Коллаж в проектной культуре информационного общества

Автор: Решетова Маргарита Владимировна

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 3 (16), 2017 года.

Бесплатный доступ

Актуальность обусловлена, с одной стороны, необходимостью анализа противоречивых тенденций культуры XX века с позиции дизайна, а, с другой, - настоятельно обозначившимся социальным заказом приобщить его проектную культуру к процессу возрождения самобытной культурной традиции России как части мировой культуры. Объект исследования: коллаж в дизайне информационного общества. Предмет исследования: коллажное мышление, проектирование и моделирование в проектной культуре постмодернизма. Цель исследования - раскрытие специфики механизмов и закономерностей коллажного мышления и коллажа как метода композиционного проектирования современных социально-культурных объектов. Анализ ценностного потенциала современной проектной культуры дизайна в контексте культурного возрождения России. Методы исследования: культурно-исторический, мировоззренческий и философский анализ коллажного моделирования различных исторических эпох; фактологическое исследование техник и технологий коллажного проектирования в процессе его эволюции; синтетически-интерпретационное исследование современного коллажирования. Начиная из самих своих истоков опирается на традиции культуры, в которых имманентно заложен принцип коллажности. Развитие указанного принципа от Древнего Египта до Постмодерна демонстрирует тенденцию раскрепощения проектного мышления и освобождения от рамок идеологического, стилистического или иных форм ограничения. Постепенно увеличивая степень свободы, проектирование все больше приближается к коллажному мышлению. Достигнув своего апогея в деструктивном методе постмодернизма коллаж фактически превратился в алфавитную модульную систему, как в конструктивных, так и деструктивных целях дизайнера. Указанная тенденция продемонстрирована, не только на ряде научно-исследовательского материала, но и в экспериментальных разработках средового проектирования осуществляемых средствами коллажирования. В итоге можно считать установленными и экспериментально подтвержденными такие вновь сформулированные положения как: коллаж в современной проектной культуре является одним из базовых методов, на основе которого может осуществляться синтез элементов классических стилей, а также модернистических проектных разработок в различных областях как современного, так и футуристически ориентированного дизайна.

Еще

Коллаж, проектная культура, дизайн, иллюзия, аллюзия, феномен информационного общества

Короткий адрес: https://sciup.org/14111521

IDR: 14111521   |   DOI: 10.5281/zenodo.399228

Список литературы Коллаж в проектной культуре информационного общества

  • Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 5.
  • Marx K. Das Kapital, Bd. 1. Hamburg, 1867.
  • Быкадорова Е. Ю., Решетова М. В. Сказка Олимпийского Сочи. Дизайнерский аспект//Sochi Journal of Economy. 2014. №1 (29). С. 257-267.
  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996. 709 с.
  • Толстой А. В. Стиль и спрос. Искусство, государство и зритель. Из истории взаимоотношений//Стиль, направление, метод. М.: Российская академия художеств; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, 1992.
  • Культурология/под ред. Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007.
  • Шеркова Т. А. «Око Гора»: символика глаза в додинастическом Египте//Вестник древней истории. 1996. №4.
  • Шаузи О. Всеобщая история архитектуры. М.: ЭКСМО, 2012.
  • Техническая эстетика и дизайн/под ред. М. М. Калиничевой. М.: Академический проект, 2012.
  • Постмодернизм. Энциклопедия/сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко.
  • Baudrillard J. Le Système des Objets. Gallimard, 1968.
  • Решетова М. В., Мкртчян С. В. Дизайн информационного общества Росси//Мир науки, культуры, образования. 2015. №1 (50). С. 324-329.
  • Калиничева М. В., Решетова М. В. Аллюзия и иллюзия в дизайне//Мир науки, культуры, образования. 2014. №4 (47). С. 264-269.
Еще
Статья научная