Коллизионно-правовое регулирование оборота ценных бумаг
Автор: Голиков С.Д., Рябченко Л.И.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 3-1 (12), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140108411
IDR: 140108411
Текст статьи Коллизионно-правовое регулирование оборота ценных бумаг
В последние годы в России наблюдается стремительный рост вложений активов в ценные бумаги, что получило название секъюритизации. Секъюритизация является сильной стороной российской финансовой системы - по этому показателю наша страна стоит на 3 месте в мире100.
В связи с происходящими процессами глобализации возрастает объем трансграничных операций с ценными бумагами. Присутствие в отношениях, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, иностранного элемента неизбежно ставит вопрос о выборе применимого права – главный вопрос науки международного частного права.
При этом существующее национальное (в том числе, российское) законодательство не в состоянии обеспечить должное регулирование международного обращения ценных бумаг: сказывается недостаток, а порой и отсутствие норм, которые бы регулировали соответствующие отношения.
Существует два вида ценных бумаг: эмиссионные и неэмиссионные. Различия между эмиссионными и неэмиссионными ценными бумагами отражаются на их коллизионном регулировании.
Неэмиссионные ценные бумаги (вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты и др.), как правило, существуют в документарной форме и существенное значение для них имеет материальный носитель, его форма и реквизиты.
Поскольку большинство неэмиссионных ценных бумаг по своей правовой природе приближены к вещам, к обороту указанных ценных бумаг, должны применяться общие коллизионные нормы вещного права (то есть закон места нахождения вещи, который будет определяться по праву местонахождения самой ценной бумаги).
Однако среди неэмиссионных ценных бумаг можно выделить так называемые денежные ценные бумаги – это вексель и чек. Они стали предметом детальной международной унификации – по вопросам их обращения были, в частности, приняты Женевские вексельные (1930 год) и чековые (1931 год) конвенции. Основное содержание Конвенций – унифицированные коллизионные нормы.
Поскольку в Российской Федерации регулирование трансграничных вексельных отношений не предусмотрено, они должны регулироваться общими правилами об односторонних сделках (ст. 1209, 1217 ГК РФ), а также положениями Женевских вексельных конвенций, участницей которых Россия является. Расчеты с применением чека регулируются ст. ст. 877 – 885 ГК РФ. Коллизионное регулирование вопросов чекового права отсутствует. Ситуация также осложняется тем, что Россия не участвует в Женевских чековых конвенциях.
К эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации, опционы эмитента, депозитарные расписки и др. Эмиссия ценных бумаг традиционно регулируется правом государства, на территории которого они были выпущены.
Говоря об обращении эмиссионных ценных бумаг, следует различать право на ценную бумагу и права, которые предоставляются владельцу данной ценной бумаги.
Передача ценных бумаг, как правило, осуществляется путём заключения международных сделок. В данной ситуации решающее значение имеет принцип автономии воли сторон.
Вещные же права на эмиссионные ценные бумаги (право собственности, его содержание, осуществление и защита) переходят от одного лица к другому в соответствии с законом местонахождения ценной бумаги, которое определяется по месту ведения реестра юридического лица – эмитента (для бездокументарных ценных бумаг) или по месту нахождения сертификата ценной бумаги (для документарных ценных бумаг). Переход прав, составляющих содержание эмиссионной ценной бумаги (имущественные, обязательственные, корпоративные и иные права), от одного лица к другому должен подчиняться личному закону юридического лица – эмитента101.
Эмиссионные ценные бумаги могут находиться не только в непосредственном, но и в опосредованном владении.
В отличие от непосредственного владения, при косвенном (опосредованном) держании между эмитентом ценных бумаг и инвестором оказываются один или несколько посредников, которыми чаще всего выступают депозитарии. В настоящее время наибольшее распространение получило применение к таким отношениям права местонахождения прямого (непосредственного) посредника, на счетах которого зафиксированы права на ценную бумагу (PRIMA)102. Однако в договоре об открытии и ведении счета в ценных бумагах стороны могут договориться об ином. На международном уровне принцип PRIMA получил закрепление в Гаагской конвенции о праве, применимом к определенным правам на ценные бумаги, находящиеся у посредника, принятой 13 декабря 2002 года. Вступление Конвенции в силу пока остаётся под вопросом.
В заключение необходимо отметить, что отсутствие коллизионных норм о праве, применимом к трансграничному обращению ценных бумаг, – серьезный недостаток отечественного законодательства. Поэтому необходимо разработать систему специальных коллизионных норм, которые бы определяли выбор применимого к таким отношениям права. Указанные нормы могут быть включены в раздел VI части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.