Кобчик Falco vespertinus в Прибайкалье

Автор: Попов В.В.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 123 т.9, 2000 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140149114

IDR: 140149114

Текст статьи Кобчик Falco vespertinus в Прибайкалье

В данном сообщении мы рассматриваем распространение и современное состояние кобчика Falco vespertinus в Прибайкалье. На основной части своего ареала этот вид не относится к редким, а тем более находящимся под угрозой исчезновения. Однако в нашем регионе в настоящее время он практически исчез.

В Прибайкалье этот сокол находится на восточной окраине ареала (Степанян 1975) — его распространение указано до верхней Лены и западного берега Байкала. В прошлом он встречался в степи и лесостепи, местами заходя в тайгу. Г.Радде (1862 — цит. по: Скалой 1935) добыл кобчика в Тункинской долине. В.К.Тачановский (1877) приводит случай его добычи в окрестностях Усолья. И.С.Поляков (1873) добыл кобчика 21 мая 1866 у Жигалова. 25 мая 1906 его добыли у с. Залог бывшего Верхо-ленского уезда (Иоганзен 1916/1917 — цит. по: Реймерс 1966). В.Н.Скалой (1934) в 1930-е нашёл кобчика довольно многочисленным в Балаган-ской степи, где он гнездился в высокоствольных лесах, окружавших степные массивы хребтов. В конце августа он наблюдал выводки. Близ с. Янды в 1931 кобчик наблюдался всего один раз. Всего в Балаганской степи в 1928-1931 В.Н.Скалон застрелил для коллекции 12 экз., что само по себе говорит о численности этого сокола. Встречен кобчик и в притаёжных частях Усть-Удинского р-на, в Аларском р-не (окрестности Кутулика) и под Тулуном. Летом 1932 кобчика добыли в Большеглубоковском охотничьем хозяйстве около с. Тунка в Тункинской долине (Скалой 1936). В музее Иркутского университета хранится шкурка самца, добытого 10 сентября 1936 близ дер. Глубокая на Олхинском плато (Богородский 1989).

В 1960-е по реке Лене и в долине р. Чадобец (Красноярский край) кобчик встречался всюду, где были большие массивы лугов и полей. На р. Чадобец найдено гнездо, из верховий Лены достоверных сведений о гнездовании нет (Реймерс 1966). Согласно В.Д.Сонину (устн. сообщ.), в 1950-1960-е кобчик был обычным видом в окрестностях Тулуна. На Зи-минско-Куйтунском степном участке он ранее был гнездящимся и пролётным видом, а в настоящее время практически не встречается (Мельников 1999). В местах прежнего обитания этого вида в Балаганской степи за время полевых работ в 1979-1998 кобчик не встречен.

По всей видимости, на рубеже 1960-х произошло резкое сокращение численности этого вида. С тех пор его встречи носят лишь спорадический характер. Сведения о нём практически отсутствуют в орнитологических публикациях последних десятилетий или относятся лишь к фактам обитания кобчика в прошлом. За последние десятилетия известно всего несколько встреч этого сокола. 8 августа 1981 кобчика видели в Иркутске на острове Конном (Липин и др. 1983). В первой декаде июля 1982 его наблюдали в дельте Селенги. 28 августа 1995 кобчик встречен в месте впадения р. Тойсук в Китой к западу от Ангарска (Попов, Саловаров 2000). В июле 1998 его отметили в долине Куцы (Попов и др. 1998). Ю.И.Мельников (2000) за 6 лет регулярных наблюдений (1983-1987) в пойме Иркута встретил кобчика лишь дважды, в 1986. Имеются указания о гнездовании кобчика в окрестностях Улан-Удэ в пойменном лесу (Ешеев, Елаев 1991). Летом 1988 Б.О.Юмов (1990) отметил кобчика на перешейке п-ова Святой Нос на территории Забайкальского национального парка, но в последующие годы его там встретить не удалось (Heyrovsky et al. 1992). Какой-либо ещё конкретной информации об этом виде в доступных мне источниках обнаружить не удалось.

Таким образом, можно констатировать факт практически полного исчезновения кобчика из авифауны Прибайкалья, хотя не исключена возможность обитания единичных пар на западе Иркутской обл. в районах, прилегающих в Красноярскому краю и недостаточно обследованных в орнитологическом отношении. Встречи отдельных птиц могут относиться и к пролётным особям, гнездящимся в Якутии в долине Вилюя, где существует изолированное поселение этого вида (Лабутин 1987).

Причины исчезновения кобчика, скорее всего, связаны с несколькими факторами. Несомненно, в степных и лесостепных районах сказалось антропогенное воздействие — распашка степей, вырубка степных колков, неумеренное применение ядохимикатов, повлёкшее за собой снижение плотности насекомых. Могла сказаться неблагоприятная ситуация на местах зимовок (предположение это чисто теоретическое, так как нет информации, где зимовали кобчики, гнездившиеся в Прибайкалье). В то же время кобчик исчез и из лесных районов, в частности, из долины Лены, где сельское хозяйство не было таким интенсивным. Возможно, антропогенный фактор наложился на изменение границы ареала под влиянием природных факторов, что в результате привело к исчезновению вида в регионе. Фактор естественных флуктуаций границ ареала в связи с изменением численности редких видов часто не учитывается, а все изменения численности объясняются антропогенными воздействиями.

Исчезновение кобчика произошло как-то незаметно. Этот вид не попал в региональные Красные книги (Красная книга Бурятской АССР 1988; Редкие животные Иркутской области... 1993). Однако уже в книге “Редкие и малоизученные позвоночные животные Предбайкалья” (Дурнев и др. 1996) кобчик включён в IV категорию как малоизученный вид, хотя в ней указано об отсутствии информации об этом виде в последние годы. Предполагается включить кобчика и во 2-е издание Красной Книги Бурятии (Доржиев и др. 2000) в III категорию — редкие виды, которым в настоящее время не грозит исчезновение. На наш взгляд, необходимо включить этого сокола в Красные книги Бурятии и Иркутской обл. в качестве вида, находящегося по угрозой исчезновения. Считаем необходимым проведение специальных исследований по поиску ещё сохранившихся, возможно, мест обитания этого вида и в случае их обнаружения принять неотложные меры по их охране.

Статья