Клиническое проявление и диагностика коронавирусных инфекций кошек

Автор: Пальцева Екатерина Дмитриевна, Плешакова Валентина Ивановна

Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета @vestnik-kgau

Рубрика: Ветеринария и зоотехния

Статья в выпуске: 9, 2022 года.

Бесплатный доступ

Цель исследования - анализ современных и актуальных научных данных по восприимчивости, течению и клиническим признакам, патологоанатомическим изменениям и диагностике инфекционного перитонита кошек. Существует два серотипа данного вируса: FECV и FIPV. Первый широко распространен в популяциях кошек и поражает преимущественно кишечник, вызывая энтерит. Второй серотип появляется благодаря мутациям из первого, которые происходят в организме животного, и вызывает инфекционный перитонит, который заканчивается летальным исходом. Коронавирусная инфекция кошек поражает только кошачьих и не представляет опасности для человека. Клиническая картина при инфекционном перитоните ярко выражена и проявляется главным образом ухудшением общего состояния, быстро увеличивающимся объемом живота и характерной выпотной жидкостью. В конце 2019 г. был открыт новый патогенный для человека коронавирус, его стремительное распространение послужило развитию пандемии. С февраля 2020 г. стали поступать сообщения о выделении возбудителя новой коронавирусной инфекции от зоопарковых животных, у которых отмечали симптомы, характерные при поражении верхних дыхательных путей. Помимо этого были зарегистрированы случаи заболевания среди мелких домашних плотоядных животных в различных странах, которые заражались, предположительно, от заболевших владельцев. От контактировавших животных исследовали мазки на наличие SARS-CoV-2 методом ОТ-ПЦР в реальном времени, вирус обнаруживали в назальных, фарингеальных смывах, а также в образцах рвоты и фекалий. В одном исследовании параллельно с ПЦР проводили исследование крови при помощи экспресс-теста на наличие антител к коронавирусу. Клинические проявления у инфицированных SARS-CoV-2 животных были характерными для респираторной инфекции.

Еще

Инфекционный вирусный перитонит кошек, зоонозы, sars-cov-2, клинические признаки

Короткий адрес: https://sciup.org/140296030

IDR: 140296030   |   DOI: 10.36718/1819-4036-2022-9-159-164

Текст научной статьи Клиническое проявление и диагностика коронавирусных инфекций кошек

Введение. В последние годы на территории Российской Федерации наблюдается неуклонный рост численности домашних животных, более 40 млн кошек и свыше 22 млн собак содержатся у 59 % россиян [1]. Впервые коронавирусную инфекцию кошек на территории государства начали регистрировать в 1990-х гг. среди породистых животных [2].

Цель исследования – анализ современных и актуальных научных данных по восприимчивости, течению и клиническим признакам, патологоанатомическим изменениям и диагностике инфекционного перитонита кошек.

Результаты и их обсуждение. Возбудителем является коронавирус кошек (FCoV), который входит в семейство Coronaviridae. Название семейства происходит от лат. corona — корона, так как на ЭМ-фотографиях пепломеры создают вокруг оболочки вирионов выраженное зубчатое обрамление. Коронавирус кошек (FCoV — feline coronavirus) вместе с коронавирусом собак (CCoV — canine coronavirus) относятся к роду альфакоронавирус 1 (AlphaCov 1) [3].

При исследовании возбудителя болезни на первом этапе ученые использовали термин Feline coronavirus (FCoV), однако из-за различий в структуре ДНК S-гена стало очевидно, что существует два серотипа, которые были определены как Feline enteric coronavirus (FECV) и Feline infectious peritonitis (FIPV). Оба серотипа рассматриваются как варианты одного и того же вируса, хотя могут быть выявлены самостоятельно на основе специфических антител [2, 4–7]. Серо- тип FECV вызывает коронавирусный энтерит, который широко распространен в популяциях кошек и редко проявляется клиническими признаками. Вызванная им болезнь протекает легко, нередко принимает хроническое течение. Серотип FIPV встречается реже, однако вызывает инфекционный вирусный перитонит и приводит к летальному исходу [2, 4, 6].

Происхождение серотипа FIPV остается не до конца выясненным, но доказано, что он возникает в результате мутации серотипа FECV, которая протекает среди животных [4]. Эта мутация обуславливает изменение тропизма вируса от дифференцированных энтероцитов тонкого кишечника к моноцитам и тканевым макрофагам [8, 9]. Считается, что вирусы второго серотипа являются рекомбинантами между FECV и коронавирусом собак. Известно, что помимо серотипов существует множество штаммов [4]. FCoV типа II в организме кошек используют аминопептидазу N (fAPN) в качестве клеточного рецептора, в то время как рецептор, используемый FCoV типа I, до сих пор неизвестен [10].

Вирусный инфекционный перитонит проявляется спорадически и лишь у 10 % серопозитивных к коронавирусу кошек [4, 5, 9]. Заражению наиболее подвержены молодые животные (до 1 года) и кошки старше 10 лет, а также животные с синдромом поражения дыхательных путей [2, 9, 11]. По данным ряда российских ученых (О.Ю. Петрова, Р.Я. Гитмульдинов, И.Г. Грибова), заражение FCoV происходит алиментарно, аэрогенно и трансплацентарно от больных и переболевших животных, а также от вирусоносителей. В естественных условиях передача мутировавшего в FIPV вируса считается маловероятной. Известно, что в окружающей среде коронавирус кошачьих сохраняет свою активность до 7 недель [2, 5, 12].

Инкубационный период при заражении коронавирусом кошек составляет 2–4 недели. У ослабленных животных клинические признаки инфекции проявляются уже на 3–4-е сутки, однако вирусоносительство может сформироваться без клинических проявлений [13].

Из-за несвоевременного обращения владельцев, а также при присоединении вторичной инфекции, до 86 % случаев заканчиваются летальным исходом больных животных [11].

Энтерит, вызванный FECV, развивается быстро, вызывая заболевание средней тяжести. В основном заболевают котята в период отъема через 2–7 сут после заражения. Болезнь проявляется диареей, иногда отмечают рвоту [12].

Инфекционный вирусный перитонит может протекать в двух формах, в зависимости от поражения кровеносных сосудов: по экссудативному и неэкссудативному типу. В процесс развития коронавирусной инфекции в организме животных вовлекается большое количество кровеносных сосудов и увеличивается их проницаемость [2, 4, 12]. Репликация вируса инфекционного перитонита кошек происходит в моноцитах и макрофагах, вследствие их активации в кровоток поступают факторы некроза опухоли (TNF) -α, IL-1β и молекулы клеточной адгезии CD18, что приводит к снижению пирогенных веществ в крови и возникновению гипер-пиретических реакций в организме [8, 9]. В результате экспрессии молекулы клеточной адгезии фермента – матриксной металлопротеиназы-9, который разрушает базальную мембрану сосудов в местах миграции моноцитов с последующим развитием васкулита [9]. Это приводит к выпоту большого количества богатой белками жидкости в полости тела, а также в околосуставных капсулах, сердечной сорочке и мошонке [2, 4, 9, 12].

На фоне коронавирусной инфекции у молодых животных отмечают задержку развития, прогрессирующее ухудшение состояния, угнетение, интермиттирующую лихорадку, снижение аппетита, потерю веса [2, 4, 12]. Больные животные лежат на животе и практически не встают. Шерсть становится тусклой и скатывается в колтуны. Иногда кошки могут вести себя неестественным образом: проявлять агрессию, стремиться спрятаться в темное место [13]. Объем живота быстро увеличивается, к тому же количество выпотной жидкости превышает объем, возникающий при патологиях сердечно-сосудистой системы, печени и почек [2, 4]. При выпоте в плевральную полость наблюдается диспноэ, что является одним из характерных клинических признаков [12]. При пальпации брюшной стенки устанавливают ее напряженность и болезненность. Постепенное распространение патологического процесса на другие органы приводит к развитию симптомов гепатита, панкреатита, пневмонии, гидроперикардита, артрита, синовита, миозита и нефрита. При этом прогрессируют почечная, сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность [2, 4]. Также отмечают иммуноопосредо-ванный васкулит, полисерозит и пиогранулема-тозное воспаление серозных оболочек [8].

Перитониальная жидкость при выпотном перитоните светло-желтого или серого цвета, прозрачная или слегка мутная. Содержит большое количество белка, из-за чего жидкость липкая и вязкая, легко вспенивается. После отстаивания экссудата белки гаммаглобулиновых фракций коагулируются, образуя хлопья [2, 12].

При вовлечении в патологический процесс небольшого количества сосудов процесс может приобрести хронический характер либо проявиться в виде сухой гранулематозной формы. В таком случае у больных животных отмечается угнетение, лихорадка, прогрессирующая до полного истощения потеря веса. У большинства (60 %) кошек в патологический процесс вовлекаются глаза, развиваются увеиты, помутнение стекловидного тела, лимфоцитарная инфильтрация сосудов сетчатки, пиогранулема сетчатки [3, 5, 12]. Заболевание глаз может протекать самостоятельно либо в сочетании с неврологическими поражениями [5]. Вместе с тем у животных наблюдаются нарушения деятельности центральной нервной системы, развивается менингит, парез задних конечностей, нарушение координации движений, судороги, параличи нервов [4].

  • У одного животного могут одновременно встречаться обе формы болезни, так как одна

может переходить в другую, и это всегда приводит к летальному исходу [2, 12].

Причиной смерти животных по результатам патолого-анатомического вскрытия является острая форма коронавирусной инфекции, осложненная дегенеративными процессами жизненно важных паренхиматозных органов [11]. Для вируса инфекционного перитонита кошек характерными являются диффузные изменения на серозных оболочках, гранулемы с участками некроза и без них, очаговые и периваскулярные инфильтраты В-лимфоцитов и плазматических клеток, гранулематозные и некротические флебиты, лимфоидное истощение [5, 9]. Развивается токсико-геморрагический синдром, который обусловлен острым воспалением верхних и нижних отделов дыхательных путей. Наряду с этим регистрируют острую застойную гиперемию и отек в тонком и толстом кишечнике [11]. В печени обнаруживают большое количество новообразований, при этом желчный пузырь увеличен. Почки больных кошек увеличены до размера грецкого ореха, капсула сильно утолщена, на разрезе граница между слоями стерта.

При выпотной форме коронавирусной инфекции кошек необходимо проводить дифференциальную диагностику от патологий, которые приводят к асциту, а именно: лимфоцитарного холангита, опухолей, пиоторакса, бактериального асцита, сердечно-сосудистой недостаточности, цирроза печени. При поражении глаз заболевание дифференцируют от токсоплазмоза, вирусного лейкоза кошек и вирусного иммунодефицита кошек [12].

Прижизненная лабораторная диагностика заключается в проведении гематологических, биохимических, серологических исследований и постановки ПЦР [2]. По причине высокого генетического родства вирусов FECV и FIP сложно проводить их дифференциальную диагностику. Метод ИФА не может являться точным диагностическим тестом, так как титр антител к коронавирусам может свидетельствовать об инфи-цированности вирусом инфекционного перитонита, вирусом коронавирусного энтерита или ксеногенными коронавирусами, а также может указывать на латентное течение болезни или носительство. Поэтому диагноз возможно поставить только при прогрессирующем росте титра антител и проявлении соответствующей клинической картины. В настоящее время в ветеринарных клиниках Российской Федерации часто используют иммуннохроматографические экспресс-тесты [4].

Диагноз на инфекционный перитонит не может быть поставлен на основании результатов только одного лабораторного теста. Важно учитывать анамнез, клинические признаки и характерные клинико-патологические изменения у каждой кошки, поступившей с подозрением на FIP. В зависимости от клинической картины следует использовать дополнительные тесты, особенно тесты для прямого обнаружения вируса. Показатели уровней антител к FCoV дают возможность установки диагноза только в случае исследования парных проб сыворотки крови, отобранных с интервалом 3–4 недели, при наличии сероконверсии. У каждого подозреваемого в заболевании животного необходимо проводить гематологические, биохимические исследования, а при наличии выпота – его анализ. Гематологические изменения в основном включают анемию, микроцитоз, лимфопению (чаще у кошек с выпотом), нейтрофилию и тромбоцитопению. Лабораторный анализ выпотной жидкости осуществляют при помощи теста Ривальта, при положительном результате проводят дальнейшую диагностику. Проведение ПЦР выпота может помочь в установлении диагноза только при высокой концентрации вируса или обнаружения мутаций S-гена. Для выявления этих мутаций в качестве образцов также могут служить брыжеечные лимфатические узлы, селезенка, печень и цельная кровь. Если мутации S-гена не обнаружены в положительном ПЦР образце, то для подтверждения или исключения инфекционного перитонита кошек следует применять инвазивные диагностические процедуры, такие как гистопатология и иммунногистохимия образцов тканей, полученных при лапароскопии.

У кошек с гранулематозной формой болезни проводят биопсию, отбирая для дальнейшего ПЦР брыжеечные лимфатические узлы, селезенку и печень. При неврологических проявлениях исследуют спинномозговую жидкость [14].

Несмотря на большое количество экспериментов, до сих пор не разработаны эффективные терапевтические и профилактические средства против коронавирусной инфекции кошек [9, 14].

Заключение. Инфекционный вирусный перитонит кошек изучается учеными уже несколько десятков лет, но до сих пор данная патология занимает одно из лидирующих мест среди инфекционных заболеваний кошек. Зачастую диагностика данной болезни затруднительна, а лечение не оказывает терапевтического эффекта, что приводит к летальному исходу. Необходимо расширять знания о биологии вируса, а также его взаимодействии с клетками хозяина, что может повысить шансы на сдерживание распространения инфекции и борьбу с ней.

Список литературы Клиническое проявление и диагностика коронавирусных инфекций кошек

  • 23 % growth of pet population in Russia. URL: https://zooinform.global/articles/pet-population-in-russia-increased-by-23 (дата обращения: 07.03.2022).
  • Инфекционный перитонит кошек / О.Ю. Петрова [и др.] // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сб. мат-лов XIII Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2018. С. 422-423.
  • Вирусы и вирусные инфекции человека и животных: руководство по вирусологии / под ред. Д.К. Львова. М.: Медицинское информационное агентство, 2013. 1200 с.
  • Барсегян Л.С., Сухарев О.И., Куликов Е.В. Инфекционный вирусный перитонит кошек (обзор литературы) // Актуальные вопросы ветеринарной биологии. 2015. № 1 (25). С. 16-23.
  • Гильмутдинов Р.Я., Малев А.В. Коронави-русные инфекции диких животных - кошачьи (Felidae) // Актуальные вопросы зоологии, экологии и охраны природы: мат-лы третьей Междунар. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 36-41.
  • История изучения и современная классификация коронавирусов / М.Ю. Щелканов [и др.] // Инфекция и иммунитет. 2020. № 10. С. 221-246.
  • Коронавирусы у животных и человека / Э.Д. Джавадов [и др.] // БИО. 2020. № 5 (236). С. 16-27.
  • Кравченко Г.А., Иванова Л.Е. Некоторые аспекты патогенеза вирусного перитонита кошек // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. тез. по мат-лам Всерос. (нац.) конф. Краснодар, 2019. С. 450-451.
  • Новый подход в лечении вирусного перитонита кошек / П.А. Михайловская [и др.] // Бюллетень науки и практики. 2019. № 5. С. 210-220.
  • Paltrinieri S., Giordano A., Stranieri A., Lau-zi S. Feline infectious peritonitis (FIP) and coronavirus disease 19 (COVID-19): Are they similar? Transbound Emerg Dis. 2021. № 68.
  • Ленская Е.С., Бугуев Е.Г. Патоморфология короновирусной инфекции у кошек // Актуальные проблемы сельского хозяйства горных территорий: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Горно-Алтайск, 2021. С. 161-165.
  • Грибова И.В., Петрова О.Г. Инфекционный перитонит кошек // Агропродовольственная политика России. 2012. № 10. С. 60-63.
  • Симоненко Е.И. Коронавирусная инфекция кошек, методы диагностики заболевания // Prospective research solutions: сб. ст. VI Междунар. науч.-исслед. конкурса. Петрозаводск, 2022. С. 318-322.
  • Felten S., Hartmann K. Diagnosis of Feline Infectious Peritonitis: A Review of the Current Literature. Viruses. 2019. № 11.
Еще
Статья научная