Коммуникативно-когнитивный потенциал слова и его текстовая реализация

Бесплатный доступ

Рассматривается понятие коммуникативно-когнитивный потенциал слова на уровне узуса, текста и подтекста. Определяется специфика отражения коммуникативно-когнитивных свойств слова в тексте и подтексте. В качестве иллюстрации рассмотреноодно из стихотворений М. И. Цветаевой.

Коммуникативно-когнитивный потенциал слова, коммуникативно-когнитивные свойства слова, ассоциативное поле, узус, текст, подтекст

Короткий адрес: https://sciup.org/14737962

IDR: 14737962

Текст научной статьи Коммуникативно-когнитивный потенциал слова и его текстовая реализация

Исследования философов, психологов, лингвистов, опирающихся на теорию речевой деятельности, создают необходимые условия для признания у лексических единиц коммуникативно-когнитивного потенциала. Это обусловлено рядом факторов:

  • 1)    знаковой природой слова, предполагающей наличие интерпретатора и процесса отражения [Нарский, 1969. С. 95];

  • 2)    спецификой отражения знака в сознании носителей языка на основе их социального опыта (см.: [Брудный, 1974; 1978; Тарасов, 1985] и др.);

  • 3)    экспериментальным подтверждением ориентации слова на определенные коммуникативные ситуации: «...Внеконтекстное значение оказывается так же принципиально зависимым от некоторых типов коммуникативной ситуации, как и “контекстуальное”» [Сахарный, 1976. С. 113];

  • 4)    специфика лексического значения слова (его неопределенность, подвижность, глубина, неисчерпаемость, с одной стороны, и относительная стабильность, устойчивость, определенность – с другой) также указывает на коммуникативно-когнитивную природу слова. Об этом хорошо писал Г. Я. Солганик: «Именно этими противоположными качествами и должно обладать слово как единица языка, единица общения. Оно должно быть достаточно определенным и устойчивым, чтобы идентифицировать

    обозначаемый предмет во множестве актов употребления, и в то же время быть достаточно гибким, пластичным, неопределенным, чтобы удовлетворять особенностям индивидуального употребления и разнообразным условиям речи (употребление слова в расширительном, переносном значении, по сходству, по ассоциации и т. д.)» [1987. С. 9].

Коммуникативная модель значения слова, разработанная И. А. Стерниным, достаточно полно объясняет поведение лексической единицы в различных актах коммуникации [1987]. В связи с этим вряд ли можно согласиться с мнением некоторых лингвистов, утверждающих, что о коммуникативном аспекте слов можно говорить лишь «в их речевой реализации» [Степанова, 1987. С. 93]. Вероятно, в этом случае стоит выделять разные уровни обобщения коммуникативно-когнитивных свойств лексических единиц.

Под коммуникативно-когнитивным потенциалом слова нами понимается его способность отражать в процессе функционирования в различных сферах коммуникации закрепленную за ним культурную память социума (о менталитете, традициях, духовной культуре), проявляющуюся в информативных и прагматических возможностях слова, отражающих историю его употребления носителями определенной культуры.

ISSN 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Том 11, выпуск 9: Филология © Н. С. Болотнова, 2012

Полагаем, что коммуникативно-когнитивный потенциал слова выражается в его способности 1) вызывать различные ассоциации с реалиями окружающего мира или сознания; 2) актуализировать его связи с другими явлениями действительности; 3) соотноситься в сознании носителя языка с другими словами, ситуациями, темами, эмоциями и оценками; 4) ассоциироваться c определенными реалиями общей и национальной культуры.

О коммуникативном потенциале слова уже шла речь (см.: [Болотнова, 1992; 2007; 2008] и др.). Вместе с тем в свете интенсивно развивающейся когнитивной лингвистики (ср. работы Е. С. Кубряковой, В. З. Демь-янкова, Ю. Н. Караулова, Н. Ф. Алефиренко, Н. Н. Болдырева, С. Г. Воркачева и др.) важно актуализировать связь коммуникативного и когнитивного аспектов в функционировании лексических единиц и дополнить ранее данное определение.

Очевидно, что коммуникативно-когнитивный потенциал слова отражается в его семантике , включая культурные коннотации, прагматике , синтактике . Все это комплексно реализуется в ассоциативных связях слова, в его ассоциативном поле.

С понятием коммуникативно-когнитивный потенциал слова соотносится другое, введенное в научный оборот Н. А. Лукьяновой, внесшей значительный вклад в русистику в связи с разработкой концепций образности и экспрессивности лексики (см.: [1976; 1986; 2003] и др.). В данном случае речь идет о терминологическом сочетании когнитивный источник образных номинаций . Автор трактует его как «вербализованные языковыми средствами знание, представление, различные ассоциации о некотором реальном или вымышленном, ирреальном предмете, явлении действительности, которое (или которые) явились исходной базой для формирования представления о другом предмете, явлении той же действительности» [Лукьянова, 2003. С. 170].

Соотнося рассматриваемые понятия, отметим, что когнитивный источник образных номинаций можно интерпретировать как одно из проявлений коммуникативно-когнитивного потенциала слова , ориентированного на эстетические цели, выполнение образной функции слова в определенных сферах общения.

Поскольку коммуникативно-когнитивные свойства слова детерминированы речевой практикой и культурной памятью социума, а в тексте, в случае употребления данной лексической единицы, помимо эксплицитной информации, обычно имеется и имплицитная, представляется целесообразным рассмотреть коммуникативно-когнитивные свойства слова в узусе , тексте и подтексте.

При порождении текста, учитывая адресата и желая быть понятым им, автор ориентируется на узуальные коммуникативнокогнитивные свойства лексических единиц . Их можно определить как закрепленную в сознании носителей языка потенциальную способность слов прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения и реалиями культуры (прецедентными текстами, символами, стереотипами, традициями и т. д.). В тексте в соответствии с коммуникативной установкой автора, его культурно обусловленными интенциями происходит целенаправленная реализация коммуникативно-когнитивного потенциала слова, ориентированного на конкретную ситуацию общения и микроцель автора в рамках избранной им стратегии текстового развертывания. Благодаря знанию коммуникативно-когнитивного потенциала лексических единиц в сознании автора и читателя рождаются соответствующие (не идентичные из-за разных информационных тезаурусов и картин мира) микросмыслы, значимые для последующего синтеза в процессе смыслового восприятия текста и его понимания читателем.

Подтекст, играющий важную роль в смысловом развертывании различных речевых сообщений, формируется во многом благодаря коммуникативно-когнитивному потенциалу лексических единиц, с учетом их ключевой роли в общении. Для выражения и понимания подтекстовой информации автор и адресат опираются на импликацио-нал слов (термин М. В. Никитина [1979. С. 96]).

Представим наше видение особенностей коммуникативно-когнитивного потенциала слов в узусе, тексте и подтексте.

В узусе под коммуникативно-когнитивными свойствами слова нами понимается закрепленная в сознании носителей языка (благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употреб- ления) потенциальная способность лексических единиц прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения и реалиями культуры. При этом коммуникативно-когнитивные свойства слова характеризуются широтой потенциальных возможностей, неопределенностью, инвариантностью, отражением коллективных традиций употребления, лингвистической и экстралингвистической обусловленностью.

Под коммуникативно-когнитивными свойствами лексических единиц в тексте понимается их узуально и контекстуально обусловленная способность участвовать в формировании смысловой структуры фрагментов текста (и текста в целом), отражающая коммуникативную стратегию автора, его цели и мотивы, концептуальную картину мира. Для коммуникативно-когнитивных свойств текстовых слов характерна ориентация на конкретную текстовую ситуацию и далее - на коммуникативную установку автора и отражение его концептуальной картины мира. С опорой на ассоциативный потенциал слова в тексте благодаря участию других языковых единиц разных уровней актуализируются определенные направления ассоциирования, важные для реализации авторского замысла и организации диалога с адресатом. Для коммуникативнокогнитивных свойств текстового слова характерны такие особенности, как целевая направленность, ограниченность авторским замыслом, определенность, актуализация в тексте, относительная вариативность, смысловая ориентация.

С точки зрения подтекста коммуникативно-когнитивные свойства лексических единиц можно определить как косвенное или имплицитное отражение способности слов актуализировать различные элементы стимулированной ими ассоциативной структуры, ориентированные на формирование в сознании коммуникантов глубинного смысла текста. Коммуникативно-когнитивные свойства слова с точки зрения его способности актуализировать подтекст в этом случае отличаются косвенным характером отражения, ориентацией на глубинный смысл, неопределенностью, опорой на закрепленные в обществе традиции употребления, а также на социальный опыт коммуникантов и их культурный потенциал.

Коммуникативно-когнитивная ориентация лексических элементов художественного текста выражается в эстетически обусловленной актуализации их ассоциативных связей, направленных на формирование эстетического смысла целого текста (если слова - ключевые), или его фрагментов, отражающих определенные ситуации. Участвуя в коммуникации как элемент высказывания, по воле автора слово мобилизует все свои внутренние и внешние, лингвистические и экстралингвистические ресурсы, подчиняя их как определенной микростратегии автора, связанной с воплощением конкретной текстовой ситуации, так и макростратегии всего текста.

В качестве примера рассмотрим коммуникативно-когнитивный потенциал слова звезда и его текстовую реализацию в стихотворении М. И. Цветаевой «Стихи растут, как звезды и как розы...»:

Стихи растут, как звезды и как розы, Как красота - ненужная в семье.

А на венцы и на апофеозы -

Один ответ: - Откуда мне сие?

Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты, Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты

Закон звезды и формула цветка.

14 августа 1918

Замечательная лирическая миниатюра М. И. Цветаевой посвящена загадочному процессу рождения стиха, тайне поэтического творчества. Эта тема эксплицирована текстовой парадигмой стихи , певец и имплицитно представлена ассоциативной связью слов венцы , апофеозы , актуализирующих в контексте смысл награда за творчество , то , что дарит признание.

В качестве одного из ключевых в тексте используется слово звезда не только в прямом значении «небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка» [Ожегов, Шведова, 1999. С. 226], но и в переносном, образном, отражая творческий замысел автора. Сравнение стихов со звездами, розами и «красотой, ненужной в семье», позволяет автору выразить в контексте стихотворения и донести до читателя такую особенность создаваемых автором стихов, как их естественность; они воспринимаются как то, что дано свыше, независимо от воли человека. Типовая синтагматика растут как розы дополняется в первой строчке необычной авторской ассоциацией синтагматического типа растут как звезды, формируя в сознании читателя благодаря коммуникативно-когнитивному потенциалу слова звезды смысл высокое, таинственное, красивое, данное свыше.

Такая интерпретация соотносится с реакциями, полученными в ассоциативных экспериментах. По результатам проведенного нами свободного ассоциативного эксперимента при участии 80 информантов в возрасте 19-26 лет, к ядерной и переходной от ядра к периферии зоне в ассоциативном поле слова-стимула звезда относятся реакции: яркая (16), ночь, небо, далекая (6); свет , сияние (5); солнце , желание , мечта , комета (3); красивая , счастье , космос , планеты , луна , падает (2) .

Эти данные коррелируют с данными Русского ассоциативного словаря, отражающими коллективную культурную память носителей языка: небо (38); пленительного счастья (37); яркая (30); счастья (21); упала (20); эстрады (16); далекая , ночь (15); горит (14); любви , на небе (11) и пр. [2002. С. 216]. По итогам проведенного нами направленного ассоциативного эксперимента ключевое слово-стимул звезда чаще всего вызывает у информантов такие эмоциональные реакции, как: радость (11), восторг , восхищение , возвышенность чувств (10), недосягаемость , непостижимость (5), счастье , волнение (4), романтика , красота (3), спокойствие , равнодушие (2) .

Звезда обычно символизирует «превосходство, постоянство, предводительство, защиту, бдительность, устремленность. Древние верили, что звезды управляют человеческими судьбами, считали их помощниками божеств...» [Тресиддер, 2001. С. 107].

В стихотворении М. Цветаевой эстетический смысл лексемы звёзды , олицетворяющей высокое , таинственное , данное свыше , недосягаемое для человека , усилен текстовой парадигмой, ассоциирующейся с тайной поэтического творчества: звезды - закон звезды - небесный гость .

Ассоциат небесный гость в данном стихотворении стимулирует в сознании читателя еще один признак рождения стихов: то , что приходит , преодолевая преграды.

Строки сквозь каменные плиты , // Небесный гость в четыре лепестка... имеют предысторию. Они «навеяны эпизодом, записанным маленькой дочерью Цветаевой Алей: “Был теплый и легкий день, мы с Мариной гуляли... Наверху была большая церковь... Вдруг я увидела, что под ногами у меня растет клевер. Там перед ступеньками были ровно уложенные старинные камни. Каждый из них был в темной рамке из клевера... Я... стала искать четырехлистник... вдруг я нашла... Я бросилась к Марине и подарила ей свою добычу... Она поблагодарила меня и положила его засушить в записную книжку”».

Приведя стихотворение Цветаевой в своих воспоминаниях, А. С. Эфрон пишет о том, что в нем возникает «Счастливый, четырехлистный листок клевера, разысканный некогда... у подножия грациозной громады Покрова в Филях» [Цветаева, 1994. С. 611].

Интерпретируя эстетический смысл текста и представление поэта о стихотворном творчестве, важно понять, что значит образное выражение открыть закон звезды в данном стихотворении ( Певцу во сне открыты закон звезды и формула цветка ). Одной из версий, опирающейся на узуальный коммуникативно-когнитивный потенциал ключевого слова звезда , может быть трактовка этого индивидуально-авторского выражения как приобщение к вечному , тайному , высокому , открывающемуся поэту во сне.

Опора на коммуникативно-когнитивный потенциал ключевых для данного стихотворения слов, рассмотрение их имплицитных связей, контекстологический и семантикостилистический анализ текста в целом позволяют судить об эстетическом смысле стихотворения. Каков он? Поэтическое творчество в интерпретации автора данного произведения характеризуется прямо и косвенно признаками: 1) естественность появления стиха; 2) то, что дарит признание; 3) то, что дано свыше; 4) то, что приходит во сне; 5) то, что приобщает к вечности; 6) то, что раскрывает тайны космоса, красоты, бытия; 7) то, что приходит, преодолевая преграды.

Таким образом, коммуникативно-когнитивный потенциал лексической единицы, закрепленный в узусе и культурной памяти носителей языка, может быть когнитивным источником образных номинаций (термин Н. А. Лукьяновой), на основе которых мастера поэтического слова, отражая свое ми-ровидение и творческий замысел, создают яркие и запоминающиеся образы в сознании читателей.

Статья научная