Коллективный клептопаразитизм черноухих коршунов Milvus migrans lineatus в местах кормёжки больших бакланов Phalacrocorax carbo на озере Маркаколь
Автор: Березовиков Николай Николаевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 796 т.21, 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140152982
IDR: 140152982
Текст статьи Коллективный клептопаразитизм черноухих коршунов Milvus migrans lineatus в местах кормёжки больших бакланов Phalacrocorax carbo на озере Маркаколь
В северо-восточной части озера Маркаколь между устьями Урун-хайки и Тополёвки 4 августа 2012 в 11 ч дня в центре акватории была замечена кормящаяся стая из 150 больших бакланов Phalacrocorax carbo, движущаяся по воде растянутой вереницей длиной около 100 м. Птицы плыли друг за другом, активно ныряя за рыбой. При этом отставшие и оказавшиеся в конце особи часто суетливо перелетали вперёд и садились в головной части этой вереницы, создавая впечатление живого конвейера, непрерывно движущегося строго в одном направлении и в одну линию по 1-2 птицы. Выныривающие бакланы, усиленно махая крыльями, принимали на воде почти вертикальную стойку, змеевидно вытягивая вверх голову, заглатывая пойманную рыбу и стряхивая из оперения накопившуюся влагу. Иногда сразу 2-3 баклана одновременно принимали друг перед другом подобную необычную позу с распростёртыми крыльями, преграждая движение другим птицам, которые, не задерживаясь, огибали их и продолжали своё движение с ныряниями. Спустя 15-20 мин после интенсивной кормёжки, первые насытившиеся бакланы начали сниматься и по 1-3 особи улетать в сторону Тополёвского мыса, на котором устраивались на отдых на камнях и берёзах. Оставшиеся продолжали свое непрерывное движение и ловлю рыбы.
Вскоре бакланы привлекли к себе внимание других птиц и к ним стали слетаться и рассаживаться поблизости молодые черноголовые хохотуны Larus ichthyaetus , с любопытством наблюдая за процессом рыбалки и высматривая утерянную рыбу. Но самым поразительным зрелищем были черноухие коршуны Milvus migrans lineatus (J.E.Gray, 1831), во множестве летавшие над лесистыми берегами озера. Их было так много, что одновременно в поле зрения в радиусе 1 км можно было видеть по 10-15 хищников, парящих высоко в небе и над таёжными склонами хребта Азутау, а также кружащих над мелководьями и заболоченными участками. Именно их и привлекла оживлённая ловля рыбы бакланами, около которых собралось 25-30 коршунов, устроивших над бакланьей рыбалкой воздушную карусель. В парящем и бреющем полёте они кружились над ними на высоте 3-5 м, часто пикируя на выныривающих из воды бакланов с рыбой в клюве. Именно в направлении таких особей производились стремительные атаки, в результате которых бакланы чаще всего испуганно отбрасывали в сторону пойманную рыбёшку, которую нападавший, сделав крутой вираж, тотчас схватывал с поверхности воды лапами. Одновременно доводилось видеть до десятка пикирований коршунов на выныривающих бакланов, что вскоре превратилось в невообразимую сутолоку, которой успешно пользовались хищники. Несколько раз удавалось замечать, как коршуны виртуозно выхватывали обнаруженную плавающую мёртвую рыбу прямо среди этой суетящейся массы бакланов.
К 12 ч большинство бакланов, несмотря на усилившийся грабёж со стороны коршунов, насытились и, завершив кормёжку, стали дружно сниматься группами по 10-15 особей и улетать на отдых в сторону мыса. На опустевшей акватории осталось несколько плавающих черноголовых хохотунов и парящих коршунов, продолжающих осматривать поверхность воды и время от времени схватывающих какой-то корм.
Комментируя описанное явление коллективного клептопаразитизма чёрных коршунов в отношении больших бакланов, должен отметить, что подобного мне ранее наблюдать не приходилось. Сходным образом на озере Алаколь отбирают корм у бакланов хохотуньи Larus cachin-nans (Березовиков 2008).
В последнем десятилетии котловина озера Маркаколь стала местом постоянной летней концентрации неполовозрелых черноухих коршунов (200-300 особей), а в августе здесь образуются их сотенные предотлётные скопления. Тяготение коршунов именно к этому водоёму в горах Южного Алтая обусловлено, с одной стороны, благоприятной кормовой базой, особенно обилием на мелководьях пескарей и другой рыбы, с другой – отсутствием преследования со стороны человека благодаря существованию здесь заповедного режима, т.к. всё побережье озера входит в границы Маркакольского заповедника.
Одной из характерных черт чёрноухого коршуна, как известно, является его склонность к клептопаразитизму. На озере Маркаколь неоднократно наблюдались попытки отбирания коршунами пойманной рыбы у скоп Pandion haliaetus во время их полётов с добычей от озера к гнезду или присаде (Березовиков 1984, 2001). Однако в прежние времена эти случаи не носили столь угрожающего характера, хотя и снижали эффективность охоты скопы за рыбой (Березовиков, Стариков 1993). С увеличением численности коршунов клептопаразитизм стал регулярным, массовым и, в конечном счёте, губительным для живущих здесь скоп, поскольку не позволяет скопам нормально выкармливать птенцов. Именно это обстоятельство явилось основной причиной того, что коршуны практически вытеснили скопу с озера Маркаколь (Стариков 2008), на котором существовала крупнейшая не только на Алтае, но и в Казахстане гнездовая популяция, насчитывавшая в разные годы 8-11 пар (Березовиков 1989, 2009; Стариков 2007). В 20062008 годах здесь оставалась только одна пара (Стариков 2006, 2009), а 4-6 августа 2012 на восточном побережье озера в районе двух известных в прежние годы гнездовых участков скоп удалось встретить только одиночную особь.