Книги петрозаводской таможни 1739 года как исторический источник

Автор: Раздорский Алексей Игоревич

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: История

Статья в выпуске: 5 (134), 2013 года.

Бесплатный доступ

Представлены общие сведения о таможенных книгах XVII-XVIII веков, которые являются основными массовыми источниками по истории торговли, купечества и таможенного дела России этого периода. Приведен географический и количественный состав таможенных книг Карелии XVIII века, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Эти документы, представляющие большой интерес для изучения социально-экономической истории Карелии, до сих пор не изучены, не опубликованы и не введены в научный оборот. Основное внимание в статье уделено трем таможенным книгам Петрозаводска 1739 года. Подробным образом проанализированы структура и содержание этих источников, приведено их археографическое описание, представлены фрагменты содержащихся в них отдельных таможенных статей. Отмечено, что эти документы позволяют проследить торговые связи Петрозаводска в сфере оптовой товарной торговли, выявить персональный и социальный состав торговцев, ассортимент, объемы и стоимость привозимых товаров, установить порядок таможенного обложения. Намечены перспективы изучения и публикации таможенных книг Петрозаводска и Карелии в целом.

Еще

Экономическая история, региональная история, источниковедение, археография, таможенные книги, торговля, карелия, петрозаводск

Короткий адрес: https://sciup.org/14750452

IDR: 14750452

Текст научной статьи Книги петрозаводской таможни 1739 года как исторический источник

Таможенные книги, составлявшиеся в местных таможнях, располагавшихся до таможенной реформы 1753 года по всей территории страны, являются ценным источником по социальноэкономической истории России XVII – первой половины XVIII века (см.: [1], [2], [3], [4], [5], [6]). Составление товарных таможенных книг продолжалось до 1754–1755 годов. Однако в ряде городов книги, в которых фиксировались некоторые специальные виды таможенных сборов, в частности с конской торговли, продолжали вестись вплоть до начала 1770-х годов.

В рассматриваемых документах содержатся сведения о географии торговых связей, ассортименте, ценах и объемах поставок товаров, привозившихся на региональные рынки, номенклатуре, правилах взимания и размерах таможенных пошлин, действовавших в том или ином населенном пункте, системе мерных и тарных единиц, бытовавших на данной территории. Имеющиеся в таможенных книгах данные о социальном и персональном составе участников торговых операций придают этим памятникам значение важного источника информации для биографических, генеалогических и просопо-графических разысканий. Важно подчеркнуть, что таможенные книги включают материалы по истории торговли, купечества и таможенного дела не только того города, в таможне которого они были составлены, но и других населенных пунктов, поддерживавших с этим городом торговые связи.

Таможенные книги разных городов, обладая общими чертами, свойственными данной кате- гории документов в целом, имеют вместе с тем индивидуальные специфические особенности, связанные с местными традициями ведения таможенного делопроизводства. Реформы таможенной системы не привели к унификации практики составления таможенных книг и выработке их общего формуляра. Поэтому таможенные книги, составленные иногда в соседних уездах, могут значительно отличаться между собой.

Подавляющее большинство таможенных книг хранятся в различных фондах Российского государственного архива древних актов (РГА-ДА) в Москве. Точный количественный состав таможенных книг XVII–XVIII веков до сих пор неизвестен. По европейской части России в РГА-ДА выявлено, например, 1242 книги XVIII века [8]. Можно предположить, что общее количество сохранившихся таможенных книг России XVII– XVIII веков приближается примерно к трем тысячам.

Таможенные книги XVII века изучены в целом несравненно лучше, чем аналогичные источники первой половины XVIII века. Кроме того, до самого последнего времени таможенные книги XVIII века не публиковались (в 2007 году нами опубликована таможенная книга Курска 1720 года). На то были свои причины. Одна из них – идеологического свойства – состоит в том, что долгое время внимание историков было приковано к XVII века, к которому В. И. Ленин отнес в свое время начало процесса складывания единого всероссийского рынка. Поиски признаков существования такого рынка в указанном столетии с целью доказательства правильно- сти ленинского тезиса стимулировали активное изучение таможенных книг именно XVII века. Исследование же памятников XVIII века такой серьезной идеологической основы под собой не имело, а следовательно, считалось менее актуальным. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что основное внимание историков, обращавшихся к первой половине XVIII века, традиционно занимали социально-политические и военноисторические сюжеты, связанные в первую очередь с Петровскими реформами, в силу чего вопросы развития торговли и экономики страны раз за разом оказывались на обочине историографии (см. [7; 5–10]).

В РГАДА сохранился уникальный комплекс таможенных книг Карелии XVIII века. Всего он насчитывает 36 документов, относящихся к 11 таможням (Андомская, Кижская, Олонецкая, Оштинская, Петрозаводская, Повенецкая, Пудожская, Святнаволоцкая Лопская, Толвуйская, Шальская, Шунская). Все карельские таможенные книги датированы 1739 года. Эти источники до сих пор не изучены, не опубликованы и не введены в научный оборот.

В настоящей статье рассматриваются три таможенные книги Петрозаводской таможни 1739 года. Эти документы, как и остальные таможенные книги карельских таможен, хранятся в 829-м фонде РГАДА («Таможни и кружечные дворы»).

Все три петрозаводские таможенные книги написаны одним почерком. Их формат – in folio. Снизу у переплетного края листов имеются четыре отверстия от шнура. На последних листах книг сохранились фрагменты печатей (Олонецкой воеводской канцелярии?) красного сургуча, скреплявших шнур. По листам книг имеются скрепы: на нижнем поле – бурмистра Захара Быкова («К сей книге бурмистр Захар Быков и вместо ларешного [вариант: ларечного] Прокопья Козьмина по его прошению руку приложил»), на правом поле – секретаря (воеводской канцелярии?) Демида Дьяконова («секретарь Демид Дьяконов»). В конце после текста таможенных статей имеются записи делопроизводственного характера: «Сия книга в ревизской канторе свидетельствована и для всяких справок послана в Олонецкую воевоцкую канцелярию обратно [вариант: по прежнему]. Секретарь Василий Попов» и «Подканцелярист Иван Домашнев». Под ними почерком XIX века сделаны записи архивариусов-канцеляристов: «Итого в сей книге номерованных двенадцать листовека. Верно: канцелярский служитель Василий Крючков» (варианты: «Стало в сей книге номерованных семь листовека. Верно: канцелярский служитель Крючков»; «Итого в сей книге номерованных пять листовека. Верно: канцелярский служитель Крючков»).

Рассматриваемые документы имеют бланковый формуляр (это один из признаков, отличаю- щий большинство таможенных книг XVIII века от аналогичных источников XVII столетия). Листы разделены по вертикали на шесть столбцов разной ширины: 1) номер записи; 2) число месяца (название месяца указано в центре листа); 3) текст таможенной записи; 4) рубли; 5) копейки; 6) номер листа.

Первый документ – «Книга явочная российским товаром и в ней досмотров Петрозавоцкой таможни нынешнего 1739 году» (кн. № 1469) – насчитывает 14 листовека. Первый и последний листы пронумерованы римскими цифрами (I, II), остальные – арабскими (1–12). Заглавие приведено на л. I. Тексты таможенных статей имеются на л. 1–7; л. II, 8–12 – пустые (содержат только скрепу Д. Дьяконова).

Книга включает 18 статей о явках оптовых партий российских товаров (стоимостью свыше 1 руб.), зарегистрированных в Петрозаводской таможне. Отдельные таможенные статьи имеют, например, такой вид: «27 [декабря] явил карго-полец купецкой человек Федор Семиголов по каргопольской таможенной отпускной выписи одну половинку сукна карнового, тритцать аршин сукон аглецких, два пуда краски брусковой, сто полиц железа белого да привозного по макарьевской зачетной выписи три пуда воску. К сей явке вместо Федора Семиголова и по его прошению каргополец Алексей Белоусов руку приложыл. Для досмотру послан целовальник Кирила Нестеров и по досмотру явилось сходно. Вместо целовальника Кирилы Нестерова по его прошению Петр Козлов [в ркп.: Кокозлов] руку приложил. С вышеписанного товару пошлинное взятье в торговой книге значит на листе 5 и 6». Рукоприкладства в книге подлинные. 4-й, 5-й и 6-й столбцы бланка в данной книге оставлены незаполненными, поскольку суммы собранных таможенных пошлин в ней не фиксировались.

Второй документ – «Книга записная из явки российских товаров торгам и росценки и взятье пошлин Петрозавоцкой таможни збору бурмистра Захара Быкова нынешнего 1739 году» (кн. № 1470) – насчитывает 8 листовека. На первом листе, пронумерованном римской цифрой I, приведено заглавие. Тексты таможенных статей имеются на л. 1–7 (листы пронумерованы арабскими цифрами).

В этой книге зафиксирован сбор таможенных пошлин с продажи товаров, зарегистрированных в первой («явочной») книге. Оба документа связаны между собой перекрестными ссылками. Статья в «торговой» книге, к которой содержится отсылка в приведенной выше статье «явочной» книги, выглядит так: «№ 10. По явке книге декабря [27] дня на листу 7 с каргопольца купет-цкого человека Федора Семиголова у продажи ево при Петровских заводах петрозавоцкому жителю Ивану Колыпанину краски брусковой один пуд, тритцать фунтов ценою по тритцати по семи рублев пуд, да в разне три пуда воску ценою по пяти рублев по пятидесяти по пяти копеек пуд, сукон аглинтцких десять аршин ценою по осмидесяти по шти копеек аршин, итого по цене на девяносто рублевека. Пошлин с продавца по пяти копеек с рубля четыре рубли пятьдесят копеек, вещих перекупных с осмидесяти с одного рубля сорока копеек по три четверти копейки с рубля шестьдесят одна с четвертиною копейки, канцелярских с весу по деньги с пуда две с половиною копейки, накладные пятьдесят одна с четвертиною копейки, нужнейших две и три четверти копейки, итого пять рублев шестьдесят семь и три четверти копейки». Всего в «торговой» книге 12 статей. Суммы пошлин, приведенные в тексте таможенных статей, повторены также арабскими цифрами в столбцах «рубли» и «копейки».

Третий документ – «Книга записная конских и пошерстных пошлин Петрозавоцкой таможни збору бурмистра Захара Быкова с товарыщи 1739 году и при том же мелочного ящичного збору вышеявленного году» (кн. № 1470) – насчитывает 7 листовека. Первый и последний листы пронумерованы римскими цифрами (I, II), остальные – арабскими (1–5). Заглавие приведено на л. I. Тексты таможенных статей имеются на л. 1–5 об.

Книга состоит из двух разделовека. В первом разделе (л. 1–2 об.) отражены торговые операции по купле-продаже лошадей. Отдельные статьи этого раздела имеют следующий вид: «Каргопольского уезду Кенорецкой волости житель Алексей Кондратьев продал коня шерстию вороного четырех лет, грива на обе стороны, во лбу лысина, в задней ноги в правой половина копыта белого, Новгороцкого уезду Ерославского погоста Ивана Скобельцына крестьянину Савы Михайлову, цены взял семь рублев, пошлин с продавца по пяти копеек с рубля, трицать пять копеек, на купце пошерстных четыре копейки, накладных четыре копейки, нужнейших четверть копейки, итого сорок три с четвертиною копейки». В течение года на петрозаводской конской площадке было продано семь лошадей на общую сумму 40 руб. 70 коп. (стоимость одной лошади колебалась от 1 руб. 20 коп. до 13 руб.).

Во втором разделе (л. 3–5) зафиксирован сбор пошлин с мелочного торга. Розничные торговые операции, размер которых не превышал 1 руб., в таможенных книгах не фиксировались. Деньги с торгующих на рыночных площадях взимали «в ящик» без записи особые «ходячие» целовальники. Вся информация о розничной торговле в таможенных книгах ограничивается, как правило, лишь обобщенными помесячными данными о сумме собранных пошлин. Не является исключением и петрозаводская книга. Отдельные статьи выглядят в ней, например, так: «В генва-ре месяце собрано мелочного ящичного збору при Петровских заводах у разных приезъжих и туточных обывателей таможенных пятикопе-ещных с рублевого числа пошлин с разных продаж с хлеба, с рыбы, и с мяса, и с протчего один рубль двацать копеек, накладных двенацать копеек, нужнейших половина копейки, итого один рубль трицать две с половиною копейки». На основании приведенной записи можно установить, что в течение января на петрозаводском базаре было продано товаров на общую сумму 24 руб. (1 руб. 20 коп. составляют 5 % от данной суммы).

Несмотря на небольшой объем, петрозаводские таможенные книги 1739 года являются ценным источником по социально-экономической истории Петрозаводска и отчасти всей Карелии второй четверти XVIII века. В этих документах получила отражение торговая жизнь Петрозаводской слободы после того, как в 1734 году основное производство на Петровских заводах было свернуто и развитие данного населенного пункта вступило в период стагнации.

«Явочная» и «торговая» книги позволяют проследить торговые связи Петрозаводской слободы в сфере оптовой товарной торговли, выявить персональный и социальный состав торговцев, ассортимент, объемы и стоимость привозимых товаров, установить порядок таможенного обложения. Сравнение данных «явочной» и «торговой» книг дает возможность определить баланс товарных масс, привезенных на продажу и фактически реализованных. «Конская» книга содержит сведения о количестве проданных лошадей, ценах на них, оборотах конской торговли и персональном составе ее участниковека. На основании «книги мелочного торга» можно рассчитать ежемесячные и годовой обороты розничной торговли и сезонные колебания в ее деятельности.

Весьма перспективной задачей представляется сравнительное изучение и публикация всего комплекса таможенных книг Карелии 1739 года, имеющихся в РГАДА (в том числе и петрозаводских). Это позволит, в частности, определить место Петрозаводской слободы в системе торговых связей данного региона, а также оценить масштабы происходивших в ней торговых операций относительно других населенных пунктов Карелии.

PETROZAVODSK CUSTOMS BOOKS OF 1739 AS HISTORICAL SOURCES

Список литературы Книги петрозаводской таможни 1739 года как исторический источник

  • Базилевич К. В. Таможенные книги как источник экономической истории России//Проблемы источниковедения. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1933. Сб. 1. С. 110-129.
  • Базилевич К. В. К вопросу об изучении таможенных книг XVII в. (Проблема внутренней критики источника)//Проблемы источниковедения. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. Сб. 2. С. 71-90.
  • Кафенгауз Б. Б. Таможенные книги XVIII века//Археографический ежегодник за 1957 год. М.: Наука, 1958. С. 127-137.
  • Котков С. И. Таможенные книги Камер-коллегии -источники по истории русского языка//Русское и славянское языкознание: К 70-летию чл.-кор. АН СССР Р. И. Аванесова. М.: Наука, 1972. С. 135-143.
  • Малышева И. А. Памятники деловой письменности XVIII века как объект лингвистического источниковедения. Xабаровск: Изд-во Xабаровского пед. ун-та, 1997. 182 с.
  • Мерзон А. Ц. Таможенные книги XVII века: Учеб. пособие по источниковедению истории СССР. М.: Московский гос. историко-архивный ин-т, 1957. 68 с.
  • Раздорский А. И. Книга таможенного и питейного сбора Курска и Курского уезда 1720 г.: Исследование. Текст. Комментарии. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. 623 с.
  • Раздорский А. И. Таможенные книги Европейской России XVIII в. в фондах РГАДА (количественная, хронологическая и географическая характеристика)//Археографический ежегодник за 2005 год. М.: Наука, 2007. С. 394-462.
Еще
Статья научная