Коалиции по осени считают
Автор: Локоткова Светлана
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Статья в выпуске: 11 (79), 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142168694
IDR: 142168694
Текст обзорной статьи Коалиции по осени считают
8 октября президент Украины Виктор Ющенко объявил о роспуске Верховной Рады. Практически тем же партиям и их лидерам придется теперь опять договариваться о новой коалиции и кабинете министров.
А значит, Украина рискует на долгое время остаться и без парламента, и без правительства.
Коалиции по осени считают
Повод всегда найдется
По осени на Украине происходит распад старых коалиций, создание новых. И — непременно выборы. В этом году то, что традиция нарушена не будет, стало понятно еще в начале лета. 6 июня стало известно, что двое депутатов покинули состав «оранжевой коалиции», тем самым создав юридические условия для ее распада. «Если «оранжевым» не удастся срочно привлечь несколько депутатов из других фракций, то раскол «оранжевых» сил приведет либо к созданию так называемой «широкой коалиции» с участием Партии регионов, либо к очередным досрочным выборам в Вер ховную Раду»,— сказал тогда независимый политолог Станислав Притчин.
Разрушителями правящего альянса стали депутаты Игорь Рыбаков, член Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), и Юрий Бут из блока «Наша Украина — Народная Самооборона» (НУ—НС), которые в ходе пленарного заседания Верховной Рады объявили о выходе из своих фракций. После этого правящая коалиция вместо необходимых 227 депутатов стала насчитывать лишь 225.
Первые подозрения большинства наблюдателей тогда пали на премьер-министра Украины Юлию Тимошенко. Именно она была больше всех заинтересована в распаде «оранжевой коалиции», на фоне ее снижающейся популярности среди населения из-за ухудшающейся экономической ситуации. При этом Тимошенко ни при каких обстоятельствах не хотела стать инициатором разрыва с президентом Ющенко, потому что она, таким образом, дала бы своим оппонентам возможность обвинения в неспособности решать государственные задачи и неумении договариваться с партнерами.
Эксперты выделяли два наиболее вероятных сценария развития событий. Первый был связан с созданием широкой коалиции

Светлана ЛОКОТКОВА пропрезидентского блока НУ—НС и Партии регионов. Против этой версии выступала большая часть членов пропрезидентского блока, не готовых идти в одну команду с регионалами. Второй сценарий заключался в роспуске Верховной Рады и объявлении досрочных выборов в парламент, но не ранее сентября 2008 года, так как должен пройти как минимум год с момента предыдущих выборов. По мнению Виталия Бала, политолога, директора Агентства моделирования ситуаций, именно этот сценарий был выгоден и БЮТ, и Партии регионов, которые «смогли бы оформить двухпартийную политическую систему, так как пропре зидентские силы находятся не в лучшей форме и вряд ли смогут составить им конкуренцию».
К осени стало ясно, что Украина выбрала второй сценарий. Но главное здесь даже не в этом. Несмотря на неожиданность политического скандала в связи с уходом двух депутатов, ситуация в правящей коалиции давно вплотную приблизилась к распаду. Все дело во взаимоисключающих планах Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко занять в 2010 году пост президента республики. И нынешний этап противостояния наблюдателями расценивается не иначе как переход к открытой борьбе за кресло главы государства.
Осеньбез оранжевого цвета
8 октября в своем послании народу президент Украины Виктор Ющенко объявил о роспуске Верховной Рады. Основой его речи стало утверждение, что Юлия Тимошенко и ее решения «несут угрозу Украине». «Фактически роспуск парламента означает начало подготовки к президентским выборам, которые должны состояться в январе 2010 года, — уверен Станислав Прит-чин. — В реальности шаги премьер-министра, предпринятые в начале сентября 2008 года, угрожали не Украине, а самому Виктору Ющенко и его власти. Неожиданное объединение Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко, стремительное принятие ими целого пакета законов, отбирающих у президента немногие из оставшихся реальных властных полномочий, грозили и вовсе устранить Виктора Андреевича как субъекта украинской политики. Поэтому все действия секретариата президента Украины за последний месяц были направлены на срыв формирования полноценной коалиции БЮТ и ПР, а также на дискредитацию Юлии Тимошенко, которая якобы «предала идеалы оранжевой революции, а также интересы Украины в пользу Москвы», тем самым обманув ожидания избирателей».
Надо признать, что активность команды Ющенко увенчалась успехом. Распался, так и не оформившись юридически, ситуативный союз регионалов и бютовцев. Двум крупнейшим политическим силам даже не удалось договориться об изменениях избирательной системы, чтобы упрочить свои позиции в Верховной Раде будущего созыва. Более того, за счет сложных игр президенту удалось и вовсе отыграть часть из принятых ими законов и вернуть себе утраченные полномочия. Так, до последнего момента оставалась возможность восстановления «оранжевой коалиции» с участием Блока Литвина. Играя на желании Тимошенко сохранить пост премьера, Ющенко добился отмены антипрезидентских законов с участием депутатов БЮТ. Однако воссоединения президентского и премьерского блоков так и не произошло.
Виталий Бала причину распада «оранжевой» коалиции видит в том, что президент Виктор Ющенко никак не хотел посмотреть на ситуацию реально и понять, что в нынешней электоральной ситуации на Украине политик номер один — Юлия Тимошенко.
«У Ющенко не хватило силы духа и мудрости признать это и пойти на компромисс. В этом случае стороны могли договориться о том, что до президентских выборов сохраняется статус кво — президент Ющенко и премьер Тимошенко, а на президентских Тимошенко может поддержать Ющенко, соответственно, получая гарантии остаться премьером и после выборов главы государства», — поясняет Виталий Бала. Но президент на это не пошел. Здесь, по мнению Балы, нет худа без добра, потому что стороны сядут за стол переговоров. Политические противники, которые вели борьбу на уничтожение, могут перестать быть заклятыми врагами, перейдя в категорию оппонентов и конкурентов, так или иначе им придется договариваться. «А это хорошо именно для страны. Есть конкретные интересы граждан. И если для этого необходима договоренность БЮТ и Партии регионов, то обвинения в предательстве «оранжевых» идеалов теряют смысл», — уверен Виталий Бала. Он также считает, что было бы неплохо, если бы к договоренности присоединился Блок Литвина. Тогда у президентского лагеря не будет основания говорить, что ПР и БЮТ делят власть на двоих.
Создание такой коалиции позволит наконец принять нужные стране социальноэкономические законы. Поэтому идеальный, по мнению Виталия Балы, вариант после прекращения существования демкоалиции — создание новой коалиции в составе БЮТ, ПР и Блока Литвина.
Хотя проговаривается и вариант коалиции БЮТ, НУ—НС и Блок Литвина. Но в этом случае сохранится разделение Украины по регионально-политическому признаку — на Запад и Восток, и тогда в этом же ключе будет развиваться президентская кампания.
Ситуацию комментирует Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития, член президиума украинской Партии вольных демократов: «Коалиция не сложится. Нынешняя Верховная Рада неработоспособна. Ни одна из сил не может договориться с другой. Причина в том, что нет поля для маневра, нет «рынка», нет торга, в результате которого можно получить должности или какие-то бонусы». Дмитрий Выдрин считает, что
БЮТ может сильно проиграть в случае досрочной парламентской кампании. По его мнению, высока вероятность того, что Юлия Тимошенко даже потеряет пост премьера.
От досрочных выборов, по его мнению, могла бы выиграть Партия регионов — но только в том случае, если бы она сделала как минимум две вещи. Во-первых, вела бы открытую политическую борьбу, обновила свой образ и стратегию действий. «Сейчас регионалы делают ставку на закулисные игры. Но они не сильны в этом, а пыл и энергия уходят. Они надеются, что путем интриг вырвут ключевую должность — премьера. Но интриги — это не их конек. Во-вторых, Партии регионов следовало действительно уйти в оппозицию и последовательно проводить эту линию, критикуя власть и предлагая свои идеи. Но этой последовательности не было», — заключает Дмитрий Выдрин.
Никому не выгодно, но надо
Очевидно, что борьба за депутатские кресла Верховной Рады станет очередным подготовительным этапом перед предстоящими в январе 2010 года выборами президента страны. Это означает, что Украину ждет еще как минимум год и три месяца не-прекращающейся политической борьбы, нестабильности, отсутствия дееспособного правительства, что особенно критично на фоне мирового финансового кризиса и обострения региональных конфликтов.
Большая часть украинских политологов отрицательно оценивает идею досрочных выборов в парламент. И это лишний раз подтверждает опасность той черты, перед которой сейчас находится Украина. Вероятно, все очень серьезно, ведь для политологов любая избирательная кампания всегда сопряжена с многомиллионными гонорарами. На многочисленных круглых столах, пресс-конференциях, выступлениях экспертов, политтехнологов, прошедших в сентябрьские дни в Киеве, не раз звучало осуждение планов Секретариата президента по раскачиванию ситуации в стране ради намерения Ющенко пойти на второй срок президентства.
Виталий Бала считает, что «союз БЮТ и ПР, несмотря на всю его противоестественность, для Украины сегодня единственный правильный выбор, который позволил бы сохранить хоть хрупкую, но стабильность в стране. Тем более, как говорят соцопросы, большая часть украинского общества поддерживает этот союз. А этого достаточно, чтобы новая коалиция могла считаться демократической».
«Как ни странно, главным лицом, заинтересованным в роспуске парламента, является президент Виктор Ющенко. Возникает вопрос, как Ющенко с текущим рейтингом 6—8%, с развалившимся блоком «Наша Украина — Народная Самооборона»собирается идти на досрочные выборы?» — удивляется Станислав Притчин.
По мнению аналитиков, для команды президента досрочные выборы являются лишь первым этапом «многоходовки» с главной целью — второй президентский срок для Виктора Андреевича. Как считает Владимир Горбач, политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества, «выборы нужны президенту, чтобы в том числе разобраться с внутренними врагами, такими как Луценко, Жвания, Гриценко, а также обкатать новую политическую платформу под рабочим названием «Блок Ющенко».
Очевидно, что основная промежуточная цель стратегов Секретариата президента Украины — создать у населения Украины стойкое убеждение, что ни парламент, ни правительство не отличаются стабильностью и не защищают интересы народа. В таком контексте именно Виктор Ющенко будет себя позиционировать единственным гарантом стабильности и защиты национальных интересов Украины. Идеологическую основу его президентской кампании составляет апелляция к основополагающим ментальным установкам общества: украинскому языку, поместной независимой от Москвы православной церкви, казачеству, напоминаниям об исторических деятелях, боровшихся за независимость, и «исторической угрозе суверенитету со стороны России».
Команда Ющенко с оптимизмом смотрит на шансы пропрезидентских сил. Так, некоторые эксперты предполагают, что Ющенко под силу и вовсе сорвать выборы, так как согласно украинскому законодательству явка на досрочных выборах должна составить не менее 50%. Учитывая негативное отношение общества к роспуску Верховной Рады, можно предположить, что выборы могут быть признаны несостоявшимися. Тогда президент еще как минимум на два месяца останется единственным легитимным центром власти Украины.
Однако Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии, считает, что блок Ющенко — маргинальная политическая сила, которая не имеет никаких перспектив. «Мне кажется, что выборы, которые фактически сделаны человеком с явными признаками клинического расстройства и неадекватностью, должны были бы мобилизовать здоровую часть общества, в сущности, всех остальных», — говорит Михаил Погребинский. Он обращает внимание на то, что эти выборы не приведут к качественно иному
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №11 (79) 2008 ■ раскладу сил в парламенте. Возможно, у Партии регионов вместе с коммунистами и Блоком Литвина будет чуть больше мест в парламенте. Но это отнюдь не означает, что они смогут управлять экономикой страны, опасаются эксперты. Ведь ситуация на Украине в действительности очень серьезная. «Экономисты мало рассказывают обществу, насколько трагична ситуация в украинской экономике, — сокрушается Михаил Погребинский. — Дело не только в финансах. Актуальная тема номер один, и она важнее темы выборов, — немедленное создание Совета национального спасения, куда бы вошли все основные политические игроки, кроме таких маргиналов, как Ющенко и его команда. Чтобы за одним столом сели представители политических сил и крупные украинские ученые, чтобы попытаться в тяжелейшей ситуации найти какие-то решения, попытаться провести их через парламент до момента выбора нового».
Директор Центра политических исследований и конфликтологии предлагает кардинальные меры: «США, Европа, Россия принимают решения о противодействии финансовому кризису. О чем в этот момент говорит президент Украины в Италии? О туризме. Это полная неадекватность человека, занимающего главный пост в стране. Если нет возможности объявить ему импичмент, то надо по крайней мере сделать вид, что его нет».
Что касается досрочных выборов, то, по общему мнению наблюдателей, это не самый лучший вариант. К перевыборам президента может подталкивать его окружение. Президента пытаются убедить в том, что в нынешнем парламенте может сложиться коалиция, способная преодолеть вето по законопроектам, ограничивающим полномочия президента, и тем самым лишить Ющенко шанса победы на следующих выборах президента. Ющенко, соответственно, не желает, чтобы в парламенте сформировалось антипрезидентское конституционное большинство. Это означает, что президентский лагерь может идти на срыв новой коалиции.
По сути, перевыборы не выгодны никому. Избирательная кампания тогда будет идти не на жизнь, а на смерть, могут быть самые разные и неожиданные результаты.
Так или иначе, ситуация роспуска Верховной Рады ведет к тому, что практически тем же партиям и их лидерам придется опять договариваться о новой коалиции и кабинете министров. А значит, Украина рискует на долгое время остаться и без парламента, и без правительства. Что ж, видимо уровень развития политической культуры украинской элиты пока не позволяет решать противоречия без роспуска парламента. Ц