Коловратки прудов Ботанического сада Самарского государственного университета

Бесплатный доступ

Представлены результаты изучения видового состава и численности коловраток, обитающих в прудах ботанического сада Самарского государственного университета.

Коловратки, ботанический сад

Короткий адрес: https://sciup.org/148313082

IDR: 148313082

Текст научной статьи Коловратки прудов Ботанического сада Самарского государственного университета

Первые данные о коловратках, обитающих в прудах Ботанического Сада г. Самары были получены в 1999 г. в ходе изучения популяций планктонных ракообразных. Поскольку сборы производились планктонной сетью, были пойманы представители наиболее крупноразмерных пелагических видов.

Первое серьезное изучение видового состава, численности и биомассы популяций коловраток проводилось в 2000-2003 гг. (Синицкий, 2004). В этот период в прудах обнаружили 13 видов, принадлежащих к 6 семействам. 12 из них в Верхнем пруду (2 вида только здесь), 11 видов – в Нижнем (1 вид только здесь). Дальнейшее изучение коловраток прудов Ботанического Сада проводились нами в 2004-2005 гг. Сборы производились в пе-лагиали (от дна до поверхности) и в зоне мелководий, заросших погруженными и водо-воздушными макрофитами. Коловраток ловили планктонной сетью, и батометром (батометр использовали для уточнения плотности мелких по размеру коловраток, которые могли пройти сквозь ячею сети) (Матвеева, 1989). Автор приносит искреннюю благодарность сотруднику ИЭВБ РАН М.Ю. Горбунову за возможность пользоваться его батометри-ческими сборами. Видовая принадлежность выяснялась при помощи определителя (Определитель…, 1994).

За период исследований обнаружено 23 вида коловраток, относящихся к 9 семействам. В Верхнем пруду обнаружено 19 видов из 8 семейств (Asplanchnidae, Brachionidae, Euchlanidae, Filinidae, Lecanidae, Phylodinidae, Synchaetidae, Trichocercidae). В Нижнем пруду 20 видов из 9 семейств (те же и Notommatidae). В табл. 1 приводятся списки видов для каждого из прудов.

Самарский государственный университет, г. Самара.

Таблица 1

Виды коловраток в прудах Ботанического сада в 2004-2005 гг.

Как видно из приведенных списков, видовой состав коловра-

Верхний пруд

Нижний пруд

ток в обоих прудах очень сходен. Только в

Asplanchna girodi Guerne, 1888

+

+

-

Asplanchna priodonta Gosse, 1850

+

+

Brachionus angularis Gosse, 1851

+

+

ны E. najas и T. cylin-

Brachionus calyciflorus Pallas, 1776

+

+

drica . Только в Верх-

Brachionus quadritentatus Hermann, 1783

+

+

нем пруду – Ph.

roseola . Однако все эти

Keratella cochlearis (Gosse, 1851)

+

+

3 вида были представ-

Keratella quadrata (Muller, 1786)

+

+

лены единичными эк-

Kellicottia longispina (Kellicott, 1879)

+

+

земплярами и, скорее

Euchlanis dilatata Ehrenberg, 1832

+

+

всего, также обитают в

Filinia longiseta (Ehrenberg, 1834)

+

+

обоих, очень близко

Lecane luna (Muller, 1776)

+

+

расположенных водо-

Lecane lunaris (Ehrenberg, 1832)

+

+

емах.

Philodina roseola (Ehrenberg, 1832)

+

За время наших

Rotaria neptunua (Ehrenberg, 1832)

+

+

исследований в обоих

Rotaria tardigrada (Ehrenberg, 1832)

+

+

прудах наиболее многочисленными были

Synchaeta pectinata Ehrenberg, 1832

+

+

популяции K.cochlearis

Polyarthra dolichoptera Idelson, 1925

+

-

и K.quadrata . В 2004 г. в Верхнем пруду мак-

Polyarthra major Burckhardt, 1900

+

+

симальная плотность

Bipalpus hudsoni (Imhof, 1891)

+

+

была    выше    у

Trichocerca similis (Weirzejski, 1893)

+

+

K.cochlearis – до 100 экз/л а в Нижнем пру-

Trichocerca cylindrica (Imhof, 1891)

-

+

а в ижнем пру ду она доходила толь-

Eosphora najas (Ehrenberg, 1830)

-

+

ко до 35 экз/л и здесь

rata (до 71 экз/л). В 2005 г.

K.quadrata (рис.1).

в обоих прудах

доминировала K. quad- плотность была выше у

Коловраток других видов в обоих прудах было значительно меньше, особенно в 2004 г. (рис. 2). Только у A.priodonta и S.pectinata плотность популяций иногда превышала 5 экз/л, у остальных весь сезон она не достигала и 3 экз/л.

Среди малочисленных видов A. priodonta , Br. calyciflorus , E. dilatata и F. longiseta встречались в Нижнем пруду с апреля до октября почти во всех пробах (рис. 2). Br. quadritentatus и S. pectinata присутствовали в пробах только весной, а L. luna и L. lunaris – летом и осенью.

В Верхнем пруду на протяжении всего сезона встречалась A. priodonta (рис. 2). E. dilatata и F. longiseta присутствовали с весны до осени, но не во всех пробах. Br. quadritentatus был пойман только три раза: в апреле, июне и августе по 1-2 экземпляра. L. luna и L. lunaris появились в пробах только в конце июня – на 20 дней позже, чем в Нижнем пруду, при этом L. lunaris и исчез гораздо раньше, уже в начале августа. Такая редкая и непостоянная встречаемость говорят об очень низкой численности популяций данных видов.

K. cochlearis

K. quadrata

Рис. 1. Сезонная динамика плотности популяций массовых видов в Верхнем и Нижнем прудах в 2004 г.

М

о

J н о о

A. priodonta E. dilatata L. luna P.dolichoptera S. pectinata B.angularis

P. major

B. hudsoni

B.calyciflorus

Br. quadritentatus

F. longiseta

о

Рис. 2. Сезонная динамика плотности популяций видов с низкой численностью в Верхнем и Нижнем прудах в 2004 г.

Из рис. 2 видно, что в 2004 г. в Верхнем пруду доминировали два вида ( A. priodonta и S .pectinata ) плотность популяций которых увеличивалась в конце весны-начале лета и осенью.

В Нижнем пруду доминировали 5 видов, причем Br. angularis , F.longiseta , и в начале лета, и S.pectinata - в конце весны-начале лета, L.luna – осенью, а A. priodonta и осенью. Максимальная плотность популяций доминирующих видов в Верхнем пруду была в 2004г. значительно больше, чем в Нижнем.

Плотность малочисленных видов, таких как E.dilatata , P. major и L.lunaris в Нижнем пруду была выше, чем в Верхнем.

В 2005 г. в обоих прудах были пойманы не обнаруженные там в 2004 г. виды коловраток. В Верхнем пруду – Br. angularis , Br .calyciflorus и P. dolichoptera . В Нижнем пруду – A. girodi , K. longispina , Ph. roseola , R. neptunua , R .tardigrada , B. hudsoni , T. cylindrica , T. similis , E. najas . Из этих видов P. dolichoptera указывается в работе А.В. Синицкого, а остальные виды коловраток ранее не обнаруживались. Br. angularis и Br. calyciflorus был пойманы в Верхнем пруду по 2 раза в количестве 1-3 экземпляров, первый вид в конце апреля, второй в середине июня. В Нижнем пруду всего один раз были обнаружены T. cylindrica и. R. neptunua (обе в июле). По 2 раза за сезон попадались в пробах A. girodi , K .longispina (в мае-июне), B. hudsoni (апрель и июнь), T .similis (июль), E. najas (апрель и июль). Трижды была встречена Ph. roseola (май и октябрь) и четырежды – R .tardigrada (июль и октябрь). Из перечисленных видов только у популяции B. hudsoni плотность доходила почти до 3 экз/л, все остальные встречались единично. Часть этих видов предпочитает держаться в зарослях макрофитов, где до 2005 г. обловов не проводили. Остальные не были ранее обнаружены скорее всего из-за своей малочисленности.

Сезонные изменения плотности популяций видов с относительно высокой численностью в Верхнем пруду показаны на рис. 3.

//zz//^w<^0                                       X

>     > Л Л Xх >

^ cP O^ o^ xO^"

Рис. 3. Сезонная динамика плотности популяций видов с высокой численностью в Верхнем и Нижнем прудах в 2005 г.

Как видно из рис. 3, наиболее многочисленным видом была K. quad-rata , значительно уступали ей K. cochlearis и S. pectinata . E. dilatata занимает второе место по максимальной численности, но только в третьей декаде июля, все остальное время плотность данного вида очень мала. У K .cochlearis и S .pectinata . наблюдаются два периода высокой плотности популяций, весной они совпадают, осенью активное размножение S. pectinata происходит после значительного спада плотности K. cochlearis . В популяции K. quadrata было 4 значительных подъема плотности. Последний из них в сентябре-октябре связан, видимо, с необычно теплой осенью.

Сезонная динамика плотности популяций остальных видов коловраток в Верхнем пруду показана на рис. 4.

Рис. 4. Сезонная динамика плотности популяций видов с низкой численностью в Верхнем и Нижнем прудах в 2005 г.

Только у обоих видов Polyarthra , у A. priodonta и у B. hudsoni плотность популяций превысила в 2005 г. 10 экз/л, у Br. quadritentatus и F. long-iseta – 5 экз/л. Однако относительно высокая численность достигалась у всех этих коловраток (кроме F. longiseta ) только один раз за сезон. Из более малочисленных видов Br. angularis попадались только в апреле, K. longispina – в конце мая – начале июня, Br. calyciflorus – в июне. Единственный экземпляр T. similis был обнаружен в пробе 19 мая.

В Нижнем пруду в сезон 2005 г. был обнаружен 21 вид – гораздо больше, чем в Верхнем, и больше, чем в 2000-2004 гг. Данные о плотности коловраток мы также разделили на 2 группы. На рисунке 3 показана сезонная динамика плотности наиболее многочисленных видов коловраток (более 50 экз/л). Как видно из этого рисунка, наиболее многочисленным видом была K.quadrata, чья плотность в конце мая достигла огромной вели- чины – почти 500 экз/л, это абсолютно наибольшая плотность и данного, и всех остальных видов за все время исследований. В то же время на протяжении всего сезона плотность данного вида не превышала 50-150 экз/л при наличии еще четырех подъемов численности. До 200 экз/л доходила плотность K.cochlearis, до 50-100 экз/л – у Br.angularis, Br.quadritentatus и S.pectinata (у последних трех видов только по одному разу за сезон – в апреле-мае).

На протяжении всего или почти всего сезона в пробах присутствовали и достигали наибольшей плотности A. priodonta , F. longiseta , E .dilatata , L. luna и L. lunaris . Из рис. 4 видно, что активнее всего популяции вышеперечисленных видов развивались весной и летом. Популяция P. major достигала высокой плотности в апреле-мае, летом была поймана только 15 июля и далее появилась в сентябре-октябре, достигая плотности 4-5 экз/л. A. gi-rodi была поймана два раза в начале лета, не более двух экземпляров в пробе.

Из малочисленных видов не показанных на рис. 4, B. hudsoni также ловился два раза: 27 апреля (14 экз.) и 15 июля (3 экз.), Ph. roseola – 3 раза (первая половина мая и 10 октября, в количестве 1-4 экз.), R .tardigrada также 3 раза по 1-3 экземпляра (конец июля и 26 сентября). T. similis встретилась в пробе два раза в июле, R. neptunua и T. cylindrica – по одному разу в июле и, наконец, E. najas – один раз в апреле, все эти виды в количестве 1-3 экземпляра.

Если видовой состав сообществ коловраток в Верхнем и Нижнем прудах достаточно сходен, до сезонная динамика их численности значительно различается. Это относится и к максимальным достигаемым плотностям, и к их изменениям по ходу сезона. Доминируют в обоих водоемах одни и те же виды. Видовой состав субдоминантов также имеет черты сходства. В 2004 г. субдоминантами в Верхнем пруду были A. priodonta и S. pectinata , в 2005 г. к ним добавились E. dilatata , P. major и B. hudsoni , но их высокая плотность достигалась только один раз в сезон. В Нижнем пруду в 2004 г. субдоминантами A. priodonta , Br. angularis и F. longiseta , в 2005 г. к ним добавились E. dilatata и P. major . Величины максимальных плотностей доминирующих в 2004 г. видов были значительно меньше, чем в 2005 г. Для субдоминантов эта разница также прослеживается, хотя и менее значительная. Различия по величинам средних плотностей между Верхним и Нижним прудами для большинства популяций невелики.

Изменения плотностей по ходу сезона более выражены для популяций доминирующих видов, чем для субдоминантов. В Верхнем пруду в 2005 г. более четко прослеживаются весенне-летнее и летне-осеннее увеличения величин плотностей, чем в 2004 г. В Нижнем пруду в 2005 г., по сравнению с 2004 г., четко прослеживается только весенне-летний рост плотности популяций доминирующих видов и видов-субдоминантов, осенью же увеличение численности популяций было весьма незначительно.

Полученные нами данные в достаточной степени сходны с данными А.В. Синицкого за 2000-2003 гг. (2004). Это относится к составу домини- рующих видов и, в меньшей степени, к сезонной динамике численности популяций.

Верхний и Нижний пруды различаются своими размерами и глубиной, что обуславливает различия по температуре воды. В остальном условия существования в обоих прудах достаточно сходны.

Динамика численности популяций коловраток связана обычно с лимитированием ресурсов. Структура же сообщества определяется, как правило, отношениями хищник – жертва. Абиотические факторы влияют на популяции коловраток по большей части опосредовано, через ресурсы (Галковская и др., 1998). К сожалению, мы не располагаем сведениями о видовом составе и численности фито- и бактериопланктона в прудах Ботанического сада. Выяснение же влияния выедания на популяции коловраток является следующим этапом нашей работы.

Список литературы Коловратки прудов Ботанического сада Самарского государственного университета

  • Синицкий А.В. Особенности структурной организации зоопланктоценозов малых водоемов урбанизированных территорий / Дисс. соиск. уч. степ. к.б.н. - Самара, 2004. 167 с.
  • Матвеева Л.К. Структура сообщества и плотность планктонных коловраток при разных способах сгущения проб // Зоол. журн. - 1989. - Т. 68. - № 2. - С. 284-289.
  • Определитель пресноводных беспозвоночных России. Т. 1. Низшие беспозвоночные. - СПб, 1994. - 394 с.
  • Галковская Г.А. и др. Анализ сукцессии коловраток в планктоне незарыбленного пруда // Весцi АН Беларусi. Сер.бiял.н., - 1998. - № 1. - С. 111-116.
Статья научная