Коэволюционный подход в развитии экономических и экологических систем

Автор: Пшукова М.Э.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 5-1 (18), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрен коэволюционный подход к развитию экономических и экологических систем, предполагающий прехеод от рационального природопользования к сбалансированному.

Экономические системы, экологические системы, устойчивое развитие, сбалансированное развитие, рациональное природопользование

Короткий адрес: https://sciup.org/140114333

IDR: 140114333

Текст научной статьи Коэволюционный подход в развитии экономических и экологических систем

Природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых для жизни и производственной деятельности. Человек – часть природы, ее порождение, он может производить, только используя ее ресурсы, и жить только в тех природных условиях (температура, давление, влажность, состав атмосферы т. д.), к которой он генетически приспособлен.

Много лет стремясь покорить природу и господствовать над ней, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. «Парниковый эффект озоновой дыры», «кислотные дожди», нехватка чистой воды и продовольствия продовольствие, сырьевые и энергетические кризисы, загрязнение Мирового океана – все эти вопросы встали перед человеком, грозя смертью и требуя немедленного решения.

Вряд ли можно назвать в наши дни более важную глобальную проблему, чем проблему сбалансированности развития экономических и экологических систем, рациональности использование природных ресурсов и охраны окружающей среды. Постоянно возрастающая угроза экологической безопасности, требует немедленных мер для решения данных проблем путем включения экологического императива во все элементы хозяйственного механизма.

Один из способов решения данной проблемы является концепция устойчивого развития, предложенная в 1992г. на конференции в Рио-де-Жанейро. В последствии, представители разных экономических школ, среди которых стоит отметить Б. Буркинского, И. Александрова, О. Веклича, О. Балацкого, Д. Медоуза, Г. Дейли, Л. Мельник, К. Рихтера и др., раскрывали теоретические и практические аспекты данной концепции.

Концепция устойчивого развития, в последние десятилетия позволила экономически развитым странам достичь серьезного повышения эффективности преобразования материалов и энергии в экономическую стоимость благодаря использованию глобальных цепочек формирования стоимости.

Однако это результат «изменения границ загрязнений», перемещения ресурсо- и энергозатратные звеньев в другие страны, который приводит к относительному экологическому благополучию одних стран (реализующих начальные звенья цепочки ценности) за счет нарастания экологических проблем и загрязнения природной среды других стран (реализующих срединные звенья цепочки ценности).

Кроме того, самого серьезного изучения заслуживают вопросы взаимосвязей между экологическими и экономическими системами. Скорость изменений в экологических системах отстает от скорости изменений в экономических системах, что делает кризисные явления и недостатки в функционировании экономических систем явными сразу (безработица, экономические кризисы). Негативные изменения и сбои в экологических системах зачастую имеют отдаленные, генерируемые последствия (повышение загрязнения воздуха, ухудшение качества питьевой воды, повышение радиационного фона).

Поэтому особого внимания заслуживает изучение проблем сбалансированного развития экологических и экономических систем, оказывающих взаимное влияние друг друга. Результатом таких исследований должно стать формирование нового видения концепции устойчивого развития, вернее сказать концепции сбалансированного развития. В ходе обозначенных исследований должен быть решен целый комплекс задач: глубокий анализ проявившихся недостатков концепции устойчивого развития, исследование коэволюционных подходов развития экономических и экологических систем, формирование механизмов сбалансированного развития экономических и экологических систем.

Коэволюция традиционно рассматривается как обоюдный эволюционный процесс между взаимодействующими субъектами управляемыми естественным отбором. Важность коэволюционного подхода состоит в возможности при помощи него объяснять периодически нарушаемое равновесие.

Первые попытки использования принципов коэволюции для объяснения развития экономической и экологической систем были предприняты в работах Р. Норгарда, Дж. Ван ден Берга, С. Стагла [1].

Стоит отметить, что в настоящее время не сложилось единое представление механизма процесса коэволюции. Поэтому формирование описания данного процесса, который станет основой для определения устойчивого развития, представляется необходимым.

Процессы совместного развития экологических и экономических систем более полноценно могут быть описаны с использованием понятия «сбалансированность», а не «устойчивость», в виду того, что устойчивость предполагает функционирование и противостояние различным воздействиям, а также возвращение системы в равновесное положение [2].

Устойчивость необходимое условием инженерных систем, в то время как живые системы характеризуются неравновесностью. Для функционирования экологической системы неустойчивость, вызванная процессами преобразования энергии, является естественной. Процесс эволюции предполагает необратимые изменения, а устойчивость – возврат к прежнему состоянию. Поэтому для совместного развития живых и неживых систем наиболее подходящим является сбалансированность [3].

Решение проблем управления сбалансированным природопользованием с переходом к стратегии сбалансированного развития предполагает учёт баланса между темпами экономического роста и темпами воспроизводства природных систем.

Темпы экономического роста сильно зависят от состояния ассимиляционного потенциала природных систем, а величина ассимиляционного потенциала влияет на принятие решений о темпах экономического роста. Методы расчёта величин ассимиляционного потенциала, предложенные в Стратегии перехода России к условиям устойчивого развития, учитывают состояние нарушенных и ненарушенных экосистем. В условиях малых значений ассимиляционного потенциала экономика превращается в экономику поддержания среды обитания, поскольку огромная часть прироста ВВП расходуется на воспроизводство природных систем, не удовлетворяя возрастающие потребности населения.

Оценки темпов экономического роста и ассимиляционного потенциала в рамках такой модели дают большое преимущество. Это обеспечит достижение цели сбалансированного развития. В рамках такого подхода природопользование представляет собой самоорганизующуюся синергетическую систему коэволюции человека и природы.

Принятие такого подхода в природопользовании дает возможность обществу контролировать отчисления на природопользование при принятии бюджетов. В рамках мировой экономики это даст возможность формировать глобальные сбалансированные системы воспроизводства мировых ресурсов и качества окружающей среды, не допустить критического падения ассимиляционного потенциала природных систем.

Только при таком подходе возможен переход из рационального природопользования в сбалансированное, когда темпы экономического роста будут адаптированы к условиям синхронного воспроизводства качества окружающей среды, а человечество перейдёт к условиям коэволюции с природой..

Список литературы Коэволюционный подход в развитии экономических и экологических систем

  • Кокин А.А. Сбалансированное природопользование как основа построения инновационной модели развития России и новой цивилизации//труды международной научно-практической конференции «Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития». 2012г. С.83-85.
  • Маржохова М.А., Халишхова Л.З. Модернизация системы, развитие потенциала, саморазвитие аграрных территорий (оценка, возможности роста). Монография. -Нальчик: Изд-во «Принт-центр», 2014г. -128с.
  • Половян А.В. Ко-эволюционный механизм сбалансированного развития экономических и экологических систем//Экономика промышленности. 2012г. №1-2(57-58). С.276-288.
Статья научная