Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста
Автор: Климова Ольга Владимировна
Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Статья в выпуске: 13 (113), 2008 года.
Бесплатный доступ
Описываются теоретические основы формирования коммуникативной компетенции у студентов юридического факультета; уточняется понятие «компетенция», а также структура коммуникативной компетенции применительно к юридической деятельности; определяются и обосновываются педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетенции юристов.
Профессиональная деятельность, юрист, коммуникативная компетентность, педагогические условия
Короткий адрес: https://sciup.org/147152442
IDR: 147152442
Текст научной статьи Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста
Укрепление российской государственности, коренное изменение правосознания граждан, реформирование судебной системы, радикальные перемены в содержании форм и методов деятельности юристов предъявляют высокие требования к их профессиональной подготовке, деловым качествам, психологопедагогической, этической культуре, а также речевому мастерству.
Юрист в современном обществе - специалист, профессионально обученный разрешать социальные конфликты с позиции права, то есть справедливо, на разумной основе и с применением одинакового для всех масштаба в поведении. Развитие новой системы взаимоотношений между государством, организациями и гражданами требует более широкого использования различных способов речевой деятельности, и вопрос о коммуникативной подготовке юристов приобретает еще большую актуальность.
Проблема коммуникативной компетентности современного юриста представляется крайне важной, прежде всего, с практической точки зрения, поскольку именно качественная коммуникативная подготовка предопределяет успех деятельности юриста любой специализации. Однако целенаправленное формирование этого параметра затрудняется из-за отсутствия однозначной его трактовки. Поэтому мы считаем необходимым уточнить, как само понятие «коммуникативная компетенция юриста», так и сопутствующие ему понятия «коммуникация», «коммуникативная компе тентность» и «профессиональная деятельность юриста».
Анализ работ М.С. Кагана, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.Н. Головина, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.С. Золотняковой позволяет нам сделать заключение, что проблемами коммуникации занимаются представители разных наук - философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи. Каждый из них рассматривает этот процесс с позиций своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение.
Термин «коммуникация» первоначально в англоязычной литературе понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение» [5]. В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае, действительно, нет разницы между коммуникацией и общением.
Кроме того, существует точка зрения, согласно которой базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «коммуникация» и «общение», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воз- действия) и перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Следовательно, общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация - это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.
В последнее время в педагогической литературе при описании готовности к коммуникативной деятельности часто используются термины компетенция и компетентность. Анализ современной научной литературы позволяет нам говорить о компетенции как о междисциплинарном феномене, в определении которого отсутствует четкая стандартизация. Причинами неопределенности толкований данной категории, как и границ самого понятийного поля, можно назвать: во-первых, многоаспект-ность рассматриваемой категории, которая, с одной стороны, характеризуется самостоятельностью ее составляющих, с другой - в совокупности представляет собой ансамбль личностных качеств, типов поведения, индивидуализации протекания коммуникативного акта; во-вторых, особенности перевода данного термина - в отечественном научном сознании английское «competence» обозначается как «компетенция» и одновременно «компетентность». Кроме того, слово «competence» в английском языке употребляется во множественном числе, что и отразилось в не очень четких отечественных переводах [9].
Ориентация на усвоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности является ведущей в работах многих ученых, но каждый из них по-своему определяет эти интегративные единицы. Так, по-мнению Э.Ф. Зеера [10], понятие «компетентность» шире понятия «знания» или «умения», или «навыка». Оно включает в себя не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также результаты обучения в виде знаний и умений, системы ценностных ориентаций, привычек и пр. Что же касается
Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста определения термина «компетенция», то под компетенциями подразумевается интеграция знаний, умений, опыта с социальнопрофессиональной ситуацией, то есть с конкретной реальной действительностью.
В свою очередь С.Е. Шишов [И] под компетенцией понимает общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Он считает, что компетенции являются важным педагогическим условием достижения цели образования, так как благодаря им учащиеся выступают в качестве активных носителей субъективного опыта. Поэтому понятие «компетенции» включает в себя и понятие «компетентность», т.е. определенную сумму знаний и умений, и одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений с условиями конкретной деятельности.
Таким образом, под компетентностью подразумевается содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Компетенции же - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Следовательно, коммуникативная компетентность - это содержательное обобщение теоретических и практических знаний в области коммуникации, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений и ситуаций, необходимых для успешного речевого взаимодействия.
Рассмотрим указанные выше конструкты применительно к теме исследования.
Так как юриспруденция - это многопрофильная профессия, и каждая из специальностей имеет свои особенности, то юристу по роду своей деятельности приходится не только оперировать законом, но и разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Поэтому он должен быть «профессиональным коммуникантом», т.е. уметь активно использовать специальные приемы воздействия на людей, позволяющие ему достигнуть коммуникативных целей с меньшими временными и энергетическими потерями [13].
Кроме этого, юрист должен хорошо владеть навыками публичной речи. Представите-
Теория и методика профессионального образования
лям этой профессии нередко приходится выступать на собраниях, заседаниях, конференциях, симпозиумах, перед населением по правовым и иным вопросам, принимать участие в различного рода торжественных и скорбных мероприятиях. Юристы выступают с лекциями, докладами, научными сообщениями, с агитационными и приветственными речами. Все это требует хорошего знания основ ораторского мастерства и большого опыта публичных выступлений.
К тому же юристу по роду своей профессиональной деятельности, независимо от того, в какой сфере он трудится, постоянно приходится кого-то в чем-то убеждать, доказывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, опровергать неверные утверждения, т.е. юрист должен обладать полемическим мастерством, особенно при составлении судебных речей. А.Ф. Кони [15] писал, что «деятели судебного состязания не должны забывать, что суд, в известном отношении, есть школа для народа, из которой, помимо уважения к закону, должны выноситься уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству, школа, где главным оружием на протяжении всего действия остается язык». Как отмечают специалисты, при прочих равных условиях, в конечном счете, больше дел выигрывают те судебные ораторы, которые умеют с помощью слов «нарисовать более яркие картины, иллюстрирующие их взгляд на дело» [2]. Следовательно, коммуникативную компетентность юриста можно определить как содержательное обобщение как теоретических, так и практических знаний в области профессиональной коммуникации, представленных в форме специфических юридических понятий, принципов, смыслообразующих положений и ситуаций, необходимых для успешного речевого взаимодействия в процессе профессиональной деятельности. Учитывая сложный характер понятия «коммуникативная компетенция юриста», отраженный в его определении, мы считаем целесообразным выделить компоненты этой категории.
Опираясь на труды Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и системные обобщения, сделанные в этой сфере Э.Ф. Зее-ром, мы вслед за ними будем считать, что коммуникативная компетенция включает следующие компоненты: мотивационный (потребность в общении, мотивация к успеху); когнитивный (знание психологических основ общения, знания в области построения пуб личной речи, знания основ полемического мастерства, мышление); личностный (толерантность, коммуникабельность, эмпатия), а также деятельностный (коммуникативные умения и способности, умение выступать в судебных прениях, умение излагать свои мысли) компоненты. Реализация на практике этих компонентов, их интеграция и составляют основу коммуникативной компетенции юриста.
Развитие общества, науки, образования вносило свои изменения в представления педагогов о том, каким должен быть юрист. Однако, все они сходились в одном: «это должен быть прекрасный оратор, обладающей достаточно высоко сформированной коммуникативной культурой, в основании деятельности которого лежит необходимость доказывать и убеждать, т.е. необходимость склонять слушателей присоединиться к своему мнению при помощи профессиональных знаний, навыков, умений, внутренних размышлений, постоянной практики общения и большого круга чтения» [4].
В настоящее время формирование коммуникативной компетенции предполагает широкое использование различных средств и форм обучения, предусмотренных педагогическими планами и стандартами. Осуществление данного процесса возможно, по мнению А.А. Бодалева, только «при соблюдении таких педагогических условий, которые могли бы оказать непосредственное влияние на становление будущего юриста, т.е. помочь преподавателям в рамках определенных дисциплин уже на младших курсах подготовить коммуникативно-адекватного мастера слова, который в будущем сможет в полной мере отвечать запросам современного общества в плане своей профессиональной подготовки».[3]
Уточнение понятия и определение его структуры позволило нам выявить систему педагогических условий, способствующих успешному формированию обозначенного параметра. При этом мы опирались на гуманистический, аксиологический и деятельностный подходы.
Гуманистический подход способствует изучению и развитию личности студента юридического факультета как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления его духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъективности и своей профессиональной жизни. Гу- манистический подход предполагает формирование у будущих правоведов способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является такая высшая ценность, как личность и ее профессиональная деятельность.
Личность человека, смысл и ценности его профессиональной деятельности, вопросы общения и творчества становятся ключевым моментом при формировании коммуникативной компетенции студентов юридического факультета с использованием аксиологического подхода. Суть правовой аксиологии определяется спецификой юридической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики деятельности юриста отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, ценности профессии юриста - это те особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности будущего правоведа, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.
С .Л. Рубинштейн подчеркивал, что в облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности. Деятельность способствует яркому проявлению и развитию человека. Эта закономерность и положена в основу деятельностного подхода. Использование деятельностного подхода при формировании коммуникативной компетенции будущих правоведов способствует превращению студента из объекта в субъекта деятельности, а также освоению будущим правоведом содержания образования при наличии внутренней потребности и активно-положительной мотивации для такого освоения.
Опора на указанные подходы, анализ психолого-педагогической литературы и обобщение практического опыта позволили нам прийти к следующему выводу. Формирование коммуникативной компетенции юристов в вузе будет происходить эффективно, если:
-
• формирование коммуникативной компетенции студентов будет происходить непрерывно, начиная с первого курса, в рамках дисциплин психолого-педагогического цикла,
Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста построенных на основе гуманистического подхода в сочетании с аксиологическим и деятельностным подходами;
-
• разработана система упражнений, направленных на развитие компонентов коммуникативной компетенции юристов;
-
• интеграция компонентов коммуникативной компетенции осуществляется в рамках деловых игр, построенных на принципах профессиональной направленности, активизации творческой активности, рефлексивности, учета личностных особенностей студентов.
Эксперимент по проверке эффективности предлагаемых нами педагогических условий проводился в Троицком филиале ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет». С 2002 года по 2007 год в эксперименте приняли участие 352 студента юридического факультета и 5 преподавателей. Анализ полученных данных показал, что по всем четырем критериям (мотивационный, личностный, деятельностный, когнитивный) наблюдались значительные изменения в экспериментальных группах (18-28%) по сравнению с контрольными (6-9 %).
Полученные данные служат доказательством того, что выявленные и реализованные педагогические условия являются эффективным средством формирования у студентов юридических специальностей профессиональной коммуникативной компетенции.
Список литературы Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста
- Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
- Андреевский С.С. Воспоминания из Библии/С.С. Андреевский. М.: ЮРИСТЪ, 2004. С. 45-65.
- Бодалев А.А. Психология общения/А.А. Бодалев. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. С. 16-49.
- Васильев В.Л. Адвокаты золотых лет. Письма и воспоминания/В.Л. Васильев. М., 2004. С. 22-98.
- Головин Б.Н. Коммуникация и общение/Б.Н. Головин. М., 2001. С. 15-26.
- Горохов В.М. Слагаемые мастерства/В.М. Горохов. М.: Мысль, 1982. 144 с.
- Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов/Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352 с.
- Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста/А.Э. Жалинский. М., 1997. С. 45-78.
- Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход/Э.Ф. Зеер//Наука и образование. 2004. № 3. С. 35-43.
- Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч. метод. пособие/Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1999. 245 с.
- Зимбардо Ф. Социальное влияние/Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. СПб., 2000. 196 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании/И.А. Зимняя. М., 2004. С. 45-87.
- Золотнякова А.С. Личность в структуре общения/А.С. Золотнякова. Ростов н/Д.: РГПИ, 1999. С. 87-124.
- Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста/Н.Н. Ивакина. М., 1997. С. 56-61.
- Кони А.Ф. Собрание сочинений: в 8 т./А.Ф. Кони. М., 1967. Т. 4-521 с.