Колт из старорязанского клада 2013 г
Автор: Буланкина Е.В., Стрикалов И.Ю., Чернецов А.В.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Рубрика: Археология средневековья и нового времени
Статья в выпуске: 245-2, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается выдающееся произведение древнерусского художественного ремесла - серебряный чечевицевидный колт из старорязанского клада 2013 г., украшенный чернью и гравировкой. На колте изображена пара птици сложные плетения, завершающиеся растительными мотивами. Произведение отмечено изяществом, трактовка орнитоморфных мотивов отражает индивидуальный творческий почерк мастера-ювелира.
Старая рязань, клад 2013 г, серебряный чечевицевидный колт, гравировка, чернь, орнитоморфные мотивы, орнаментальная плетенка
Короткий адрес: https://sciup.org/14328379
IDR: 14328379
Текст научной статьи Колт из старорязанского клада 2013 г
Клад 2013 г. примечателен прежде всего тем, что он, несомненно, был сокрыт ремесленником-ювелиром. Об этом свидетельствует наличие в комплексе ювелирного сырья и полуфабрикатов, а также очевидная связь с кладом крупной серии бронзовых ювелирных матриц и их копий из мягкого легкоплавкого металла. Разборка клада сопровождалась тщательной фиксацией. Верхняя часть клада была нарушена земледельческими работами. Большая часть ювелирных изделий клада 2013 г. не может быть отнесена к выдающимся произведениям ювелирного искусства. Только один из четырех медальонов клада можно отнести к числу изделий, отмеченных тонкостью и изяществом декора. Три остальных выполнены в грубоватой, довольно примитивной манере.
Наибольшим художественным своеобразием отмечены два чечевицевидных колта, украшенных гравировкой и чернью. Оба колта практически идентичны (рис. 1). Один из них уже был опубликован по фотографии, сделанной

Рис. 1. Старая Рязань. Колт из клада 2013 г.
1 – вид колта до реставрации; 2 – два сцепленных колта (чечевицевидный и звездчатый). 3, 4 – колт после реставрации до реставрации (Старая Рязань, 2014. Табл. 50, 1). В настоящее время колты отреставрированы, что позволяет получить полное представление о художественных достоинствах этих изделий. Оба колта найдены попарно сцепленными с колтами другого типа (звездчатыми). Парное ношение подобных колтов по другим древнерусским кладам неизвестно; возможно, мы имеем дело с компактной упаковкой драгоценностей, а не с отражением традиции ношения украшений.
Приведем описание колта и его декора. Материал изделий – серебро с чернью и гравировкой. Сохранность предметов: незначительная деформация щитков, шариков, колодочек; мелкие утраты металла на колодочках. Размеры: максимальный диаметр колта 81 мм; диаметр щитка 60 мм; диаметр шарика 12 мм; колодочки – 26 × 8 мм.
Центр украшения оформлен в виде двух округлых выпуклых щитков, соединенных поставленной перпендикулярно к ним полосой металла шириной около 5 мм так, что края пластин слегка выступают наружу. В ходе реставрации восстановлены на своих местах 15 нанизанных на проволоку пустотелых шариков, спаянных их двух полусфер. Шарики образуют кайму вокруг щитков. Проволока обнизи крепится к основе 5 петлями.
В верхней части щитка, под дужкой – выемка. Концы округлой дужки из круглой в сечении проволоки расклепаны и закручены в петлю, которая вставлена между двух петель, припаянных к щиткам. На месте крепления колтов с цепочкой из серебряных колодочек (через кольцо на последней колодочке) в петлях зафиксированы фрагменты красной тесьмы. Видимо, застежка была дублирована тесьмой или же ею была прикреплена лента с колодочками.
Декор щитка – гравировка по серебру на черненом фоне. В центре изображены фигуры двух птиц, разделенных растительным мотивом в виде сердечка. Расположенный в центре сердечка трилистник обращен вершиной книзу. От основания трилистника в стороны отходят по два побега с двумя завитками с каждой стороны. По сторонам растительного мотива представлены две птицы, поддерживающие его крыльями. У птиц обращенные к центру маленькие головки на длинных шеях и загнутые, как у хищников, клювы. Шеи орнаментированы насечками и продольными линиями, продолжающимися на туловище и хвосте. Верхняя часть шеи орнаментирована горизонтальными линиями и образует род ошейника, украшенного трилистником с длинными боковыми и маленьким круглым центральным листом. Очертания крыльев округлые в основании с длинными узкими концами, их широкая часть орнаментирована поперечными линиями, узкая – продольными. Мощными лапами птицы опираются на кайму, идущую по периметру щитка. Лапы расположенной слева птицы орнаментированы продольными полосами, у правой – несколько поперечных полос в верхней части лапы, ниже – продольные; когти слегка намечены. Хвосты птиц переплетаются, образуя треугольник вершиной вверх, все его углы завершаются трилистниками, внизу в центре – округлый отросток, орнаментированный вертикальными линиями. Окаймляет композицию плетенка из двух полос. По периметру пластины на светлом фоне расположены две зигзагообразные линии. Под дужкой щиток орнаментирован растительным мотивом.
Оборотная сторона украшена почти идентично лицевой. Имеются отличия в трактовке шеи птицы, расположенной справа, а также небольшого направленного книзу отростка треугольника, образованного птичьими хвостами. Шея птицы украшена короткими вертикальными штрихами в ее передней части, остальная поверхность шеи и туловища гладкая. Отросток в основании треугольника, направленный книзу, орнаментирован поперечными параллельными линиями.
Колодочки, составляющие цепочку, имеют форму полуцилиндра с закругленными концами. Одна сторона у них плоская гладкая, другая выпуклая, орнаментированная. Каждый конец колодочек (около 1/3 ее длины) украшен парой полуовальных вдавлений. По центру колодочки проходит гладкий поперечный валик, по бокам от него – более узкие, украшенные поперечными бороздками. На каждой стороне по два игольчатых отверстия. К нижним колодочкам припаяно по петельке, в которые продеты колечки для подвешивания колта.
Реставрация проведена в ГосНИИР в 2014–2015 гг. реставратором В. А. Пон-совым. В процессе реставрации реконструирован способ ношения колтов – колодочки собраны в цепочки (14 и 15), продублированы тесьмой из ткани.

Рис. 2. Старая Рязань. Колт из клада 1887 г.
Центральный мотив, представленный на обеих сторонах колта, – «геральдическая» пара птиц. Композиция может рассматриваться как разновидность пары птиц по сторонам «древа жизни», которая в средневековом искусстве являлась идеограммой райского сада.
Подобные пары птиц, соединенные плетениями, как правило, осложненными растительными мотивами, многократно встречаются на украшенных чернью древнерусских колтах, преимущественно связанных с Киевской и Черниговской землями ( Макарова , 1986. С. 50. Рис. 17, № 106; с. 53, рис. 18, № 132; с. 55, рис. 19, № 123, 125, 126, 127, 130; с. 57, рис. 21). Представлена подобная композиция и еще на одном колте старорязанского происхождения из клада 1887 г. ( Монгайт , 1955. С. 147. Рис. 117) (рис. 2). Отметим, что сравнение этого колта с колтами из клада 2013 г. с очевидностью свидетельствует о более высоких художественных достоинствах последних. На колте из клада 1887 г. мы видим менее детальные и менее изысканные изображения птиц; то же касается и более примитивных плетений. В отличие от колтов из клада 2013 г., плетенка не осложнена растительными побегами; последние наличествуют лишь в качестве обрамляющего композицию мотива (вьюна).
Симметричные пары птиц (иногда с человеческими головами), разделенные обвивающими их плетениями, нередко осложненными растительными завершениями, – распространенный мотив позднейшей книжной тератологии. Он использовался, в частности, в качестве книжных заставок. Эти мотивы книжной орнаментики, несомненно, уходят корнями в мир образов более раннего прикладного искусства.
Изысканные очертания изображений птиц на колтах из клада 2013 г. сильно отличаются от выполненных не менее мастерски упитанных птичек, изображения которых представлены на находках из кладов 1966, 1970 и 2005 гг., а также на перстне, найденном на городище в 2010 г. Стилистические особенности птичек дают основания для выявления индивидуального почерка мастера-ювелира ( Чернецов , 2013). У этих птиц мы видим более короткие шеи и ноги, менее вытянутые крылья, другую манеру разделки крыльев. Птицы на колтах 2013 г. также исполнены рукой выдающегося, опытного мастера, но очевидно, что накануне монгольского нашествия один и тот же мотив, выполненный руками разных мастеров, мог быть отмечен яркими чертами отличия художественной манеры.
Список литературы Колт из старорязанского клада 2013 г
- Макарова Т. В., 1986. Черневое дело Древней Руси. М.: Наука. 156 с.
- Монгайт А. Л., 1955. Старая Рязань//Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. Т. IV. М.: Изд-во АН СССР. 228 с. (МИА; № 49.)
- Старая Рязань. Клад 2005 года/Отв. ред. А. В. Чернецов. СПб.; М.: Нестор-История, 2014. 104 с.
- Стрикалов И. Ю., Чернецов А. В., 2014. Клад № 17 из Старой Рязани//РА. № 2. С. 153-163.
- Стрикалов И. Ю., Чернецов А. В., 2015. Новые находки ювелирных матриц из Старой Рязани//КСИА. Вып. 241. С. 202-207.
- Чернецов А. В., 2013. Опыт идентификации индивидуального почерка древнерусского ювелира//Слов’яни i Русь: археологiя та iсторiя: збiрка праць на пошану дiйсного члена НАНУ П. П. Толочка з нагоди його 75-рiччя. Киïв: Стародавнiй свiт. С. 330-334.