Коммуникативный подход к анализу поэтического текста (на примере ранней лирики В. Высоцкого)
Автор: Рякина Екатерина Вадимовна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Язык, культура, общество
Статья в выпуске: 1 т.9, 2017 года.
Бесплатный доступ
Целью статьи является анализ стихотворений раннего периода творчества В. Высоцкого с точки зрения коммуникативной грамматики. По мнению Г. А. Золотовой, в основе речи находится пять коммуникативных регистров: репродуктивный, информативный, генеритивный, волюнтивный и реактивный. Коммуникативные регистры выражают отношение говорящего к содержанию высказывания и адресату. С помощью коммуникативного подхода можно понять внутреннюю структуру текста. При этом важно отметить, что границы между коммуникативными регистрами условны. В статье затрагивается вопрос о лирическом герое в произведениях этого поэта. Многие его стихотворения раннего периода были написаны под влиянием блатного фольклора, и с этим связаны особенности лирического героя. Кроме того, ранняя лирика В. Высоцкого носит повествовательный характер. Неотъемлемыми чертами его поэзии являются сюжетность и диалогичность. В сюжетных стихотворениях широко применяется репродуктивный регистр. В связи с огромной ролью диалогов в стихотворениях В. Высоцкого активно используются волюнтивный и реактивный регистры. Характерными чертами анализируемых текстов являются эллиптические конструкции, междометные глаголы и междометные фразеологизмы.
Высоцкий, коммуникативный регистр, лирический герой, сюжетность, диалогичность
Короткий адрес: https://sciup.org/14729498
IDR: 14729498 | DOI: 10.17072/2037-6681-2017-1-68-76
Список литературы Коммуникативный подход к анализу поэтического текста (на примере ранней лирики В. Высоцкого)
- Владимир Высоцкий. Монологи со сцены/лит. запись О. Л. Терентьева. Харьков: Фолио; М.: Издательство АСТ, 2000. 208 с
- Войнова Л. А., Жуков В. П., Молотков А. И., Федоров А. И. Фразеологический словарь русского языка/под ред. А. И. Молоткова. Изд. 2-е, стереотип. М.: Сов. энцикл., 1968. 543 с
- Высоцкий: время, наследие, судьба/под ред. С. Л. Яценко. Киев (без вых. данных). Особ. вып. 8 с
- Высоцкий В. С. Сочинения: в 2 т. М., 1991. Т. 1. 640 с
- Голякова Л. А. Ритм художественного произведения: коммуникативно-прагматический аспект//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 3(15). С. 94-99
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. Изд. 6-е. М.: КомКнига, 2010. 368 с
- Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004. 544 с
- Корман Я. И. Владимир Высоцкий: ключ к подтексту. Изд. 2-е, испр. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 381 с
- Крылов А. Е., Кулагин А. В. Высоцкий как энциклопедия советской жизни. Комментарий к песням поэта. М.: Булат, 2010. 384 с
- Кузьмина Т. В. Формы имплицитного (синтаксического) выражения времени в поэзии Б. А. Ахмадулиной//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. Вып. 3(27). С. 113-120
- Новиков В. И. Высоцкий. М.: Молодая гвардия, 2006. 412 с
- Мартьянова И. А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности. СПб., САГА, 2002. 236 с
- Подобрий А. В. Преемственность -традиция -диалог -новаторство (к вопросу о литературной эволюции)//Мировая литература в контексте культуры. 2013. Вып. 2(8). С. 139-144
- Рощина А. А. Автор и его персонажи. Проблема соотношения ролевого и лирического героев в поэзии В. Высоцкого//Мир Высоцкого: Исследования и материалы/сост. А. Е. Крылов и В. Ф. Щербакова. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1998. С. 122-135
- Шумкина И. В., Некрасов И. А. Окуджава и Высоцкий в русской речи. Опыт сравнительного анализа//Голос надежды: новое о Булате: сб. Вып. 5. М.: Булат, 2008. С. 464-484