Клиническое наблюдение перипартальной кардиомиопатии
Автор: Бегиев Бакалбай, Ураимов Жамолдин, Жанбаева Анара Кенешовна, Иметова Жазгуль Букарбаевн, Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Медицинские науки
Статья в выпуске: 1 т.8, 2022 года.
Бесплатный доступ
Актуальность: в статье приведены результаты после клинического наблюдения перипартальной (послеродовой) кардиомиопатии у пациентки в возрасте 30 лет. Цель исследования: анализ результатов клинического исследования, проведенного в кардиологическом отделении Ошской медицинской объединенной клинической больницы. Методы исследования: проведен дифференциальный диагноз острого миокардита, идиопатической дилатационной кардиомиопатии и перипартальной кардиомиопатии. Результаты исследования: учитывая анамнез жизни, данных лабораторно-инструментального исследования выставлен диагноз перипартальная кардиомиопатия. Выводы: проводимое лечение дало удовлетворительный клинический эффект.
Перипартальная кардиомиопатия, беременность
Короткий адрес: https://sciup.org/14121632
IDR: 14121632 | DOI: 10.33619/2414-2948/74/14
Текст научной статьи Клиническое наблюдение перипартальной кардиомиопатии
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 616.127-002.1-02:618.5]-036.1
Патология со стороны сердца, наблюдаемая у 0,5-1% беременных, является наиболее частой причиной материнской смертности, как в развитых зарубежных странах, так и в нашей стране [1]. Более половины летальных исходов, обусловленных кардиальными причинами, наступают вследствие ишемической болезни сердца, перипартальной кардиомиопатии (ПКМП) и расслаивающей аневризмы аорты [2]. Несмотря на относительно редкую частоту ПКМП, уровень летальности при этом заболевании достаточно высокий [3]. Согласно определению экспертов Рабочей Группы по изучению ПКМП Ассоциации по Сердечной Недостаточности Европейского Общества Кардиологов, «ПКМП является идиопатической кардиомиопатией, представленной сердечной недостаточностью (СН) вследствие систолической дисфункции левого желудочка (ЛЖ), развившейся к концу беременности или в течение нескольких месяцев после родов, если не определена иная причина СН» [4]. Развитие ПКМП не ограничивается каким-либо порогом детородного возраста, но в 58% случаев возраст на момент проявления заболевания превышает 30 лет, примерно треть заболевших (27-37%) являются первородящими [5, 6]. Этиология ПКМП не установлена. В развитии могут сыграть роль инфекции, воспаление и аутоиммунные процессы [7].
К факторам риска развития ПКМП относят возраст, количество беременностей и родов, многоплодную беременность, гестационную АГ, преэклампсию [8]. Значение генетической предрасположенности к развитию ПКМП не установлено. Клинические проявления ПКМП прежде всего типичны для СН и существенно не отличаются от проявлений идиопатической ДКМП. Вместе с тем у женщин, страдающих ПКМП, по сравнению с пациентками с идиопатической ДКМП меньше выражены дилатация ЛЖ и проявления хронической сердечной недостаточности (ХСН). Обращает на себя внимание тот факт, что ПКМП чаще развивается в послеродовом периоде у женщин с предшествующей анемией и хроническими вирусными инфекциями [9].
Клинические проявления ПКМП могут включать также нарушения ритма сердца и тромбоэмболические осложнения. В то же время необходимо учитывать, что такие симптомы, как одышка и отек стоп, могут наблюдаться и при нормально протекающей беременности. Важно исключить ПМКП именно при внезапном появлении отека и других симптомов СН [10]. Критериями ПКМП являются развитие СН у беременных в последний месяц беременности или в течение 5 месяцев после родов; отсутствие сердечно-сосудистых заболеваний в анамнезе до последнего месяца беременности; отсутствие другой причины для развития СН; эхокардиографические признаки систолической дисфункции ЛЖ (ФВ ЛЖ менее 45%).
Материалы и методы исследования
В статье рассмотрен клинический случай в кардиологическом отделении Ошской Межобластной Объединенной Клинической Больницы, а также использованы статистические данные из отделения.
Результаты и обсуждение
За 2020 г в отделении кардиологии Ошской Межобластной Объединенной Клинической Больницы (ОМОКБ) вылечились 6 пациенток. Статистика ПКМП по Южному региону за 2020 год приведена в Таблице 1.
За 6 месяцев 2021 г в отделении кардиологии ОМОКБ поступили 3 пациентки и выписались с клиническим улучшением. Статистика ПКМП по Южному региону за 6 месяцев 2021 г приведена в Таблице 2.
Таблица 1
СТАТИСТИКА ПКМП ПО ЮЖНОМУ РЕГИОНУ за 2020 г
Область |
Район |
Количество |
Ошская область |
Узгенский |
2 |
Араванский |
1 |
|
Ноокатский |
1 |
|
Баткенская область |
Баткенский |
1 |
Кадамжайский |
1 |
|
Всего по южному региону |
6 |
Таблица 2
СТАТИСТИКА ПКМП ПО ЮЖНОМУ РЕГИОНУ ЗА 6 МЕСЯЦЕВ 2021 г
Область |
Район |
Количество |
Ошская область |
Узгенский |
1 |
Ноокатский |
1 |
|
Баткенская область |
Баткенский |
1 |
Всего по южному региону |
3 |
Приводим собственное клиническое наблюдение в кардиологическом отделении ОМОКБ.
Больная: С. Ю. 30 лет, беременность пятая, роды пятые. Заболевание у исследуемой пациентки развилось после родов, через 7-8 дней. Родила в срок, родоразрешение нормальное, выписана удовлетворительном состоянии на 4 сутки после родоразрешения. После выписки через 7-8 дней начали беспокоить повышение температуры тела, озноб, слабость. Обратилась в родильное отделение Баткенской областной больницы. Сделано УЗИ матки, назначены антибиотик (цефтриаксон) и отправили домой. Пациентка без значительного улучшения обратилась вновь, жалобы нарастали, присоединилась одышка, нарастала слабость, учащенное сердцебиение и с учетом тяжести состояния, пациентку положили в реанимационное отделение по месту жительства. Состояние пациентки не улучшалось и после 4 дней лечения, перевели в гинекологическое отделение Областного родильного дома, где была проконсультирована кардиологом, проведена эхокардиографическое обследование (ЭХОКГ).
Для дальнейшего лечения и обследования пациентка была переведена в кардиологическое отделение ОМОКБ.
В момент осмотра пациентка жаловалась на одышку и сердцебиение в покое, нарастающие при небольших физических нагрузках. Отеки на ногах, общую слабость, утомляемость. Боль и тяжесть в правом подреберье. Кашель с отделением мокроты слизистого характера.
Состояние больной было тяжелой, обусловлена СН. Дыхание жесткое. Выслушивались единичные мелкопузырчатые незвучные хрипы в нижних отделах легких. ЧД-24 в мин.
Акроцианоз, тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧСС-100 уд. в мин. АД- 120/80 мм рт. ст. В анализах крови у больной выявлено снижение уровня гемоглобина и железа в крови Hb 99 г/л, железа в сыворотке крови 6.41 кммоль/л. Учитывая низкий уровень гемоглобина и железа в крови больная была проконсультирована гематологом и была назначена железосодержащие препараты.
Общий анализ мочи: без особенностей.
Биохимические показатели крови: Печеночный и почечный тесты в пределах нормы.
При рентгенографическом исследовании органов грудной клетки было выявлено правосторонняя нижнедолевая пневмония. В связи с этим пульмонологом назначенцефтриаксон.
На ЭхоКГ исследовании у пациентки обнаружено увеличение конечно- диастолического размера сердца (КДР) ЛЖ — 6,61 мм, повышение легочного артериального давления ЛАД-47 мм.рт.ст.ст., снижение фракции выброса ФВ — 37%. Отмечена дилатация всех полостей сердца. Диффузный гипокинез всех стенок ЛЖ. Недостаточность митрального и трикуспидального клапана II cт.
На ЭКГ — синусовая тахикардия. Был проведен дифференциальный диагноз острого миокардита, идиопатической ДКМП и ПКМП.
Учитывая временную связь появления признаков выраженной СН после родоразрешения пациентки, прежде здоровой женщины, отсутствие убедительных данных за миокардит по клинической картине (не отмечено боли в сердце, остро возникшей СН, «злокачественных аритмий»), объективные ЭхоКГ — признаки тяжелой ХСН (дилатация всех полостей сердца, гидроперикард, снижение ФВ до 37%), диагностирована перипартальная кардиомиопатия, СНФК III-IV (NYHA) Гидроперикард. Гидроторакс. Лечение было направлено на преодоление ХСН, профилактику тромбоэмболических осложнений и коррекцию анемии. За время пребывания в стационаре пациентка базисную терапию ХСН, включающие: ингибиторы АПФ (эналаприл 5 мг 1/4 х 2 раза в день), бета-блокаторы (бисомор 2.5 мг 1/2 таб. х 1 раз в день), антиагреганты (кардиомагнил 75 мг 1 таб. х 1 раз в день), диуретики (фуросемид 40 мг 1 таб. 1 раз в день) Агонист дофаминовых рецепторов (бромокриптин 2.5 мг 1/2 х 2 раза в день), глюкокортикостероиды (преднизалон 5 мг 2 таб. утром, 2 таб. в обед), железосодержащие препараты (тардиферон 1 таб. 2 раза в день), поливитамины (мультимакс 1 таб. 1 раз в день) иантибиотики (цефтриаксон 1,0 г. 2 раза в день) после пробы.
На фоне лечения отчетливо прослеживалась положительная динамика в виде уменьшения выраженности отечного синдрома, одышки при ходьбе, стабилизации артериального давления в пределах нормальных значений, повышения уровня гемоглобина.
На контрольном ЭхоКГ также наблюдалась положительная динамика: ФВ возросла до 48%, конечный диастолический размер ЛЖ уменьшился до 4,6 см, жидкость в плевральных полостях не определялась. Вместе с тем сохранялась диффузная умеренная гипокинезия стенок ЛЖ, дилатация правого желудочка, ЛАД — 34 мм рт. ст. На рентгенограмме грудной клетки (от 18.05.20. г) признаков застоя и инфильтрации в легких не определяется. Размеры сердца несколько уменьшились.
Выводы
Таким образом, своевременная диагностика ПКМП и адекватное лечение позволили добиться у наблюдаемой пациентки выраженного клинического эффекта. Больная была выписана для амбулаторного лечения под наблюдением врача по месту жительства и с надеждой на благоприятный прогноз.
Несмотря на редкость ПКМП в Кыргызстане, знание этой патологии чрезвычайно важно. Ранняя диагностика ПКМП и своевременное адекватное лечение ХСН у беременных с ПКМП позволит предотвратить осложнения, связанные с ХСН, и улучшить прогноз.
Список литературы Клиническое наблюдение перипартальной кардиомиопатии
- Roos-Hesselink J. W., Duvekot J. J., Thorne S. A. Pregnancy in high risk cardiac conditions // Heart. 2009. V. 95. №8. P. 680-686. http://dx.doi.org/10.1136/hrt.2008.148932
- Bowyer L. The confidential enquiry into maternal and Child health (CEMACH). Saving mothers’ lives: reviewing maternal deaths to make motherhood safer 2003-2005. The seventh report of the confidential enquiries into maternal deaths in the UK. 2008. https://doi.org/10.1258/om.2008.080017
- Oakley C. Peripartum cardiomyopathy, other heart muscle disorders and pericardial diseases // Heart Disease in Pregnancy. 2007. P. 186. https://doi.org/10.1002/9780470994955.ch14
- Sliwa K., Hilfiker-Kleiner D., Petrie M. C., Mebazaa A., Pieske B., Buchmann E., McMurray J. J. Current state of knowledge on aetiology, diagnosis, management, and therapy of peripartum cardiomyopathy: a position statement from the Heart Failure Association of the European Society of Cardiology Working Group on peripartum cardiomyopathy // European journal of heart failure. 2010. V. 12. №8. P. 767-778. https://doi.org/10.1093/eurjhf/hfq120
- Elkayam U., Akhter M. W., Singh H., Khan S., Bitar F., Hameed A., Shotan A. Pregnancy-associated cardiomyopathy: clinical characteristics and a comparison between early and late presentation // Circulation. 2005. V. 111. №16. P. 2050-2055. https://doi.org/10.1161/01.CIR.0000162478.36652.7E
- Pyatt J. R., Dubey G. Peripartum cardiomyopathy: current understanding, comprehensive management review and new developments // Postgraduate medical journal. 2011. V. 87. №1023. P. 34-39. http://dx.doi.org/10.1136/pgmj.2009.096594
- Pearson G. D., Veille J. C., Rahimtoola S., Hsia J., Oakley C. M., Hosenpud J. D., Baughman K. L. Peripartum cardiomyopathy: national heart, lung, and blood institute and office of rare diseases (National Institutes of Health) workshop recommendations and review // Jama. 2000. V. 283. №9. P. 1183-1188. https://doi.org/10.1001/jama.283.9.1183
- De Beus E. et al. Peripartum cardiomyopathy: a condition intensivists should be aware of // Intensive care medicine. 2003. V. 29. №2. P. 167-174. https://doi.org/10.1007/s00134-002-1583-0
- Курбанов Р. Д., Абдуллаев Т. А., Мирзарахимова С. Т., Марданов Б. У. Послеродовая (перипартальная) кардиомиопатия: некоторые особенности клинической картины и течения заболевания // Кардиология. 2012. Т. 52. №6. С. 35-39.
- Ramaraj R., Sorrell V. L. Peripartum cardiomyopathy: Causes, diagnosis, and treatment // Cleveland Clinic journal of medicine. 2009. V. 76. №5. P. 289-296. https://doi.org/10.3949/ccjm.76a.08004