Комплексное лечение респираторных аллергозов у детей с использованием препарата алерзина
Автор: Ганиев Абдурашид Ганиевич
Журнал: Re-health journal.
Рубрика: Педиатрия
Статья в выпуске: 2,1 (6), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблеме лечения респираторных аллергозов - достаточно распространенного заболевания в педиатрической практике. Исследования проводилось у 75 детей, находившихся на лечении в пульмонологическом отделении ОДММЦ г. Андижана, по поводу респираторных аллергозов и доказана эффективность антигистаминного препарата нового поколения алерзина.
Респираторных аллергози, антигистаминные препараты, дети, лечение, нафас алергози, антигистаминлар, болалар, даволаш
Короткий адрес: https://sciup.org/14125564
IDR: 14125564 | DOI: 10.24411/2181-0443/2020-10026
Текст научной статьи Комплексное лечение респираторных аллергозов у детей с использованием препарата алерзина
БОЛАЛАРДА РЕАБИЛИТАЦИОН АЛЛЕРГИЯНИ ЗАМОНАВИЙ ДАВОЛАШ
УСУЛЛАРИ
Ушбу мақола педиатрия амалиётида жуда кенг тарқалган касаллик -нафас олиш алергозини даволаш масаласига бағишланган. Нафас алергози бўйича Андижон ВКТТМ пулмонология бўлимида даволанаётган 75 нафар болани жалб этган тадқиқот мисолида янги авлод антигистамини алерзиннинг самарадорлиги кўрсатилди.
Калит сўзлар: Нафас алергози, антигистаминлар, болалар, даволаш.
Актуальность. Проблема респираторных аллергозов (РА) у детей продолжает оставаться актуальной во всем мире, несмотря на многочисленные исследования и достаточный объем лечебно-профилактических мероприятий. В детском возрасте РА являются одними из самых распространенных хронических заболеваний [1,2,3,13,14]. Среди многочисленных проблем современного человечества одной из ведущих является рост аллергических заболеваний. По данным ВОЗ, аллергические заболевания занимают по распространённости 3-е место. Наиболее важными достижениями в решении этой проблемы можно считать принятие международно-согласованных документов и национальных программ в рамках глобальной стратегии по бронхиальной астме и лечению ринита[1,2,3,4,10,15].
Многочисленные научные исследования в разных странах мира за последние 20 лет показали рост распространённости хронических аллергических болезней органов дыхания [2,6,11,15]. И это не просто следствие улучшения диагностики, что подтверждают повторные эпидемиологические исследования спустя 10 -20 лет с использованием одинаковых методов.
Необходимость проведения массовых эпидемиологических исследований обусловлена социальной значимостью аллергической патологии, влиянием характера её течения и эволюции на состояние трудовых ресурсов настоящего и будущего общества [5,6,7,8,9,10,11]. В последние десятилетия во всех странах мира, в том числе и в Республике Узбекистан, отмечается тенденция к увеличению заболеваемости детей респираторными аллергозами и их более тяжелое течение. По результатам ряда исследователей, распространенность РА в Республике Узбекистана варьирует от 1,7% до 7,2%, что обусловлено не только влиянием внешних региональных факторов, но и использованием различных методов диагностики [4-6]. Однако, как показывают практические исследования, проводившиеся в рамках программы ISAAC (Interactional Study of Astma and Allergy in Children) во всех регионах планеты, истинная заболеваемость РА оказалась значительно более высокой, чем данные официальной статистики [7,12]. Расхождения между данными официальной статистики по обращаемости и результатами эпидемиологических исследований, связаны с гиподиагностикой РА в различных возрастных группах. Анализ эпидемиологических исследований по городу Андижану показал, что в структуре распространенности аллергической патологии РА находятся на 2 месте (5,5+0,03%), уступая аллергическому риниту (14,4+0,19%) [4,8].
Поскольку гистамин признан ведущим звеном в патогенезе РА, то в протоколах их лечения различные антигистаминные средства занимают достойное место [2,3]. Лечение антигистаминными препаратами первых поколений было сопряжено со значительными ограничениями, такими как недостаточная продолжительность действий лекарственных средств, сонливость и др. [4]. Сегодня на фармацевтическом рынке появились современные антигистаминные препараты 2-го и 3-го поколений, отвечающие требованиям Всемирной организации EAACI/ARIA к современным антигистаминным средствам, которые способны селективно блокировать Н1-рецепторы и не вызывают седативного эффекта и токсических реакций, не взаимодействуют с другими лекарственными веществами и продуктами питания, а также способствуют быстрому наступлению клинического эффекта [1,7,15]. К таким средствам относится антигистаминный препарат нового поколения Алерзин, который применяется для лечения пациентов с различными аллергическими состояниями и благодаря своей инновационной молекуле наиболее подходит для длительного применения [5].
Настоящее сообщение посвящено определению целесообразности использования препарата алерзина на фоне стандартной терапии бронхиальной астмы у детей.
Материалы и методы: Под нашим наблюдением в клинике кафедры госпитальной и неотложенной педиатрии Андижанского государственного медицинского института на базе ОДММЦ г. Андижана находились 75 детей с различной видами респираторных аллергозов в возрасте от 3-14 лет. Основным диагнозом у всех детей был респираторный аллергоз. Кроме этого, у 7 из них дополнительно наблюдался аллергический ринит, у 5 — аллергический трахеит и у 4 — атопический дерматит.
Для проспективного исследования нами были сформированы две группы пациентов: первая группа больных, получавшие стандартную базисную терапию (п=35); вторая группа больных (п=40), получавшие наряду с аналогичным спектром базисной терапией, получали антигистаминный препарат Алерзин (в возрасте от 3 до 6 лет — по 10 капель (2,5 мг), от 6 до 14 лет — по 20 капель (5 мг)) в течение 2
недель, во 1-й группе (сравнения) антигистаминным препаратом был зодак, ко -торый назначался детям до 10 лет по 5 мг 2 раза в сутки, старше 10 лет — по 10 мг два раза в сутки. по пятидневном схемы (1-день 1,0 мл, 2-день 1,5 мл, 3-день 2,0 мл, 4-день 2,5 мл, 5-день 3,0 мл. внутримышечно) с перерывом 1 -день, 3х кратно. Группы больных были сопоставимы по полу, возрасту, тяжести, продолжительности заболевания, выраженности клинических и функциональных симптомов РА. Все пациенты прошли стандартное аллергологическое обследование. Всем детям были исследованы кровь на эозинофилию и сыворотка крови на иммуноглобулин Е (IgE) до и после лечения. Эффективность применения антигистаминных средств оценивали по следующей шкале:
-полная ремиссия;
-значительное улучшение;
-улучшение;
-без эффекта;
-ухудшение.
Таким образом, показатели эозинофилов выше 5-7 % наблюдались у 34,40 % больных во второй группе и у 28,3 % детей группы сравнения (р > 0,05). У обеих групп отмечался повышенный уровень IgE. У детей из 1 -й группы он составил 132,19 ± 8,24 МЕ/мл, а у детей из 2-й группы — 134,26 ± 9,90 МЕ/мл (р>0,05) при референтных значениях до 26,00 МЕ/мл.
Собственные исследования показали, что в 1 группе удалось снизить дозу ингаляционных глюкортикостероидов на 13.5 ± 3.1%. Положительный эффект от применения препарата аллерзина заключался в сокращении количества дневных и ночных приступов, нарастании абсолютных показателей ПСВ и снижении выраженной вариабельности. У большинства более эффективно нормализовались показатели МЦК.
После окончания 7-10 дневного курса лечения с применением антигистаминных средств симптомы респираторного аллергоза уменьшились в обеих группах. Ухудшения не наблюдалось ни в одной из групп. Однако у детей из второй группы эффект был получен у всех пациентов, причем полная ремиссия и значительное улучшение отмечались чаще (в 3,3 и 3 раза), чем в группе сравнения (табл. 1).
Таблица 1.
Результаты двухнедельного курса применения антигистаминных средств у детей с аллергическим бронхитом, n (%)
Показатели |
1-я группа (зодак) N = 45 |
2-я группа (алерзин) N = 30 |
Полная ремиссия |
5 (16,7) |
11 (36,7)* |
Значительное улучшение |
6 (20,0) |
18 (60,0)* |
Улучшение |
17 (56,7) |
1 (3,3)* |
Без эффекта |
2(6,6) |
0(0,0) |
Ухудшение |
0(0,0) |
0(0,0) |
Примечание: * — р < 0,05 — достоверность различия с аналогичными показателями 2-й группы детей.
Данные клинической картины подтверждались результатами лабораторного обследования. Так, значения эозинофилов у всех детей из 2-й группы снизились до нормальных цифр, а у 4 детей из группы сравнения продолжали оставаться выше 5 %.
У 15 детей (33,33 %) из 1-й группы уровень IgE остался неизменненый. В то же время у всех детей из 2-й группы уровень IgE снизился почти в 2-3 раза. И только у 6 (13,3 %) детей уровень IgE снизился в пределах 10-15 единиц (табл. 2).
Таблица 2.
Динамика уровня IgE (МЕ/мм) после двухнедельного курса применения антигистаминных средств у детей с РА
Период |
2-я группа(Алерзин) N = 30 |
1-я группа(Зодак) N = 45 |
До лечения |
132,19 ± 8,24 |
134,26 ± 9,90 |
После лечения |
76,92 ± 4,84* |
102,27 ± 5,80 |
Примечание: * — р < 0,05 — достоверность различия с аналогичными показателями 2-й группы детей.

Рисунок 1. Продолжительность клинической ремиссии у первой и второй групп больных РА
Каких-то побочных эффектов на фоне приема Алерзина не обнаружено ни у одного ребенка. Все пациенты после окончания курса терапии отмечали повышение качества жизни: улучшение настроения, сна, активности. Кроме того, у первой группы пациентов, получавших комплексную общепринятую терапию, спустя 14,5±0,7 дней (т.е. через 2 неделю) от начала полной клинической ремиссии вновь появлялись признаки РА. Обострение заболевания у пациентов этой группы было связано с нарушением диеты, контактом с причинно-значимыми аллергенами или воздействием интеркуррентной инфекции. У второй группы пациентов, которые наряду с комплексным лечением были проведены два курса антигистаминном препаратом алерзина с интервалом между ними в две неделю, клинических признаков обострения РА не регистрировалось в течение 2-3 месяцев (в среднем в течение 80,0±2,7 суток, т.е. в течение 3 месяцев). Таким образом, средняя продолжительность полной клинической ремиссии у больных с РА, получавших комплексное лечение в сочетании с антигистаминном препаратом алерзина, превышала в 5 раз (р<0,001) среднюю продолжительность полной клинической ремиссии у больных БА, получавших комплексную общепринятую терапию (рисунок 1).
В работе нами также проводилось изучение биологических маркеров выраженности воспалительного процесса при аллергопатологии [2]. Были изучены уровни эозинофилов низкой (ЭНП) и высокой плотности (ЭВП). В результате комбинированной противовоспалительной терапии отмечено значительное снижение активности аллергического воспаления. В динамике через 3,4,5,6 месяцев от начала лечения было выявлено определенное снижение ЭНП в обеих группах. Так, через 3 месяца от начала терапии у больных 1 группы уровень ЭНП составил 79,4±13,0, тогда как, во 2 группе 99,6±13,8 на 1000 клеток. Через 6 месяцев после проведения комбинированной терапии количество ЭНП в 1 группе составило 54,7±12,5, во 2 группе – 883,3±11,2. Следует отметить, что если достоверное различие уровней ЭНП и ЭВП после лечения составило Р<0,001. В отношении абсолютного количества ЭВП следует отметить, что до лечения их уровни в обеих группах были повышены: в 1 группе - 158,2±17,1, во 2 - 163,3±12,7. Через 3 месяца после проведенного лечения количество ЭВП у пациентов 1 группы снизилось до 129,4±11,9, 2 группы - 145,8±13,5. Полученные данные позволяют сделать следующее заключение, что комплексная терапия респираторных аллергозов с использованием антигистаминного препарата алерзин в большей степени способствовала снижению аллергического воспаления, что проявлялось снижением абсолютного количества эозинофилов, особенно низкой плотности.
Выводы. Комбинированное использование противовоспалительных препаратов и алерзина дает выраженный эффект в плане улучшения клинического состояния детей, нормализации иммунологических показателей у больных респираторным аллергозом. Алерзин хорошо переносится детьми, не вызывает побочных эффектов и может быть рекомендован для терапии респираторных аллергозов у детей.
Список литературы Комплексное лечение респираторных аллергозов у детей с использованием препарата алерзина
- Баранов A.A., Хаитов P.M. Аллергология и иммунология. Москва: 2010. 248 с.
- Горячкина Л. А. Анафилаксия: современные аспекты проблемы. Вестник семейной медицины 2011;(2):38-41.
- Дидковский Н. А., Малашенкова Н.А. Лоратадин (Кларидол) в терапии аллергических и псевдоаллергических заболеваний. Русский медицинский журнал. Избранные лекции для семейных врачей 2011;(18):1156-1160.
- Ермаченко М.Ф. Аллергические реакции на дезинфицирующие и антисептические средства. Медицинская сестра 2011;(3):37-40.
- Косарев В. В., Бабанов С.А. Профессиональные аллергические заболевания у медицинских работников: основы профилактики в условиях ЛПУ. Сестринское дело 2011; (4): С. 37-44.