Клиническая ось "шизоидия - гипертимия"
Автор: Леончук С.Л.
Журнал: Научный форум. Сибирь @forumsibir
Рубрика: Медицина
Статья в выпуске: 2 т.5, 2019 года.
Бесплатный доступ
Структура нервной психики отражает энергетические процессы головного мозга. В статье предлагается клиническая ось «шизоидия - гипертимия», в основу которой положен континуум энерговооруженности базальных структур головного мозга. Шизоидная структура нервной психики и клинические формы шизоидии формируются при низком, а гипертимная структура нервной психики при высоком энергетическом уровне функционирования базальных структур головного мозга. Конституциональные особенности строения тела, темперамент и ядерные черты характера определяются врожденным уровнем нервно - энергетических процессов в этих структурах.
Энергетический континуум, шизоидия, гипертимия, клиническая ось
Короткий адрес: https://sciup.org/140248242
IDR: 140248242
Текст научной статьи Клиническая ось "шизоидия - гипертимия"
Построение клинических осей связано с желанием авторов найти единое начало всех болезней и изобрести «универсальный лечебный эликсир». В основу клинической оси «шизоид – циклоид» Э. Кречмер [1] положил нарастание дихотомических черт конституции и типов характера к полюсам оси. В центре оси он поставил равновесное сочетание клинических черт циклоидии и шизоидии, а по краям нозологические формы. Фактически он создал две клинические шкалы – циклоидии и шизоидии, искусственно соединив их в одну клиническую ось. Соединение непроцессуальных и процессуальных, врожденных и приобретенных клинических феноменов в один клинический континуум является методологической ошибкой. Тем не менее, создание клинических осей актуально, т.к. в них могут быть заложены единые патогенетические механизмы заболевания.
Дискуссия.
Организм – это единое целое, система, способная сохранять постоянство внутренней среды при помощи механизмов гомеостаза. Постоянство внутренней среды, гомеостаз – это момент целостности и независимости организма от экосистемы, которая диктует его устройство через естественный отбор [2]. Нарушение гомеостаза – суть разрушения и смерти. Организм, как целое, система, формируется через отражение внутренней потребности и реципрокный запуск процессов саморегуляции, направленный на удовлетворение этой потребности, что приводит к гомеостазу и сохранению системы.
Реактивность – одно из главных свойств жизни. Реактивность – это способность организма внутренне реагировать на изменения к нему требований экосистемы, форма его взаимодействия с экосистемой, особый вид отражения, связанный с регуляцией гомеостаза. Интегративным фактором жизнедеятельности организма является отраженная потребность, а реактивной системообразующей структурой – эмоции. Развитие эмоций идет из рефлекторного кольца и базальных ядер регуляции гомеостаза, работающих по принципу обратной связи [3]. Эмоции, как форма психики, отражают актуальные потребности организма в веществе, энергии и информации и несут энергетический заряд саморегуляции и целеполагания. Эволюционно – генетически по типу «стимул – реакция» эмоции спарены с эффекторными процессами и составляют с ними единый комплекс реактивности. Реактивность организма сопряжена с энергетическими модулями его жизнедеятельности. Энергетической характеристи- кой реактивности является темперамент. Эмоции, отражая актуальные потребности, являются центром адаптивной реактивности, гомеостатической регуляции и интеграции. Через акцептор действия они целеполагают создание гомеостатов, функциональных систем, отвечающих за реализацию потребности, гомеостаз и выживание организма.
В филогенезе, отражая доминирующие потребности, эмоции генерируют развитие сомы, как су-пергомеостата, сознания и интеллекта. С развитием интеллекта поведение организма, как системы, все более усложняется и опосредуется от доминанты потребности. Эмоции, являясь системообразующим реактивным центром организма, являются и центром «эго». «Эго» – это сгусток потребностей и связанных с ними влечений.
Целесообразно выделить следующие структурно - функциональные слои нервной психики в ее филогенетическом развитии:
-
1. Биологическая психика – отражает информацию о требованиях экосистемы и использует ее в регуляции жизнедеятельности организма:
-
а) нервно – эндокринные и нервно – вегетативные структуры. Участвуют в регуляции гомеостаза, физиологической адаптации организма в экосистеме, определяют общий энергетический уровень жизнедеятельности и конституцию особи;
-
б) нервно – психические структуры. Организуют адаптивное биологическое поведение особи в природе. Они внутренне связаны с нервно - эндокринными и нервно – вегетативными структурами, определяют темперамент и ядерные черты характера.
-
2. Социальная психика – высшая форма развития психики, отражение социальной информации и использование ее в практической деятельности. Связана с развитием сознания и интеллекта. Социальная психика подчиняет и присваивает биологическую психику себе, организует адаптивное поведение человека в природе и социуме.
Созревание головного мозга – это биосоциальный процесс. Биологическое созревание идет одновременно с формированием его социальных функций путем количественных изменений и качественных скачков – метаморфозов, которые отражают этапы развития. Биологическое и социальное – это две стороны одного процесса развития [5]. Биологическое развитие головного мозга – это рост, увеличение мощности, дифференциации и интеграции нервной ткани. Социальное созревание головного мозга – это развитие его социальных функций – сознания, речи, высших эмоций, мышления, интеллекта, воли. Биологическое развитие неокортекса реализует его врожденный социальный потенциал. Биологическая и социальная детерминанты развития головного мозга взаимосвязаны. Биологическая детерминанта интенсивна во время биологических кризов, социальная детерминанта интенсивна в сензитивных периодах созревания социальной психи- ки. Процессы созревания нервной психики идут от простых психических актов к высшим социальным формам. Морально-нравственное и эстетическое являются высшими формами социального движения материи и появляются только в конце созревания неокортекса.
Объем потенций развития психики индивидуален и ограничен врожденным энергетическим потенциалом головного мозга. Врожденный энергетический дефицит базальных структур головного мозга приводит к неравномерности и асинхронии развития, шизоидной структуре психики и ядерным формам ее социального недоразвития [6, 7, 8]. Ги-пертимная структура психики формируется при богатом энергетическом потенциале этих структур.
На мой взгляд, для развития человека, как социально-биологической системы, необходимы следующие условия:
-
1. Наличие в организме социально - биологической структуры, способной отражать социальную информацию. Такой структурой является неокор-текс.
-
2. Наличие социальной среды, социального сигнала - стимула для реализации социальных потенций социально - биологической структуры.
-
3. Высокий энергетический потенциал базальных структур головного мозга, генерирующий развитие психики.
Наиболее энергозатратными в работе мозга являются социально - биологические структуры не-окортекса, так как обработка социального сигнала требует гораздо более сложной и дифференцированной работы, чем обработка биологического сигнала.
В нервной системе имеются различные энергетические режимы и уровни работы, жесткие и гибкие детерминанты регуляции, что увеличивает пластичность ее работы. Смена энергетических режимов и уровней работы является биологической адаптацией, предохраняющей нервную систему от перенапряжения. Энергетический режим является переменной величиной, его смена наблюдается при изменении мотивации, биоритмах, колебаниях аффекта [9]. Энергетический уровень - это врожденная энергетическая константа, энергетический потенциал базальных структур мозга, определяющий реактивность, темперамент и силу эмоционально - волевых реакций [6]. Структура нервной психики отражает происходящие в ней энергетические процессы. Врожденный энергетический дефицит нижних этажей мозга приводит к неравномерности и асинхронии развития нервной психики и ее шизоидной структуре. Шизоидная структура является энергетически дефицитар-ной, что приводит к недоразвитию социальной психики, требующей высокого энергетического потен-циала[10]. Шкала энергетического дефицита является большой, поэтому возникает разнообразие ядер-ных форм шизоидии. Гипертимная структура нервной психики формируется при высоком энергетиче- ском уровне функционирования нижних этажей мозга. Снижение энергетического уровня функционирования нервной психики и формирование процессуальных типов нервно-психического дефекта является биологической адаптацией, в основе которой лежат механизмы нервно-психической регрессии, - наблюдается при шизофрении [4, 6]. Циклоидная структура нервной психики связана с аффективной регуляцией энергетического режима функционирования нервной психики, что также является биологической адаптацией.
Можно составить клиническую ось «шизоидии - гипертимии», в основу которой положены континуум энерговооруженности базальных структур головного мозга, реактивности нервной психики и силы темперамента. На одной ветви оси находится шизоидия, на другой - гипертимия, в середине оси находится нормотимия. Полюсами клинической оси являются ранний детский аутизм Каннера и гипер-тимное возбуждение. Клинические варианты оси отражают энергетические уровни функционирования нервной психики. Шкала регрессии, типов нервно-психического дефекта не входит в клиническую ось «шизоидия - гипертимия», так как носит процессуальный характер. Конституциональные особенности шизоидов, гипертимиков и циклоидов отражают характер энергетических процессов в базальных структурах головного мозга.
Врожденный энергетический дефицит базальных структур головного мозга приводит к ядерной шизоидии. Шкала шизоидии - это непроцессуальный ряд клинических форм ядерного недоразвития социальной психики, куда входят ранний детский аутизм, врожденные астеническое, невропатическое, тревожное, диссоциальное и шизоидное расстройства нервной психики.
Имеются следующие черты шизоидии [11-14]:
-
1. Недоразвитие социальной психики - аутизм, дефицит социального взаимодействия, общения, речи, эмоционального тепла, эмпатии, моральноэтический и эстетический дефицит.
-
2. Незрелость мышления - схематизм, слабость целеполагания, отсутствие глубины, аути-стичность, оторванность его от реальности и практической деятельности.
-
3. Психэстетическая пропорция, амбивалентность и амбитендентность.
-
4. Слабое «Эго», то есть ограниченный круг потребностей и, связанных с ними, влечений.
-
5. Гипобулия - пассивность, узость интересов, занятий, неряшливость, избегание, неспособность к систематическому труду.
-
6. Вторичные компенсаторные психологические механизмы - невротические комплексы, аутистические бредоподобные фантазии, сверхценные интересы и убеждения.
-
7. Социальная субадаптация и дезадаптация.
-
8. Астеническая конституция с явлениями дисфункции и недоразвития отдельных систем.
-
9. Консерватизм, неофобия.
Экспансивные шизоиды стоят на энергетической оси выше, чем сензитивные шизоиды, что определяет их клиническое своеобразие.
Шизофрения на фоне шизоидии протекает неразвернуто, вяло в виде шизотипического расстройства, так как при шизоидии наблюдается низкая реактивность нервной психики. Это касается и аффективных расстройств. Тяжелые формы шизоидии осложняются умственной отсталостью.
При богатстве энергии базальных отделов головного мозга формируется гипертимная структура психики, главными в которой являются высокая реактивность, сильный темперамент и социальность. Развитие социальной психики требует высокого энергетического потенциала мозга, так как обработка социального сигнала требует гораздо более сложной и дифференцированной работы, чем обработка биологического сигнала. К чертам гиперти-мии относятся гармоничность, синтонность, общительность, дружелюбие, оптимизм, сильное «эго». Гипертимики хорошо учатся, знают языки и легко делают карьеру. Они энергичны, успешны, имеют многосторонние интересы и задатки лидеров, адаптированы в обществе. Вектор неофилии знаменует их нервно-психическую деятельность [12, 13]. В крайнем своем варианте гипертимия носит характер перевозбуждения. При гипертимии наблюдается атлетический тип конституции.
Шизофрения на фоне гипертимии в связи с высокой реактивностью нервной психики протекает развернуто и остро в виде Острого полиморфного психотического расстройства и реже дает тяжелые формы нервно-психического дефекта. Аффективные расстройства при гипертимии клинически выражены и имеют биполярное течение.
Гипертимия отличается от циклоидии. При гипомании циклоида в отличие от гипертимии наблюдается [12, 13] цикличность возбуждения нервно -психических функций, которое имеет налет амбивалентности, резидуального присутствия и зарождения в нервной психике полярного депрессивного аффекта. Циклоидная структура нервной психики связана с аффективной регуляцией энергетического режима функционирования нервной психики. При циклои-дии наблюдается пикнический тип конституции.
Выводы:
-
1. Структура нервной психики отражает идущие в ней энергетические процессы.
-
2. Можно составить единую энергетическую шкалу нервно-психической деятельности, уровни которой определяют структуру нервной психики. При врожденном дефиците энергии базальных структур головного мозга формируются ядерные
-
3. Формирование циклоидной структуры нервной психики связано с наличием аффективной регуляции энергетического режима функционирования нервной психики.
-
4. Особенности конституции, темперамент и ядерные черты шизоидии и гипертимии определяются врожденным уровнем энергетических процессов в базальных отделах головного мозга.
-
5. Типы течения эндогенных заболеваний зависят от характера энергетических процессов, уровня реактивности и силы темперамента нервной психики.
-
6. Ядерные формы шизоидии не являются заболеванием и не нуждаются в специфическом лечении, но нуждаются в решении социальных вопросов.
-
7. Люди с гипертимной структурой психики являются национальным богатством. Правильное воспитание, образование и практическое использование их – стратегическая задача государства.
формы шизоидии. Богатый энергетический потенциал этих структур приводит к гипертимии.
Список литературы Клиническая ось "шизоидия - гипертимия"
- Кречмер Э. Строение тела и характер. М: Эксмо - Пресс, Апрель - Пресс; 2001. 332 с.
- Walter B. Cannon. Оrganization for physiological homeostasis // Physiological reviews. 1929. V. IX, № 3. Р. 399-431.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М: Наука, 1980. 196 с.
- Leonchuk SL. Emotional Volitional Defect - Quintessence of Schizophrenia // Acta psychopatologica - Wilmington. 2017. № 3.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М: Изд. АПН. 1960. 499 с.
- Leonchuk SL The Schizoid Register of Neuropsychic Disorders // J Psychiatry. 2018. № 21. Р. 457.
- DOI: 10.4172/2378-5756.1000457
- Борисова Д.Ю. Особенности формирования клинической картины шизоидного расстройства личности у подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2005. № 2. С. 13-19.
- Башина В.М. Аутизм в детстве. М: М, 1999. 236 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М: МГУ, 1969.
- Мнухин С.С., Зеленицкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего детского аутизма, или синдроме Каннера // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова; 1967.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. М: МГУ, 1985. 148 с.
- Снежневский А.В. Руководство по психиатрии. М, 1983. Т. 1, 2.
- Тиганов А.С. Руководство по психиатрии. М: М; 1999. Т. 1, 2.
- Смулевич А.Б. / Расстройства личности. М: МИА, 2007. 189 с.