Компьютерная электромиография наружного сфинктера прямой кишки у детей, оперированных по поводу артезии прямой кишки и ануса
Автор: Паршиков В.В., Кроль Е.С., Карпович Е.И.
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Тезисы научных работ симпозиума детских хирургов России
Статья в выпуске: 2 т.3, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14916662
IDR: 14916662
Текст статьи Компьютерная электромиография наружного сфинктера прямой кишки у детей, оперированных по поводу артезии прямой кишки и ануса
Нижегородская государственная медицинская академия, г. Нижний Новгород
Функциональные нарушения запирательного аппарата после радикальной коррекции пороков развития прямой кишки отмечаются, поданным литературы, в 30-60% случаев, что сопровождается нарушением социальной адаптации пациентов. Именно в педиатричес^ой пра^ти^е необходима в разработ^а новых методик исследования сфинктерного аппарата прямой кишки, которые позволят объективно оценить ф^н^цию анально^о держания независимо от возраста и интеллектуального развития пациента.
С 1996 по 2006 год 54 пациентам в возрасте от 2 месяцев до 10 лет после реконструктивных операций по поводу атрезии прямой кишки и ануса (АП-КиА) выполняли компьютерную электромиографию (ЭМГ). Брюшно-промежностная проктопластика (БПП) произведена 16 детям, 22 выполнялась заднесагиттальная аноректопластика (ЗСАРП) по Пенья, 11 -промежностная анопластика по Стоуну - Бенсону, 4 - по Саломону. Получено 96 ЭМГ-кривых.
ЭМГ первично-мышечного типа зарегистрирована у 19 пациентов после ЗСАРП (при этом средняя частота составила 643 ± 130 сокращений в секунду, а амплитуда - 273 ± 30 мВ), у 8 после БППП (средняя частота и амплитуда составили 632 ±111 сокращений в секунду и 127 ± 40 мВ соответственно), а также у 13 из 15 пациентов, которым выполнена промежностная анопласти^а по повод^ низ^их форм
АПКиА (средняя частота и амплитуда - 479 ± 109 сокращений в секунду и 370 ± 57 мВ соответственно). При сопоставимой частоте амплит^да со^ращений была с^щественно выше после операции Пенья по сравнению с БПП, что свидетельствует о восстановлении функциональной способности волокон наружного сфинктера после рассечения (р < 0,05).
ЭМГ II типа выявлена только у 5 пациентов после БПП и у 2 оперированных по Стоуну - Бенсону. Клинически у этих детей имелись рубцовая деформация области неоануса и грубый стеноз прямой кишки, с трудом поддающийся бужированию. Ни у одного ребенка после ЗСАРП и операции Саломона нарушения иннервации по невральному типу не зарегистрировано.
Из 24 пациентов в группе после ЗСАРП при элек-тромиографическом исследовании у 3 выявлены нарушения иннервации НСЗП по спинальному типу. Данные нарушения сочетались с энкопрезом III степени. Это были дети с синдромом каудальной регрессии, имеющие грубые сопутствующие аномалии - такие, как спинномозговая грыжа, экстрофия мочевого пузыря, - а также синдромальную патологию нервно-мышечной регуляции. Столько же пациентов со спинальными нар^шениями иннервации было среди оперированных комбинированным доступом.
Тезисы на^чных работ симпози^ма детс^их хир^р^ов России
Говорить о бла^оприятном про^нозе в плане ^довлетворительно^о анально^о держания ^ данно^о контингента больных, к сожалению, не представляется возможным, однако регулярные курсы реабилитационного лечения совместно с неврологами позволяют улучшить качество жизни этих пациентов.
Таким образом, диагностика состояния запира-тельно^о аппарата прямой ^иш^и после лечения врожденных аномалий аноректальной зоны являет ся актуальной проблемой детской хирургии. До настоящего времени остается немало спорных и нерешенных вопросов, что обуславливает необходимость дальнейших исследований в этой области. Определение ф^н^ционально^о состояния аноре^тальной зоны имеет важное значение в выборе метода оперативного вмешательства, оценке результатов хирургической коррекции аноректальных пороков развития и прогнозировании реабилитации.
ОПЫТ ПЛАНОВОЙ ЭНДОХИРУРГИИВ УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ
Е.С. Саблин
Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлевцева, г. Архангельск
В клинике детской хирургии АОДКБ в 1993-2006 годах произведено 824 плановых лапароскопических вмешательства больным в возрасте 1 суток - 22 лет. Лапароскопические исследования выполнялись у пациентов с подозрением на опухоль брюшной полости (61), с заболеваниями печени и желчевыводящих путей (38), с интерсексуальными состояниями (15). Биопсии образований и органов производились в 65 случаях, в 29 случаях - санация и дренирование брюшной полости, 6 разделалась спленопортография, 6 раз - чрезпеченочная пункция желчного пузыря (3 из них - у новорожденных с подозрением на атрезию желчных ходов). У 7 детей после ранее перенесенных операций проводился адгеолизис, по поводу стойкого болевого синдрома. Детям с желчекаменной болезнью и одном^ ребен^^ с полипом желчно^о п^зыря произведено 36 лапароскопических холецистэктомии. В 1 случае по ирригатору из брюшной полости в течение десяти дней отмечалось желчеистечение, которое остановилось самостоятельно.
У детей с заболеваниями ^рови было выполнено 3 лапароскопических спленэктомии. Еще у 2 детей, в результате возникших во время операции технических трудностей, осуществлялся переход к лапаротомии. У 4 детей успешно произведено удаление кисты селезенки, у 10 девочек - кисты яичника (одна из них дермоидная), в одном случае - пароовариальной кисты больших размеров.
В последнее время успешно внедряется в практику оригинальная методика ассистированной лапа-рос^опичес^ой ^станов^и ш^нта в брюшн^ю полость при гидроцефалии. Уже выполнено 4 операции. С помощью немецких коллег в нашей клинике положено начало лапарос^опичес^ой ф^ндопли^ации по Ниссену и лапароскопической мобилизации сигмовидной кишки при болезни Гиршпрунга.
С 1997 года в нашей клинике применяются ори-^инальные методи^и лапарос^опичес^ой ^орре^ции паховых и пахово-мошоночных грыж, водянок оболочек яичка и семенного канатика, которые позволяют избежать травмирования элементов семенного канатика. Таких операций произведено 486, из них 8 (1,6%) рецидивов.
Лапарос^опия позволила ^точнить а^енезию или аплазию яичка в 35,3%, а в 37,7% случаев выявить абдоминальн^ю форм^ дистопии яич^а и выполнить пересечение яичковых сосудов, как первый этап операции. В 27% случаев была диагностирована паховая дистопия, которая потребовала открытого вмешательства.
Эндоскопическое рассечение простого уретеро-целе (без удвоения почки) успешно выполнены у 11 больных. У 1 ребенка в последующем проводилось повторное эндоскопическое вмешательство, у 2 -открытая операция.
Эндоскопическое разрушение клапана выполнено с положительным результатом у 11 мальчиков, в 1 случае попытку пришлось отложить из-за отсутствия резектоскопа маленького калибра.
В 3 случаях под контролем цистоскопа в мочевой пузырь вводился лапароскопический троакар. Таким образом, из мочевого пузыря были успешно удалены инородные тела больших размеров. За последние шесть лет 11 мальчикам произведено эндоскопическое рассечение стриктуры уретры. У 3 пациентов эндоскопические попытки не удались, и им была произведена открытая пластика уретры.
С 2001 года в клинике применяются лапароскопические операции при варикоцеле с оставлением яичковой артерии. За этот период произведено 47 таких операций. Рецидивы составили 10,6%. По мере накопления опыта количество рецидивов сокращается.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЗОФАГОПРОТЕКТОРАВ ЛЕЧЕНИИ ПОСЛЕОЖОГОВЫХ СУЖЕНИЙ ПИЩЕВОДА У ДЕТЕЙ
Э.В. Сапухин, В.Н. Стальмахович
Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, Ир^^тс^ая ^ос^дарственная областная детс^ая ^линичес^ая больница
Обобщен опыт лечения 83 детей, поступивших в ИГОДКБ с химическими ожогами пищевода III степени и послеожоговыми сужениями, за 14 лет. Дети с химическими ожогами III степени и послеожоговыми сужениями пищевода разделены на 3 группы: в 1-ю группу (ГКС) вошло 32 ребенка (1991-1999),