Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память

Автор: Галиндабаева Вера Валериевна

Журнал: Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований @teleskop

Рубрика: Этническая социология

Статья в выпуске: 5, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается как элиты, манипулируя разными историческими фактами, сформировали противоположные друг другу версии истории происхождения кряшен или крещеных татар в Татарстане. Автор описывает основные концепции исторической памяти кряшен, повседневные представления кряшен об истории, а также популярные версии происхождения крещеных татар, которые поддерживаются населением республики. Исследование опирается на анализ учебников по истории татарского народа, научно-популярной литературы, и СМИ, нарративы из 170 интервью и данные анкетного опроса жителей Казани. Анализ данных показывает, что на уровне массовых представлений самой популярной является версия, продвигаемая главным политическим игроком, элитой республики: кряшены появились в результате насильственного крещения татар в 16 веке. Среди кряшен распространена версия о том, что кряшены никогда не были частью татарского народа, то есть никогда не были мусульманами. Исследование показывает, что на уровне элитарного дискурса декларируется единство татарского народа и нивелируются различия между татарами и кряшена-ми. Однако на уровне повседневного взаимодействия такого же отношения к кряшенам со стороны татар не наблюдается.

Еще

Коллективная память, этническая группа, кряшены, кряшенская проблема

Короткий адрес: https://sciup.org/142224016

IDR: 142224016   |   DOI: 10.33491/telescope2019.5-601

Список литературы Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память

  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.
  • Барт Ф. (ред.) Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. М.: Новое издательство, 2006.
  • Галлямова А.Г., Иванов А.А., Пискарев В.И., Султанбеков П.М. История Татарстана и татарского народа. ХХ - начало ХХI в. Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. - Казань: Хэтер (ТаРИХ), 2009.
  • Дунаева Т. Максим Глухов и проблемы изучения истории кряшен // Туганайлар. 2012, 30 ноября.
  • Исхаков Д. Взгляд на всероссийскую перепись из Татарстана// AbImperio, 2002. № 4 - С. 235-250
  • Исхаков Д.М. Крещеные татары // Звезда Поволжья. 2014, 8 марта.
  • Исхаков Д.М. Татары: перепись и политика - Казань: Татар.кн.изд-во, 2010.
  • Исхаков Д.М. Татары: популярная этнография (этническая история татарского народа) - Казань: Татар.кн.изд-во, 2005.
  • Исхаков Р.Р. Истоки // Туганайлар. 2013, 28 октября.
  • Исхаков Р.Р. Религиозные верования и православные институты у крещеных татар и нагайбаков // История Татар с древнейших времен в семи томах. Том 6. Формирование татарской нации 19-начало 20 века. - Казань: 2013, - С. 434-494
  • Исхаков Р.Р. Христианское просвещение и религиозные движения (реисламизация) крещеных татар в 19 - начале 20 вв. Сборник материалов и документов / Сост., автор вступительной ст., примечаний, научно-справочного аппарата Р.Р. Исхаков. - Казань: Изд-во "Ихлас"; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012, - С. 3-25
  • Карбаинов Н.И. (2018) Образы истории "тюркской цивилизации" в постсоветском Татарстане: элитарные версии и массовые представления. Журнал социологии и социальной антропологии. 2018, 21(2): 45-74
  • Лотфуллин И.М., Ислаев Ф.Г. Джихад татарского народа. Героическая борьба татар-мусульман с православной инквизицией на примере истории новокрещеной конторы. Казань. 1998.
  • Максимов Н. Керəшен "бетерелергəтиеш"ле халык түгел // Туганайлар. 2014, 28 марта.
  • Малов М. Трибунал для героя со счастливым концом // Туганайлар. 2012, 30 ноября.
  • Молодые кряшены в Татарстане: "Ничего хорошего от переписи мы не ждем"// "Регнум" [http://www.regnum.ru/news/polit/1314867.html#ixzz367mn7zY3], 2010, 13 августа. Сайт посещен 27.06.2014.
  • Муллина И. Ильминский - апостол Поволжья // Туганайлар. 2012, 6 июля
  • Национальный состав населения Республики Татарстан // Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [http://www.tatstat.ru/VPN2010/DocLib8/%ED%E0%F6%20%F1%EE%F1%F2%E0%E2.pdf], сайт посещен 28.06.2014.
  • О чем писала газета "Керәшенсүзе"// Туганайлар. 2014, 30 апреля.
  • Соколовский С. "Татарская проблема" во всероссийской переписи населения // AbImperio, 2002. № 4 - С. 207-234
  • Сулейманов Р. Кряшенское национальное движение на современном этапе: противостояние татаризации и исламизации // Национальное самоопределение кряшен: история и современность. Материалы третьих публичных чтений ученого-кряшеноведа М.С. Глухова, посвященных его 75-летию (23 ноября 2012 г., Казань). - Казань: Юр-Кард, 2013. 75-85с.
  • Филиппов А.С. Герои-кряшены. Из серии "Золотой фонд кряшен". - Казань: "Слово", 2009.
  • Фокин А. Кряшены как объект национальной политики // Национальное самоопределение кряшен: история и современность. Материалы третьих публичных чтений ученого-кряшеноведа М.С. Глухова, посвященных его 75-летию (23 ноября 2012 г., Казань). - Казань: Юр-Кард, 2013. 86-104с.
  • Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3 (40-41). С. 8-27.
  • Шнирельман В. Идентичность и образы предков: татары перед выбором. Вестник Евразии. 2002, 4: 128-147
  • Assmann A. Transformations between history and memory // Social Research. 2008, 1(75): 49-72
  • Brubaker R. Ethnicity without groups. Harvard Un.Press, 2004
Еще
Статья научная