитала.

Концентрация предприятий в одном регионе и максимальное использование природного, научного, кадрового и интеграционного потенциала.

Информационных технологий, киноиндустрийный, автомобильный, аэрокосмический и др.

Япония

  • 1.    Поощрение развития узкоспециализированны х регионов.

  • 2.    Привлечение из-за рубежа

Концентрация средних и мелких предприятий

Электротехнический, автомобильный и др.

современных технологий.

Финляндия

1.Формирование уровня развития системы взаимодействия научных институтов и отраслей.

2. Вложение в сферу развития человеческого потенциала.

Взаимодействие крупных, средних и малых предприятий.

Лесной, информационный, телекоммуникационный, металлургический, машиностроительный и др.

Франция

1. Централизованное регулирование инновационной деятельности.

2.Стимулирование НИОКР для нужд промышленности.

3.Бюджетные ассигнования наукоемких видов бизнеса.

4.Снижение налога на инвестиции в НИОКР.

Концентрация предприятий вокруг крупной компании.

Парфюмернокосметический, текстильный, пищевой, винодельческий и др.

Германия

  • 1.    Поощрение развития высоких технологий.

  • 2.    Поощрение консолидации усилий промышленности и научных центров.

  • 3.    Финансирование промышленных кластеров из федеральных и местных источников.

  • 4.    Законодательное регулирование рынка труда.

Взаимодействие крупных, средних и малых предприятий.

Химический, полиграфический, машиностроительный, электрооборудование, мебельны й и др.

В целом процесс создания кластеров представляется следующим образом:

оценка потенциала региона и возможности создания кластера:

изучение ситуации в регионе и оценка наличия инфраструктуры, трудовых ресурсов, сырья, инвестиций, инноваций и т.д.;

  •    анализ существующей законодательной базы, специализации экономики региона, реализации отраслевых программ и инвестиционных проектов;

  •    дизайн кластерной политики: определение потенциальных участников и партнеров, основной продукции кластера, кластерного взаимодействия и кооперации, обязательств частного и госсектора в реализации кластерного подхода, стратегическая программа развития и механизмы адаптации политики на протяжении времени, проведение специальных исследований емкости внутреннего рынка и экспортных возможностей, анализ и просчеты предложений поставщиков, в результате которых будет подготовлен подробный бизнес-план и финансовая модель кластера, оценка социально-экономического эффекта;

  •    внедрение/реализация кластерной политики: организационное развитие кластера (организация Центра кластерного развития), развитие инфраструктуры и территории ее базирования, формирование исследовательского и образовательного подразделения кластера, территориальное размещение участников кластера, развитие информационной среды и делового климата, производство и реализация продукции кластера и т.д.;

  •    мониторинг и оценка: мониторинг и оценка кластерной политики, выявление особых препятствий, связанных с ними, и основных решений, направленных на их преодоление.

Потенциал Узбекистана и текстильные кластеры

В развитии текстиля важное значение имеет наличие в стране собственной сырьевой базы (хлопка, шелка-сырца, шерсти) и квалифицированной рабочей силы. В результате глубокой переработки местного сырья происходит значительный рост добавленной стоимости текстильной промышленности, что позволяет увеличить ее вклад в экономику страны, а высокая трудоемкость отрасли решает вопросы обеспечения занятости населения, особенно женщин и молодежи.

Доля текстильной промышленности в ВВП Узбекистана в 2012 году составила 5,7% и имеет тенденцию постоянного роста (в среднем 108,2%), так же как и в объеме производства промышленной продукции – 11%; в общем объеме промышленного производства и непродовольственных потребительских товаров – 31% .

Развитие отрасли осуществляется в рамках утвержденной в 2010 году Программы развития легкой промышленности на дальнейшие 5 лет, в рамках которой предусмотрено расширение ассортимента и выпуска конкурентоспособной готовой продукции, увеличение объемов экспорта и уровня насыщения внутреннего рынка. Ежегодно ассортимент выпускаемых текстильных изделий пополняется новыми наименованиями, которые пользуются большим спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках сбыта. Благодаря внедрению в отрасль высокопроизводительных современных технологий, экспорт продукции предприятий отрасли вырос более чем в 110 раз против показателей первых лет независимости.

Приоритетом проводимой государственной политики в этой сфере является увеличение внутренней переработки хлопкового волокна и производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, в результате проводимых со стороны государства стимулирующих мер объем внутренней переработки хлопкового волокна, составлявший в 1990-х годах всего 7% от общего объема производства, по итогам 2012 года составляет более 40%. По прогнозам экспертов, в 2016 году показатель внутренней переработки хлопкового волокна должен достичь 60%. Наряду с переработкой развиваются такие отрасли, как шелкоткацкое и ковровое производство, увеличился выпуск трикотажных и швейных изделий, готовых тканей, чулочно-носочных изделий и пр. Развитие текстильной промышленности непосредственно связано с эффективностью селекционных работ по выведению новых сортов хлопчатника, где особое внимание уделяется высокой продуктивности и качеству волокна, повышению устойчивости хлопчатника к условиям засоленности земель, недостатка влаги, болезням и вредителям, к экстремально высоким температурам и др. В свою очередь Узбекский центр сертификации хлопкового волокна «SIFAT», являющийся членом Бременской хлопковой ассоциации и Международного Консультативного Комитета по хлопку, осуществляет сертификацию хлопкового волокна с использованием современного оборудования.

Очевидна зависимость текстильной отрасли от хлопкоочистительной отрасли, которую можно назвать связующим звеном между возделыванием хлопчатника и дальнейшей его переработкой. Предприятия отрасли объединены ассоциацией «Узпахтасаноат», в структуре которой 98 хлопкоочистительных заводов по всей республике, 34 специализированных цеха по подготовке посевных семян, сеть снабжения и другие вспомогательные подразделения. При ассоциации действует и собственный отраслевой научно-исследовательский центр «Пахтасаноат Илмий Маркази».

Основная продукция текстильной промышленности – ткани – идет на удовлетворение потребностей населения, а также используется в качестве сырья и вспомогательных материалов в швейной, обувной, пищевой промышленности, в машиностроении и др. Кроме натурального сырья, в легкой промышленности широко используются синтетические и искусственные волокна, искусственные кожи, поставляемые химической промышленностью. Исходное сырье для их производства – отходы нефтепереработки, природный газ и др. Таким образом, на уровне республики существуют различного рода взаимосвязи отраслей, способствующие формированию текстильных кластеров. Предпосылками применения кластерного подхода могут быть богатые природные ресурсы и хлопковое сырье, относительно развитая законодательная база, квалифицированные кадры, стабильно развивающаяся экономика, развитая сеть НИИ, вузов.

Одним из стратегических приоритетов развития текстильного кластера можно определить ключевые схемы технологической платформы по глубокой переработке углеводородных ресурсов. Маркетинговые исследования показывают, что в последние годы мировое производство текстильной продукции все больше ориентируется на синтетическое волокно. Наблюдается глобальная переориентация текстильной промышленности в отношении технического текстиля, который представляет собой наиболее быстро растущий сегмент от общего объема использования текстильной продукции и который увеличивается приблизительно в два раза по сравнению с объемом текстиля для производства одежды. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, преимущества синтетического волокна обусловлены его способностью адаптировать показатели качества продукции под требования последующего процесса переработки и модной индустрии. Новые модные направления основаны, как правило, на использовании материалов из синтетического волокна и нитей. Во-вторых, прирост населения приводит к увеличению потребности в текстильной продукции на душу населения, которую нельзя удовлетворить производством натурального волокна. К тому же производство натурального волокна нуждается в тех же ресурсах (земля, вода), которые необходимы для производства пищевых продуктов для растущего населения.

В условиях Узбекистана для формирования текстильных кластеров необходимо пройти основные этапы создания кластера, исходя из пяти фаз (рис.1): инициирование, диагностика, стратегия, формализация, оценка и мониторинг.

Создание отраслевого текстильного кластера, несомненно, даст мощный толчок развитию финансового рынка. Наряду с государственными финансовыми институтами должен быть сформирован комплекс венчурных, банковских и страховых структур (частно-государственные и частные венчурные фонды, венчурные институты и т.д.).

Итак, для определения приоритетной отрасли, а также выявления предпосылок создания кластера необходим всесторонний анализ. Однако уже сегодня можно утверждать, что создание кластера возможно практически в каждом регионе, а его эффективное функционирование зависит от инициативы бизнеса. Такая инициатива возможна лишь в случае осознания представителями бизнес-сообщества необходимости перевода работы своих компаний на инновационные рельсы. Развитие инновационной экономики в стране в долгосрочной перспективе будет способствовать наращиванию экономического потенциала страны, укреплению позиций на мировой арене. Наибольшую заинтересованность в создании текстильных кластеров должен проявлять малый бизнес, потому как именно таким предприятиям необходима определенная поддержка, опыт на ранних стадиях, чтобы пробиваться на свободном рынке.

Список литературы Кластерные стратегии как инструмент повышения конкурентоспособности экономики регионов и возможности их использования в Узбекистане

  • Карпова Д.П. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой//Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. -2007. -№ 4.
  • Ляховский Д. Кластерный подход: . www.metalinfo.ru
  • Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки//Проблемы современной экономики. -2008. -№ 3. -С. 355-358.
  • Портер Майкл Э. Конкуренция. -М: Изд. дом «Вильямс», 2005.
Статья