Климат для инвестора

Автор: Гуриев Сергей

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Самое важное

Статья в выпуске: 3 (107), 2011 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142169999

IDR: 142169999

Текст статьи Климат для инвестора

«Денег в бюджете не будет совсем»

Все меры, упомянутые российским президентом на Всемирном экономическом форуме в Давосе (уход государства из экономики, создание стимулов для инвестиций, повышение качества человеческого капитала), являются правильными. Но главные проблемы в российской экономике связаны с инвестиционным климатом — созданием условий для экономического роста, инвестиций, ведения бизнеса.

Модернизация предполагает наличие критической массы заинтересованных в ее проведении экономических агентов. В России же такой массы пока нет. Госкомпании не являются агентами, заинтересованными в проведении модернизации. В этих условиях необходима их приватизация. Ее успех возможен при условии резкого дерегулирования рынка, плодотворной борьбы с коррупцией, улучшения инвестиционного климата. Лишь эти меры обусловят создание политической основы для модернизации. И только тогда произойдет собственно модернизация.

Объявленная программа приватизации в ближайшей перспективе не принесет ожидаемого эффекта, поскольку на продажу будут выставлены лишь миноритарные пакеты. Скорее всего, реализация контрольных пакетов таких компаний, как Сбербанк, ВТБ, Роснефть и т.д., станет возможной лишь через два–три года, когда денег в бюджете не останется вовсе.

Эксперты прогнозируют снижение дефицита бюджета, однако такие предсказания не учитывают следующие обстоятельства. Во-первых, очевидно, что собираемость единого социального налога резко упадет вследствие его повышения. Во-вторых, затраты на предвыборную кампанию увеличатся. В-третьих, российская политическая система сегодня устроена таким образом, что социальные и другие виды государственных расходов постоянно растут. К 2018–2020 годам пенсионная система будет полностью несбалансированной.

В этих условиях политики встанут перед неприятным выбором: сообщить гражданам о необходимости снижения пенсий, обмануть население, например, с помощью инфляции или девальвации или же искать новые источники увеличения доходов бюджета, такие как приватизация контрольных пакетов госкомпаний и др. Я уверен, что будет происходить и то и другое. Но в любом случае в среднесрочной перспективе лишних денег в бюджете не появится.

Вполне возможна приватизация и отдельных подразделений Газпрома. Интересно, что премьер-министр совсем недавно не исключил возможности лишения этой компании монополии на экспорт газа, если она не будет предоставлять независимым газодобывающим компаниям доступ к транспортной системе.

В этих условиях снижения налогов в ближайшей перспективе, к сожалению, не произойдет. Скорее всего, отдельным предприятиям или отраслям вместо снижения налогового бремени будут предоставлять индивидуальные льготы. Например, ЕСН повышен, но не для всех. Для инновационных предприятий, малого бизнеса предполагаются специальные режимы. Наверное, этот список будет расширен. Очевидно, что в перспективе предприятиям нефтяной отрасли, ведущим разработку новых месторождений, тоже будут предоставлены какие-то льготы. (В противном случае производство нефти сократится.)

Несмотря на значительный объем ликвидности в банковской системе, доступ к зарубежным заимствованиям, к технологиям (то есть возможность привести любого иностранного инвестора и совместно с ним построить новый завод), притока инвестиций не происходит. Цены на нефть достаточно высокие, тем не менее мы видим отток капитала из страны. Инвесторы опасаются приобретать российские акции. Они недооценены по сравнению с бумагами других развивающихся рынков. Очевидно, инвесторы боятся экспроприации.

Создание в ближайшей перспективе специального суверенного фонда, который разделит риски с иностранными компаниями путем совместных инвестиций в проекты модернизации, — один из путей решения проблемы. В условиях, когда государство в российской экономике играет огромную роль, инвестору необходимы гарантии защиты его проекта от возможной экспроприации.

«Все боятся «пузыря», прежде всего в китайской экономике, на рынке ценных бумаг и на рынке недвижимости».

и др., заинтересованные в сотрудничестве. Когда центр будет построен, они смогут разместить здесь свои исследовательские подразделения, лаборатории.

К сожалению, пока нет четкого понимания, что такое «инновационный центр «Сколково», но, думаю, скоро будет опубликована стратегия его создания.

Не исключено, что этот фонд будет каким-либо образом страховать политические риски. Иностранные компании станут выступать в качестве партнеров государства — таким образом им будет легче защищаться от коррумпи- рованных чиновников.

Что касается использования механизмов трансферта технологий, стоит отметить, что обмен активами между российскими и западными компаниями — это шаги в правильном направлении. Но, судя по всему, для инвесторов они пока не достаточно убедительны. К резкому улучшению инвестиционного климата могло бы привести, например, освобождение Ходорковского.

Что касается сделки BP и Роснефти — это отдельная история, поскольку председатель совета директоров

Роснефти Игорь Сечин — очень влиятельный человек. Поэтому эта сделка — скорее исключение, чем правило. Тем не менее, в действительности, она более интересна, чем кажется на первый взгляд. Решение задачи освоения арктических месторождений предполагает использование технологий, которых у российских компаний нет. Созданное партнерство в состоянии помочь российским участникам рынка получить доступ к необходимым технологиям, понять, как работают современные транснациональные нефтяные компании. Аналогичный путь прошла Норвегия, которая смогла построить передовую нефтегазовую компанию Statoil.

Кроме того, мы видим, что в инновационный центр «Сколково» (несмотря на весь скептицизм в отношении этого проекта) приходят и высокотехнологичные компании, ключевые игроки технологического мира, такие как Intel, Cisco, IBM, Siemens, Nokia, Boeing

ИТАР-ТАСС

Россия собирается применить в «Сколково» новые правила игры (связанные с миграционным законодательством, стандартами строительства, новыми способами построения университета и взаимодействия университета с бизнесом), продемонстрировать их эффективность и распространить на всю страну.

Я настроен оптимистически в отношении долгосрочных планов по созданию МФЦ в российской столице. Думаю, проект позволит улучшить качество жизни в Москве, регулирование финансовой системы.

Новая реальность: долги развитых стран Главный макроэкономический риск сегодня связан с огромным долговым бременем в развитых странах. Впервые в истории столь высокий уровень долга приходится на мирное время. Это серьезная проблема, и непонятно, как она будет решаться. Но в любом случае это обусловит существенное замедление роста в развитых государствах. Ни у кого сегодня нет сомнения, что некоторые европейские страны не смогут расплатиться со своими долгами, — это новая реальность. Греция, видимо, будет реструктурировать свой долг, и некоторые европейские банки на этом потеряют значительные деньги. Европейцам и американцам придется сокращать дефициты бюджетов. Такие процессы, как правило, очень болезненны.

Что касается риска ресурсных ограничений, то здесь не следует бояться катастрофических последствий. До тех пор пока правительства не будут слишком сильно регулировать цены, дефицита не возникнет. Появятся проблемы, связанные с тем, что расценки на продовольствие или на нефть могут быть достаточно высокими. С другой стороны, мы видим, что инновации в этой сфере внедряются быстро. Это касается и сектора сельского хозяйства, и газовой отрасли. Если цены на нефть подскочили в четыре раза, цены на газ остались на кризисном уровне в США — $4–4,5 за миллион BTU (от англ. British Thermal Unit — единица измерения энергии, используемая в США. — Р ЕД .). Заметим, что до кризиса это соответствовало бы $40–45 за баррель нефти.

В конечном счете низкие цены на газ приведут и к низким ценам на нефть. Сегодня нефть нельзя заместить газом, поскольку это транспортное топливо, но рано или поздно ситуация изменится.

На сырьевых рынках сейчас наблюдается рост, связанный с тем, что Америка в декабре неожиданно снизила налоги, и в этой связи прогноз роста американской экономики на краткосрочную перспективу повысился. Но налоги придется повышать, и поэтому, как только станет ясен механизм их повышения, темпы роста начнут замедляться.

Должен сказать, что все боятся «пузыря», прежде всего в китайской экономике, на рынке ценных бумаг и на рынке недвижимости. Такая опасность есть. Но, как обычно бывает с пузырями, никто не знает, когда, собственно, их нужно протыкать.

Статья