Клест-еловик Loxia curvirostra добывает корм на каменном здании
Автор: Резанов А.Г., Резанов А.А.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 472 т.18, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140151223
IDR: 140151223
Текст статьи Клест-еловик Loxia curvirostra добывает корм на каменном здании
Известно, что основным кормом клесту-еловику Loxia curvirostra служат семена хвойных растений, прежде всего семена ели. Реже в состав диеты клестов входят семена лиственных деревьев. Таким образом, в выборе субстрата для разыскивания корма клёст-еловик ограничен, главным образом, древесной растительностью. Значительно реже клесты вынуждены разыскивать корм на земле, в том числе извлекая семена из упавших шишек. Кроме того, в период миграций эти птицы могут кормиться на морском побережье на выбросах водорослей. Иногда клесты облетают кроны елей, используя порхающий полёт и «зависая» в воздухе около шишек. Зимой клесты могут посещать кормушки. Как необычное кормовое поведение, у еловиков отмечается активная воздушная охота за летающими насекомыми.
Известное разнообразие кормовых методов, используемых L. curvi-rostra (Холодковский, Силантьев 1901; Дементьев 1954; Луговой 1963; King, Ladhams 1967; Newton 1967 – цит. по: Cramp et al . 1994; Мальчевский, Пукинский 1983; Шурупов 1985; Cramp et al . 1994; Плешак 1998; Лоудон 2002; Мальчевский 2003; Меженный 2003), оценённое при помощи цифрового кодирования по системе классификаторов (Резанов 2000), достигает 35, из которых около 30 приходится на поиск и добывание корма на деревьях.
Добывание корма на постройках человека и других субстратах антропогенного происхождения у клеста наблюдается крайне редко. В связи с этим представляет интерес необычное поведение еловика, наблюдавшееся одним из авторов на территории биостанции Московского городского педагогического университета. 4 июня 2008 два клеста (самец и самка) сидели на коньке крыши одноэтажного крыла жилого здания. Затем оба перелетели на крышу двухэтажной центральной части здания. Через некоторое время самка слетела на каменный выступ над оконным проёмом 2-го этажа и в течение 1-2 мин сделала 10 клевков – выковыривание и отбрасывание небольших фрагментов строительного материала. Возможно, клёст выковыривал из трещин каких-то беспозвоночных или использовал в качестве минерального питания кусочки извёстки и пр. Несколькими днями раньше эта же пара клестов была отмечена на сушине около хозяйственной одноэтажной кирпичной постройки.
Известно, что иногда клесты-еловики пьют морскую воду (Riddiford 1994), кормятся солью (Marshall 1940; Knox 1978), извёсткой на стене (Susic 1981), а белокрылые клесты L. leucoptera поедают древесную золу (Tozer 1999). В Англии отмечена кормёжка клестов-еловиков на дымовой трубе (Bartlett 1976). В Ленинградской области А.В.Бардин (устн. сообщ.) неоднократно наблюдал, как клесты «грызли» извёстку и кирпич на крышах деревенских домов, а также ели золу и кусочки угля на кострищах. По наблюдениям в 2000-2005 годах в Карпатах (Польша), еловики кормились на проезжих дорогах, кострищах, стальных конструкциях, стенах кирпичных зданий и на земле, добывая песок, соль, металлическую ржавчину, извёстку, кирпичную крошку и землю. В частности, 1 апреля 2005 три клеста кормились на кирпичной трубе жилого здания. Добывание клестами минеральных веществ из источников антропогенного происхождения чаще всего наблюдали зимой. Возможно, такое поведение вызвано бедностью зимней диеты еловиков минеральными веществами (Bylicka et al . 2006). На Оркнейских островах клёст принёс слизня на крышу здания и там его расклёвывал (Booth, Reynolds 1992 – цит. по: Cramp et al . 1994); однако в данном случае крыша была не субстратом разыскивания пищи, а лишь местом манипулирования (расклёвывание, заглатывание) с кормом.
Наблюдаемый нами тип клевков в литературе описан как «prize off» (Camp et al. 1994) или отдирание кусочков коры (Шурупов 1985) и используется клестами при разыскивании скрытых форм беспозвоночных. Подобный тип клевков, вероятно, используется клестами при добывании фрагментов того или иного строительного материала со стен зданий. Очевидно, что в нашем случае необычным было не сколько поведение птицы, сколько её «переключение» с обычного древесного субстрата на каменный. По-видимому, рассматриваемое пове- дение клеста, на уровне кормового манёвра, является стереотипным. Оценивая же в целом зарегистрированный кормовой метод (как совокупность кормового манёвра и окружающей среды, в частности, субстрата разыскивания и добывания корма), мы приходим к выводу о его необычности.