Комплексные исследования памятника Преображенка-6 в 2010 году
Автор: Молодин В.И., Позднякова О.А., Чемякина М.А., Степаненко Д.В., Ненахов Д.А., Ковыршина Ю.Н., Борзых К.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XVI, 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521627
IDR: 14521627
Текст статьи Комплексные исследования памятника Преображенка-6 в 2010 году
В 2010 г. продолжены широкомасштабные раскопки археологического памятника Преображенка-6, расположенного на краю надпойменной террасы правого берега р. Омь, в 5 км к западу от с. Старая Преображенка Ча-новского района Новосибирской области. В 2005-2009 гг. благодаря магнитометрическим исследованиям здесь были выявлены и вскрыты комплексы устьтартасской, одиновской культур, доандроновской и андроновской бронзы, саргатской культуры и тюркского времени [Дядьков и др., 2005; Моло-дин и др., 2007; Молодин и др., 2008].
Для выявления границ распространения памятника в северном направлении в 2010 г. была произведена дополнительная магнитометрическая съемка на площади 1200 кв. м.
Археологические работы продолжены на раскопах 4, 11 и 10. Над скоплением магнитных аномалий, приуроченным к южной оконечности памятника, вскрыт раскоп 17. Общая площадь раскопок на памятнике в 2010 г. составила 412 кв. м.
На раскопе 4 вскрыты 2 погребения и 3 сопровождающие их ритуальные ямы одиновской культуры, завершающие с юго-востока ряд могил, исследованный в 2009 г. Одно из погребений (№ 75) ярусное, со следами частичной кремации в могиле. Особо следует отметить находку здесь верхней части черепа гигантского оленя в одной из ритуальных ям (палеонтологические определения выполнены к.б.н. С.К. Васильевым). Эта находка позволяет предположить, что популяция M. giganteus ещё существовала в Барабе в интервале времени от 4 до 5 тыс. л.н., т.е. на 2-3 тыс. лет позднее, чем самые поздние останки, обнаруженные в Зауралье. Если прямое AMS-датирование уникальной находки подтвердит датировку, то на сегодняшний день это будет самая молодая из обнаруженных особей гигантского оленя в мире.
Раскопом 11 вскрыта часть ряда погребений, исследованного в 2006 -2009 гг. Зафиксировано 4 погребения и 7 ритуальных ям. Выявленная в 2005 -2009 гг погребальная традиция могильника одиновской культуры (раскопы 4, 6,11) получила дальнейшее подтверждение, вместе с тем были отмечены и некоторые новые ее черты. Так, одно из детских погребений мож- но интерпретировать как вторичное, что отмечено на памятнике впервые. Особый интерес представляют ритуальные ямы с остатками жертвенных приношений рыбы и животных. Эти ямы заполнялись в течение длительного времени, содержали инвентарь в виде керамики, каменных изделий и орудий из кости.
Раскопом 10 в северо-восточной части памятника под слоем пашни вскрыт комплекс ям эпохи бронзы, в целом сопоставимый с магнитными аномалиями. Обнаруженные фрагменты керамики в их заполнении позволяют предположить, что данный комплекс относится к периферии одинов-ского могильника.
Наряду с продолжением изучения комплекса одиновской культуры, были предприняты исследования на южной периферии памятника, где уровень террасы существенно понижается по отношению к северным ее участкам. На магнитограмме в этом месте (участок № 7 геофизической съемки 2005 г.) выделяется скопление из семи аномалий овальной и округлой формы, размерами 1-2 метра. Четыре из них с магнитными значениями 4-6,5 нТл сопоставимы с археологическими объектами, а еще три – с очень высокими магнитными параметрами, но без ярко выраженной полярности, также нуждались в проверке.
Над скоплением аномалий был разбит раскоп 17, общей площадью 96 м2 (рис. 1). После зачистки уровня материка здесь выявлено шесть объектов: погребение № 76 и ямы №№ 148-152. Комплекс относится к эпохе позднего средневековья. Материалы этого времени обнаружены на памятнике впервые.
Погребение № 76, расположенное на краю террасы, представляло собой узкое вытянутое пятно овальной формы, ориентированное длинной осью по линии ЗЮЗ-ВСВ. На магнитограмме погребению соответствует аномалия со значением 4 нТл (рис. 1).
Яма вытянутой овальной формы, размерами 2,60×0,70 м, глубиной 0,110,18 м, стенки вертикальные, дно неровное. В заполнении зафиксирована кора. На дне вытянуто на спине, головой на запад покоится скелет мужчины 25-30 лет. Руки вытянуты и плотно прижаты к телу (рис. 1). Колени и кости стоп также расположены очень близко друг к другу. Вполне вероятно, что отмеченные особенности залегания костей скелета связаны с тем, что тело умершего было плотно завернуто в полотно из коры. Полоса коры, шириной 0,03-0,06 м, отчетливо фиксировалась с левой стороны тела (от черепа до коленных суставов), а также в других частях могилы.
В погребении обнаружено девять наконечников стрел, четыре из которых выполнены из железа, пять - из кости, а также костяное изделие (возможно миниатюрная пряжка для тонкой опояски) (рис. 1, 2). Наконечники, в целом, залегали разрозненно и разнонаправлено, выше уровня дна на 0,03-0,1 м, за исключением наконечника № 2 зафиксированного на дне могилы. Очевидно, что такое расположение стрел в погребении было преднамеренным.

Рис. 1. Преображенка-6. Магнитограмма южного участка памятника и план погребения № 76.
1, 4, 6–8 – костяные наконечники стрел; 2, 3, 5, 9 – железные наконечники стрел;
10 – костяное изделие.
Погребальная практика выявленного захоронения, западная ориентация умершего в могиле позволяют нам видеть наиболее близкие аналогии в позднесредневековых могильниках Барабы Садовка-2 и Туруновка-2 [Молодин и др. 1990, с. 118, 119]. С той лишь разницей, что в Преображенском захоронении отсутствует курганная насыпь. Последняя, впрочем, могла быть уничтожена длительной распашкой. Наиболее хорошо сохранившиеся два железных наконечника стрел (рис. 2, 2, 3 ) представляют собой так4 называемые срезни со слегка приостренным острием и упором. Они появляются в начале II т ыс. н. э. и бытуют в Западной С и б и ри вплоть до эп о хи позднего средневековья (например, могильник Кыштовка-2) [Молодин, 1979, с. 170], среди находок городища и могильника Малая Тебенда [Коников, 1980, рис. 1-26]. По-видимому, таким широким промежутком времени следует пока датировать данное захоронение. Что же касается костяных наконечников, то их формы являются вполне типичными, в том числе и для сред-

Рис. 2. Преображенка-6. Инвентарь погребения № 76.
невековых памятников Западной Сибири [Молодин и др., 1990, с. 60], как, впрочем, и более широких территорий, и не могут быть датирующими.
Вероятно, ко времени сооружения погребения № 76 относится расположенная рядом с ним яма № 148 прямоугольной формы, размером 1,56×0,95×0,22 м, ориентированная по линии север-юг.
К югу от раскопа 17 на магнитограмме памятника имеется еще ряд аномалий, сходных по размерам, ориентировке и магнитным параметрам с погребением № 76.
Таким образом, на всей магнитометрически картированной площади раскопов зафиксированы аномалии, сопоставимые с древними захоронениями и ритуальными ямами грунтового могильника одиновской культуры; впервые на памятнике выявлено захоронение эпохи позднего средневековья. С методической точки зрения важно выявление взаимосвязи интенсивности магнитных параметров с глубинами и характером заполнения могильных ям.