Комплексное лечение больного высокоагрессивной формой немелкоклеточного рака легкого с метастазами в желудочно-кишечный тракт
Автор: Коржук М.С., Суров Д.А., Новикова М.В., Демко А.Е., Хомутова Е.Ю., Еселевич Р.В., Андабеков Т.Т., Балюра О.В., Дымников Д.А., Резина А.И.
Журнал: Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова @vestnik-pirogov-center
Рубрика: Клинические наблюдения
Статья в выпуске: 1 т.17, 2022 года.
Бесплатный доступ
Представлено клиническое наблюдение больного немелкоклеточным раком левого легкого III В стадии (НМРЛ). Диагноз установлен в 2018 г. В 2018-2020 гг. пациент получил комплексное лечение, включавшее проведение иммунотерапии пембролизумабом, оперативное лечение в объеме расширенной нижнедолевой лобэктомии с лимфаденэктомией, стереотаксическую лучевую терапию. Достигнута стабилизация процесса. В 2021 г., несмотря на проводимое комплексное лечение, выявлено прогрессирование высокозлокачественного (PD-1L позитивная реакция в 90% опухолевых клеток) НМРЛ-метастазы в тощую кишку и ее брыжейку. В июле 2021 г. проведено хирургическое лечение по поводу гастроинтестинальных метастазов, предположительно осложненных некрозом и кровотечением. При установлении показаний приняты во внимание высокий риск вероятности этих предположений. В техническом исполнении оперативного вмешательства применены приемы эмбриональнообоснованной хирургии. В послеоперационном периоде использована методика ускоренной реабилитации пациента с выпиской на 8-е сутки. При гистологическом исследовании удаленных тканей подтверждены метастазы рака легкого с некрозом. Достигнутые, несмотря на объективные трудности, результаты расценены как благоприятные.
Немелкоклеточный рак легкого, комплексное лечение, метастазирование рака легкого, гастроинтестинальные метастазы, иммунотерапия, pd-l1, оперативное лечение
Короткий адрес: https://sciup.org/140293873
IDR: 140293873
Текст научной статьи Комплексное лечение больного высокоагрессивной формой немелкоклеточного рака легкого с метастазами в желудочно-кишечный тракт
Рак легкого лидирует в структуре заболеваемости и смертности взрослого населения в мире и представляет значимую медицинскую и социальную проблему, занимая первое место среди причин смерти онкологических больных в России [3].
Сообщается, что примерно у 30–40% пациентов с НМРЛ и у 60% мелкоклеточным раком легкого (МРЛ) на момент постановки диагноза выявляются отдаленные метастазы.
Наиболее частыми локализациями отдаленных метастазов НМРЛ являются головной мозг (14,7%), кости (22%) и легкие (10%), а в 25% случаев метастазы имеют множественный характер [4]. Метастазы НМРЛ в органы желудочнокишечного тракта встречаются довольно редко и, как правило, на поздних стадиях заболевания. Данные литературы

свидетельствуют, что частота симптом-ных гастроинтестинальных метастазов НМРЛ составляет 1,8%, в тоже время их встречаемость при вскрытии умерших от НМРЛ больных оказалась значительно выше — от 4,7% до 14% [5; 6]. Данное обстоятельство связано в первую очередь с отсутствием специфических симптомов метастазирования НМРЛ в органы желудочно-кишечного тракта.
Li J., Zhu H., Sun L., Xu W. (2019) сообщают, что в 64 документированных случаях 59 пациентов имели определенные клинические проявления, из которых у 22 (37,3%) была перфорация, у 19 (32,2%) непроходимость, у 10 (16,9%) кровотечение и у 8 (13,6%) инвагинация [4]. В 50,9% наблюдений выявлены метастазы в тощей кишке, в 33,3% в подвздошной и у 15,8% больных в двенадцатиперстной кишке. Наиболее вероятными путями гастроинтестинального метастазирования являются гематогенный через спинномозговые вены и лимфогенный — из средостения через лимфатические коллекторы забрюшинного пространства и брыжейки тонкой кишки [6].
В настоящее время стандартные подходы к лечению больных НМРЛ распространенных стадий (RUSSCO, AОР, ESMO, NCCN) не дают значимого улучшения общей и безрецидивной выживаемости, что обусловливает необходимость разработки новых терапевтических подходов, в том числе таких, как таргетная и иммунотерапия [9–11].
В ряде клинических испытаний была показана многообещающая клинически значимая активность моноклональных антител к PD-1 и PD-L1(ниво-лумаба, пембролизумаба, атезолизумаба) у больных распространенным НМРЛ. В связи с этим стала очевидной необходимость скрининга с целью отбора пациентов с высокой экспрессией PD-1/PD-L1, у которых следует ожидать значительной терапевтической эффективности применения моноклональных антител [8].
В результате прогресса современной химио- и иммунотерапии появились пациенты со стабилизацией первичного очага, но с прогрессией отдаленных метастазов. Эта группа является субстратом острой к дискуссии по вопросам показаний и противопоказаний к циторедуктивным операциям [12]. Один из таких случаев мы предлагаем для обсуждения.
Пациент К., 67 лет, европиоид-ной расы 06.07.2021 госпитализирован в клинику военно-морской хирургии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.
Из анамнеза известно, что в декабре 2017 г. появились жалобы на кровохарканье. При СКТ обнаружено объемное образование в нижней доле левого легкого. В начале 2018 года пациент обратился в онкологическую клинику AV-Medical-Group.
01.06.2018 при ПЭТ-КТ в РНЦРХ им. А.М. Гранова выявлено накопление РФП с метаболической активностью в нижней доле левого легкого и поражение медиастинальных лимфатических узлов. 12.06.2018 г. выполнена ФБС с трансбронхиальной биопсией лимфатических узлов в НИИ Фтизиопульмонологии. Гистологическое и иммуногистохимическое (ИГХ) исследование (№24586) — аденокарцинома легкого солидного типа, Grad 3. PD-1L в 90% опухолевых клеток, без нарушения репарации ДНК. В результате установлен диагноз: Рак нижней доли левого легкого с T4N3M0 IIIB ст.
Учитывая иммунологические особенности опухоли (PD-1L в 90% опухолевых клеток) и связанный с ними неблагоприятный прогноз, пациенту первым этапом лечения была назначена иммунотерапия (Pembrolizumab «Keytr-uda»), которая проводилась с 06.2018 по 04.2019 гг. Лечение переносил хорошо, побочных реакций отмечено не было. На фоне проводимой терапии был получен выраженный ответ, в связи с чем принято решение о возможности проведения оперативного лечения.23.04.2019 г. выполнена нижняя левосторонняя расширенная лобэктомия, лимфаденэктомия. В результате гистологического исследования в легочной ткани и лимфатических узлах опухолевого роста не обнаружено. Констатирована стабилизация опухолевого процесса.
Однако через 8 месяцев при контрольной ПЭТ/КТ в верхней доле левого легкого выявлен метастаз НМРЛ (PD-1L позитивная реакция в 90% опухолевых клеток). Возобновлена иммунотерапия, проводившаяся с 12.2019 по 06.2020 гг. и обеспечившая полный регресс опухоли. Время до прогрессирования опухоли составило 4 месяца.
В октябре 2020 г. вновь выявлен метастаз в верхней доле левого легкого и ло-корегионарный рецидив опухоли в культе нижнедолевого бронха, в связи с чем в ноябре 2020 г. проведена стереотаксическая лучевая терапия (СОД 48 ГР., РОД 12Гр) и достиг нута стабилизация опухолевого процесса. Время до прогрессирования опухоли составило 6 месяцев.
В мае 2021 г. пациент стал отмечать слабость, периодическое появление сту- ла черного цвета. 02.06.2021 выполнена ПЭТ-КТ, которая не выявила признаков местного и регионарного распространения опухоли, но позволила обнаружить метаболически активные образования в тонкой кишке и в ее брыжейке.
С 09.06.2021 по 16.06.2021 гг. больной находился на стационарном лечении в многопрофильном стационаре скорой помощи в связи с тяжелой анемией (гемоглобин 67 г/л) и подозрением на желудочно-кишечное кровотечение. В результате обследования (ФГДС, ФКС) источник кровотечения выявлен не был. Анемия корректирована гемотрансфузией (гемоглобин 105 г/л). Метаболически активные очаги, выявленные при контрольной ПЭТ-КТ, были расценены как проявление метахронного метастазирования НМРЛ, а процесс в тонкой кишке резектабельным с возможностью выполнения R0-резекции. Учитывая развитие жизнеугрожающих осложнений в виде некроза метастаза НМРЛ и кишечного кровотечения, а также высокий риск нарушений тонкокишечной проходимости и перфорации тонкой кишки с развитием перитонита, больной был подготовлен к проведению хирургического этапа комбинированного лечения.
Состояние больного при поступлении в клинику военно-морской хирургии удовлетворительное. После проведения предоперационной подготовки 09.07.2021 г. выполнена лапаротомия. При ревизии в 20 см от связки Трейт-ца выявлена опухоль тонкой кишки 2,5 x 2 см, с признаками некроза. В брыжейке пораженной петли тощей кишки на фоне выраженной лимфоваскулярной инфильтрации обнаружен опухолевый узел 4,0 x 3,5 см также с признаками некроза и распада (Рис. 1).
Другой патологии в брюшной полости не обнаружено. Выполнен маневр Каттеля-Брааша, в границах фасции слияния мобилизован корень брыжейки тонкой кишки и осуществлен широкий доступ к нижней горизонтальной и восходящей ветвям двенадцатиперстной кишки. Связка Трейтца пересечена, мобилизован дуоденоеюнальный переход. Локализация опухолевого узла в брыжейке проксимального отдела тощей кишки, особенности его взаимоотношения с первой еюнальной артерией и ее ветвями потребовали перевязки последних. В связи с закономерно возникшими ишемическими изменениями тощей и дистальных отделов двенадцатиперстной кишки выполнена резекция пораженного сегмента тощей кишки с клиренсом 20 см

Рис. 1. Макропрепарат. Метастаз немелкоклеточного рака легкого в лимфатическом узле брыжейки тощей кишки, некроз метастаза.
в оральном и аборальном направлениях (Рис. 2).
Сформирован дуодено-еюноана-стомоз бок-в-бок, за который установлен термолабильный зонд для ранней нутритивной поддержки и энтеральной терапии.
В послеоперационном периоде реализована программа быстрой реабилитации пациента, которая обеспечила условия для его выписки в удовлетворительном состоянии на восьмые сутки.
При гистологическом исследовании удаленного препарата выявлено разрастание низкодифференцированного рака солидного строения с повышенной пролиферативной активностью. Иммуногистохимическая реакция позитивная: TTF1; негативная: Synaptophysin, Chromogranin, CD56, CK7, CK5/8, Ki-67 85%. PD-L1: TPS = 95. Морфологическая картина и иммунофенотип соответствуют метастазу рака легкого.
Обсуждение
Тактические подходы к диагностике и лечению больных распространенным раком легкого до сих пор остаются предметом дискуссий. Данное клиническое наблюдение позволяет сделать ряд заключений.
Во-первых, рутинное применение стандартных методов лучевой диагностики (СКТ с внутривенным контрастированием) в рамках контрольных обследова-

Рис. 2.
Макропрепарат. 1 — метастаз немелкоклеточного рака легкого в стенке тощей кишки; 2 — метастаз немелкоклеточного рака легкого в брыжейке тощей кишки.
ний в ходе динамического наблюдения за онкологическим больным, как правило, не позволяет визуализировать метахронные гастроинтестинальные метастазы рака легкого. В связи с этим представляется целесообразным более широкое применение ПЭТ-КТ, не входящее в стандарт диагностики, с целью динамического наблюдения за больными НМРЛ, в первую очередь, имеющими высокий уровень экспрессии PDL/PDL1.
Во-вторых, метастазы данной локализации, даже незначительных размеров, могут стать источником жизнеугрожающих осложнений (кровотечение, нарушение кишечной проходимости, перфорация кишки), которые неизбежно требуют активной хирургической тактики.
Кроме того, механизмы резистентности к проводимой ранее противоопухолевой терапии, закономерно развивающиеся в метахронных метастатических опухолевых клетках, обусловливают потенциально высокую эффективность хирургического метода в рамках комбинированной терапии, обеспечивающей лучшие отдаленные результаты лечения данной категории больных.
На момент написания работы показатель общей выживаемости пациента составил 30 месяцев с момента выявления высокоагрессивной формы рака нижней доли левого легкого IIIB ст. Без-рецидивная выживаемость на момент написания статьи составила 3 месяца.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов (The authors declare no conflict of interest).
Список литературы Комплексное лечение больного высокоагрессивной формой немелкоклеточного рака легкого с метастазами в желудочно-кишечный тракт
- Аксель Е.М., Давыдов М.И. Злокачественные новообразования в России и странах СНГ. — М.: РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, 2002. — С.85-106. [Aksel' EM, Davydov MI. Zlokachestvennye novoobrazovaniya v Rossii i stranah SNG. M.: RONC im. N.N. Blohina RAMN, 2002. Р.85-106. (In Russ).]
- Давыдов М.И., Полоцкий Б.Е. Современные принципы выбора лечебной тактики и возможность хирургического лечения немелко-клеточного рака легкого // Новое в терапии рака легкого. — М., 2003. — С.41-53. [Davydov MI, Polockij BE. Sovremennye principy vybora lechebnoj taktiki i vozmozhnost' hiru-rgicheskogo lecheniya nemelkokletochnogo raka legkogo. Novoe v terapii raka legkogo. M., 2003. Р.41-53. (In Russ).]
- Трахтенберг А.Х., Колбанов К.И. Рак легкого /Под ред. В.И. Чиссова. — М.: ГЭОТАР-Ме-диа, 2014. — 160 с. [Trahtenberg AH, Kolba-nov KI. Rak legkogo. V.I. CHissov, editor. M.: GEOTAR-Media, 2014. 160 р. (In Russ).]
- Li J, Zhu H, Sun L, Xu W, et al. Prognostic value of site-specific metastases in lung cancer: A population based study. J Cancer. 2019; 10(14): 3079-3086. doi:10.7150/jca.30463.
- Yang CJ, Hwang JJ, Kang WY, Chong IW, Wang TH, Sheu CC, Tsai JR, Huang MS. Gastro-intestinal metastasis of primary lung carcinoma: clinical presentations and outcome. LungCancer. 2006; 54: 319-323.
- Yoshimoto A, Kasahara K, Kawashima A. Gastrointestinal metastases from primary lung cancer. Eur J Cancer. 2006; 42: 3157-3160.
- Antler AS, Ough Y, Pitchumoni CS, Davidian M, Thelmo W. Gastrointestinal metastases from malignant tumors of the lung. Cancer. 1982; 49: 170-172.
- Management of stage III non-small cell lung cancer, Samer Tabchi Elie Kassouf Elie El Rassy Hampig Raphael Kourie Jocelyne Martin MariePierre Campeau Mustapha Tehfe Normand Blais, Seminars in Oncology. 2017; 44(3): 163-177.
- Real world progression, treatment, and survival outcomes during rapid adoption of imm-unotherapy for advanced non-small cell lung cancer. Cancer. 2019; 125(22): 4019-4032.
- Is heterogeneity in stage 3 non-small cell lung cancer obscuring the potential benefits of dose-escalated concurrent chemo-radiotherapy in clinical trials. Lung Cancer. 2018;118: 139-147.
- Definitive radiochemotherapy versus surgery within multimodality treatment in stage III non-small cell lung cancer (NSCLC) — a cumulative meta-analysis of the randomized evidence. Oncotarget. 2017; 8(25): 41670-41678.
- Tsao AS. Updates in Local-Regionally Advanced Non-Small Cell Lung Cancer. Am Soc Clin Oncol Educ Book. 2019; 39: 553-562.
- Hu Y, Feit N, Huang Y, Xu W, Zheng S, Li X. Gastrointestinal metastasis of primary lung cancer: An analysis of 366 cases. Oncol Lett. 2018; 15(6): 9766-9776. doi: 10.3892/ol.20-18.8575.