Компенсаторная функция религии: защита от одиночества

Автор: Фаррахов Айрат Фансафович

Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu

Рубрика: Философия и культурология

Статья в выпуске: 1 (3), 2013 года.

Бесплатный доступ

Статья анализирует внутренний мир человека, прибегшего к религии как к средству избавления от одиночества. Формулируется, что религия действительно способна удовлетворить желание заполнения некоего духовного вакуума, способствуя облегчению чувства отчуждения, социальной бесприютности и одиночества.

Одиночество, религия, личность, истинное "я", взаимоотношения, когнитивный, компенсировать

Короткий адрес: https://sciup.org/14219193

IDR: 14219193

Текст научной статьи Компенсаторная функция религии: защита от одиночества

Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 1(3). 2013

В современном мире наблюдается своеобразное бегство от одиночества – уход в религию. Мы являемся свидетелями массового возврата к религии в нашей стране. Это вызвано многими факторами, среди них: изменение образа церкви в общественном мнении, отождествление морали и религии, обсуждение в контексте религии широкого спектра социальных проблем и многое другое. Но есть также причина, особенно значимая в контексте нашего исследования: компенсаторная функция религии как защита от одиночества.

Согласно феноменологической модели одиночество – это социально-психологическое явление. Оно характеризуется эмоциональным состоянием человека, которое выражено отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины, социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена – позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество. Одиночество отражает внутренний разлад человека с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как кризис ожидания, потеря всякой надежды и разочарование в любой возможной перспективе. В одиночестве высвечивается опустошенность внутреннего мира человека. Одиночество вызывает разрушение личности. Многие философы предлагали свои стратегии выхода из одиночества. Одна из них – так называемая теория «сплава» Кайзера. Он выделил три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальным неврозом:

  • 1)    «сплав» – желание потерять собственную личность, стремление слиться с другим, т. к. желание быть индивидуальностью связано с мужеством быть одиноким, а одиночество часто непереносимо для личности;

  • 2)    «универсальный симптом» – состоявшееся слияние, попытка слияния (или его ил-

  • люзия) с другим и переживаемое при этом чувство двойственности;
  • 3)    «универсальный конфликт» – это переживаемое как страдание нежелаемое чувство одиночества [4].

Рассматривая теорию «сплава», можно отметить, что человек, спасаясь от одиночества, ищет того, с кем можно его разделить. Так, по Фредерику Перлу, чем меньше личность соприкасается сама с собой, тем более она хочет контролировать окружающее с целью спрятать какие-то части себя от осознавания, тем более эта личность становится фрагментированной и предсказуемой [3]. Включаясь в одну из массовых групповых организаций, личность пытается избежать своего рока одиночества. Причем чем массивнее, монолитнее по своим достижениям организации, тем в большей степени люди могут воспринимать себя избавленными от обеих форм бездомности – социальной и космической. Очевидно, нет причин для страха перед жизнью там, где нужно всего лишь привыкнуть к «всеобщей воле» и где собственная ответственность за ставшее слишком сложным существование «поглощается» коллективной ответственностью, которая, подобно всем осложнениям, оказывается возросшей. Так, коллектив провозглашает свою готовность обеспечить тотальную безопасность. Эти тенденции позволяют индивидууму избегать переживаний, вызванных осознанием одиночества. Рассмотрим одну из указанных выше тенденций.

С самых ранних времен своего существования человек всегда нуждался в духовности. Компенсаторная функция является наиболее полным выражением потребностей личности, переживающей свое одиночество и не имеющей возможности его преодолеть. По мнению В. И. Колосницына, религия компенсирует прежде всего слабость человека в условиях отчуждения, его неспособность практически воздействовать на господствующие силы, взять их под контроль, устранить стихийность обществен- ного развития и порождаемые им результаты. Религия компенсирует и ограниченность социальных связей личности путем организации общения и создания общностей особого типа. И, что особенно важно, «религиозная потребность является своего рода негативной модификацией эстетической потребности в универсальной гармонизации отношения человека и мира. И религиозное отношение способно создать такую гармонию» [2, c. 127]. Вопросы, связанные с окружающим миром, порождали в человеке страхи, а вопросы, относящиеся к его бытию, вызывали в нем необъяснимую тоску и желание заполнения некого духовного вакуума, которой он ощущал в своей душе. Так, если днем человек искал себе пищу, то по вечерам, утолив свои физические потребности, находился в поиске своей тождественности (божества), выраженной в духовной ипостаси. Этот поиск стремится к какому-нибудь родственному существу, которое будет всегда (вечно) и присутствие которого будет проявляться везде (бесконечно). Но это существо должно быть отзывчивым, оно должно чувствовать человеческое одиночество, смягчать его страшное наказание и облегчать бремя индивидуальности, постоянно успокаивая человека тем, что он не одинок, что он существует не напрасно, то есть не обособленно, не бессвязно, что его мир не есть «суета сует». Другими словами, это существо должно быть самосознающим. Таким образом, человек творит своего Бога – существо, которое, как он думает, слышит все его молитвы, знает и даже «видит» все его дела и помышления, дурные ли они или хорошие – не имеет значения.

Действительно важно не то, следует ли человека наказывать или простить, но то, что человек не должен быть покинут, оставлен один, что он не должен стать обособленным атомом сознания, обреченным на существование среди бескрайних просторов пространства и времени. Так, жизненно необходимое общение, в котором ему отказывало общество, нередко обреталось – как антитеза одиночества – в мире веры. Не может быть сомнения в том, что вера в Бога по-своему снимает чувство отчуждения, социальной бесприютности и одиночества, намечает простор для обретения собственного «Я».

Рассмотрим пример компенсаторной функции религии как защиты от нежелаемого чувства одиночества в даосизме. Даосизм – древняя китайская религия и направление китайской философии. Лао-Цзы, легендарный основатель даосизма, создал свою философию в уединении. Одиночество, хотя и является неотъемлемой частью этого религиозного учения, однако дает действенную «ане- стезию» от мучительного ощущения одиночества. Как считают даосы, в одиночестве человек находит «единение с великим Дао», и потому он не ощущает одиночества, не страшится его. Состояние это характеризуется отречением от своего «Эго» и «растворением в других Я». Это состояние «великого единения» есть в то же время состояние свободного и спонтанного проникновения и единения не только между отдельными индивидами, но и между всем человеческим миром и миром природы [1, с. 68].

Такое единение можно рассматривать и на примере любой социальной ориентации, даже достаточно иррациональной. Если ее разделяет значительное число людей, то это дает индивиду чувство единства, определенной безопасности и стабильности. Фромм утверждал, что «когда доктрина, какой бы она ни была иррациональной, забирает власть в обществе, миллионы людей выберут ее, чем изгнание в одиночество» [5, c. 26]. Этим подтверждается наше наблюдение единения людей в обществе вокруг какой-либо идеи или доктрины, как то религиозной, философской или социальной, мотивацией для чего служит стремление не оказаться социально одиноким.

Суммируя все высказанные выше соображения, можно следующим образом охарактеризовать специфику компенсаторной функции религии. Она помогает человеку избежать одиночества за счет слияния его «Я» с другими «Я» или природой. Так, безотрадное чувство пустоты и одиночества находит удовлетворение в Боге, который для одинокого человека есть общество, союз искренне любящих друг друга существ, а внутренний мир человека предельно интенсифицируется, таким образом защищая человека от гнетущего чувства одиночества. Не может быть сомнения в том, что вера в Бога по-своему снимает чувство отчуждения, социальной бесприютности и одиночества, намечает простор для обретения собственного «Я».

  • 1.    Абаев И. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989. С. 68.

  • 2.    Колосницын В. И. Религиозное отчуждение. Свердловск, 1987. С. 127.

  • 3.    Перл Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб. : XXI век, 1995. 446 с.

  • 4.    Пузько В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества // Материалы науч. конф. «Теология, философия и психология одиночества». Владивосток, 1995.

  • 5.    Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989. С. 26.

    Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 1(3). 2013



Compensatory Function of Religion:Protection from Loneliness

Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 1(3). 2013

Список литературы Компенсаторная функция религии: защита от одиночества

  • Абаев И. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989. С. 68.
  • Колосницын В. И. Религиозное отчуждение. Свердловск, 1987. С. 127.
  • Перл Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб.: XXI век, 1995. 446 с.
  • Пузько В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества//Материалы науч. конф. «Теология, философия и психология одиночества». Владивосток, 1995.
  • Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989. С. 26.
Статья научная