Клинический случай образования келоидного рубца на месте татуировки

Автор: Карымов О.Н., Калашникова С.А.

Журнал: Волгоградский научно-медицинский журнал @bulletin-volgmed

Рубрика: Случай из практики

Статья в выпуске: 1 (53), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается случай из клинической практики: на месте татуировки сформировался келоидный рубец. Несмотря на проводимую терапию, рубец остался.

Татуировка, гранулы пигмента, келоид, келоидный рубец

Короткий адрес: https://sciup.org/142149217

IDR: 142149217

Текст научной статьи Клинический случай образования келоидного рубца на месте татуировки

В настоящее время татуировки перестали быть маркером принадлежности к определенной социальной группе и являются компонентом субкультуры, достаточно распространенной в популяции. В оценке побочных эффектов, возникающих при нанесении татуировок врачи и косметологи единодушны: вред обусловлен как травматизацией кожных покровов при манипуляции, так и введением пигментов, представляющих собой инородные тела.

Кроме этого, в доступной литературе имеются единичные сведения о риске заражения при нанесении татуировок инфекциями, передающимися парентеральным путем [2]. В то же время данные о возникновении косметологических дефектов отсутствуют, тогда как любая травматизация кожи при склонности к образованию келоидных рубцов является фактором риска для формирования келоида в области татуировки [1, 3, 4].

В связи с этим представленный нами клинический случай будет интересен для врачей дерматологов и косметологов.

Пациентка А., 24 года, обратилась в Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения Москвы в марте 2016 года с жалобами на неудовлетворительный вид татуировки, выраженный зуд, жжение, чувство стянутости кожи.

Из анамнеза заболевания было установлено, что татуировка сделана за 6 месяцев до обращения к дерматологу по «эстетическим мотивам», в течение 1–2 месяцев татуировка видоизменилась: приобрела неравномерно бугристый вид, покраснела.

Из анамнеза жизни: раннее развитие без особенностей, из перенесенных заболеваний респираторные заболевания, ветряная оспа. Гемотрансфузии, оперативные вмешательства, венерические заболевания отрицает.

В 2013 году диагностирован туберкулез легких, в данный момент состоит на диспансерном наблюдении, стадия ремиссии. Кожными заболеваниями ранее не болела, склонности к гипертрофическим рубцам не отмечала.

Аллергологический анамнез не отягощен, лекарственной непереносимости не выявлено. Эпидемиологический анамнез не отягощен.

При первичном объективном исследовании состояние удовлетворительное, изменение со стороны органов и систем не выявлено.

Status localis : на коже верхней трети спины твердый покрасневший рубец в форме дракона с включениями сине-черного пигмента, имеющий гладкую поверхность, с возвышениями на протяжении. Рубец плотный при пальпации, безболезненный (рис. 1).

Предварительный клинический диагноз: Гипертрофический / келоидный рубец.

В связи с тем, что тактика ведения пациентов с гипертрофическими и келоидными рубцами различна, для уточнения диагноза было проведено гистологическое исследование. Выполнена пункционная биопсия, в результате которой было получено 3 фрагмента кожи.

Во всех образцах кожи отмечалось неравномерное распределение пигмента непосредственно под эпидермисом в сосочковом слое дермы, с большим диапазоном размера гранул: от отдельных хорошо различимых гранул пигмента до «пылевидных».

В отдельных участках пигмент отсутствовал, однако наблюдалось изменение волокон соединительной ткани, которые имели утолщенный вид по сравнению с остальными волокнами дермы и были представлены гомогенными розовыми волокнистыми массами (рис. 2а).

Рис. 1. Татуировка «Дракон» в области лопатки, давность 6 мес., с явлениями келоидной трансформации

Рис. 2. Фрагмент кожи, полученный при пункционной биопсии:

а – выраженная лимфоцитарная инфильтрация, гомогенизированные незрелые эозинофильные волокна. Окраска гематоксилином и эозином. Увеличение 40х10, б – деструктурированные волокна дермы . Окраска по Ван Гизон.

Увеличение 40х10

При окраске по Ван Гизон (рис. 2б) выявлена разволокнение и деструктуризация волокнами дермы, при этом волокна были незрелыми, что соответствует морфологической характеристике келоида.

Диагноз клинический заключительный: Ке-лоидный рубец.

При данном диагнозе лазерная терапия является неэффективной, в связи с этим пациентке рекомендовано:

  • 1)    консультация фтизиатра;

  • 2)    внутриочаговое введение дипроспана (по согласованию с фтизиатром).

На фоне проводимой терапии отмечено незначительное клиническое улучшение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описанный клинический случай келоидно-го рубца на месте татуировки с уверенностью можно отнести к осложнениям косметической манипуляции. По всей видимости, исходя из этиопатогенеза развития келоида, у пациентки имеется генетическая предрасположенность к данному патологическому процессу. Обращает на себя внимание особенности анамнеза у нашей пациентки, а именно, перенесенный туберкулез легких.

Таким образом, несмотря на кажущуюся безобидность процедуры нанесения татуировок и отсутствие данных по осложнениям проводимых манипуляций, в конкретных клинических случаях татуировки могут стать причиной возникновения серьезных косметологических проблем, в частности, формирования келоидных рубцов, что требует дальнейшего изучения с целью профилактики и оптимизации лечебной тактики.

Список литературы Клинический случай образования келоидного рубца на месте татуировки

  • Борхунова Е. Н., Таганов А. В. Келоидные и гипертрофические рубцы: особенности патогенеза, гистоархитектоники и аспекты дифференциальной диагностики//Косметика и медицина. -2016. -№ 3. -С. 30-38.
  • Косаговская И. И., Волчкова Е. В. Медико-социальные аспекты вирусных гепатитов с парентеральным путем передачи//Эпидемиология и инфекционные болезни. -2013. -№ 1. -С. 28-38.
  • Шаробаро В. И., Романеи, О. П., Гоечишников М. И. и др. Методы оптимизации лечения и профилактики рубцов//Хирургия. -2015. -№ 9. -С. 85-90.
  • Tiong W., Basiron N. Challenging diagnosis of a rare case of spontaneous keloid scar//Case Report. -2014. -Vol. 5, №. 8. -P. 466-469.
Статья научная