Концепции виртуальной и симулятивной реальности в условиях цифровой трансформации
Автор: Кафтан Виталий Викторович, Рязанова Лилия Вячеславовна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Глобализация и цифровое общество
Статья в выпуске: 3, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье проводится анализ феноменов симулятивной и виртуальной реальности как методологических оснований исследования в современной политической науке. Их возрастающая актуальность обусловливается высоким уровнем развития цифровых технологий, которые оказывают влияние на все сферы жизни общества. Авторы обозначают особенности функционирования данных явлений, их общие черты и отличия. Отмечается необходимость увеличения числа исследований феноменов симулятивной и виртуальной реальности в сфере политики.
Виртуальная реальность, симулятивная реальность, методологические основания, ж. бодрийяр, интернет
Короткий адрес: https://sciup.org/170170952
IDR: 170170952 | DOI: 10.31171/vlast.v27i3.6402
Текст научной статьи Концепции виртуальной и симулятивной реальности в условиях цифровой трансформации
А ктуальность изучения и формирования методологического аппарата исследования политической реальности в условиях цифровой трансформации определяется новыми условиями, в которых она функционирует. Согласно знаменитому тезису М. Маклюэна the medium is the message (англ. message –сообще-ние), средство коммуникации меняет смысл информации. Вследствие технологических изменений также трансформируется и методологический арсенал исследований.
12 марта 1989 г. произошло революционное событие для сети Интернет. В этот день английский изобретатель Тимоти Бернерс-Ли запустил проект, ставший известным под названием «Всемирная паутина», благодаря чему пользователи получили возможность совместно генерировать и хранить информацию. Теперь текстом можно поделиться, оперативно перейти из одного источника в другой, что значительно упростило поиск информации. Благодаря инновационной деятельности Бернерса-Ли появились знакомые нам «приставки» интернет-адресов www ( World Wide Web – Всемирная паутина) и http ( HyperText Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста). Современное функционирование Интернет во многом приобрел благодаря возможности связывать информацию в Интернете гиперссылками, а большинство современных сайтов построено на принципах гипертекста.
Современное состояние науки, культуры и общества в целом Ж.Ф. Лиотар в 1970-е гг. охарактеризовал как «состояние постмодерна» [Лиотар 1998]. Постмодерн – состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, выражающую (не)формальную антитезу допост-модернистскому искусству, а также массовую культуру современной эпохи1.
Специфика политической реальности сегодня задается тенденцией применения элементов шоу в политике; теоретическим основанием данного концепта можно назвать «общество спектакля» Ги Дебора. В свою очередь, Ж. Деррида выделяет традиционный и свободный театр. В современной политической реальности на телевидении и на площадках сети Интернет транслируются шоу, видео, на которых происходит обсуждение актуальной политической повестки. В политической реальности шоу-политика поддерживается акционизмом, мемами на политические темы. В результате вся наша реальность превращается в театр, где люди являются актерами, которые не слышат ответной реакции зрителей. Шоу подменяют реальность, человек смотрит на этот мир через экраны телевизоров и через мониторы компьютеров. Интернет во многом начинает повторять логику телевидения.
В настоящее время в качестве основного методологического подхода исследования ученые часто опираются на отдельные наиболее выдающиеся концепции. В качестве новых и актуальных, но недостаточно изученных теорий, применяемых при анализе современной политической реальности в контексте цифровой трансформации, обозначим феномен виртуальной реальности и концепцию симулякра [Бодрийяр 2019].
В настоящее время мы находимся в новых условиях бытия интернет-реально-сти, которые философы называют термином «компьютерное бытие». Вследствие этого все стороны человеческой деятельности подвергаются трансформации, в т.ч. происходят изменения в функционировании политической реальности. Современная политическая реальность обросла новыми свойствами, такими как медиатизация политического пространства, виртуализация; процессы цифровизации проникли в сферу политики.
На современном этапе деятельность по завоеванию, осуществлению и удержанию политической власти включает в себя конкуренцию за умы масс, создание и трансляцию символов, определение ведущих идей, ценностей.
Вышеописанные обстоятельства, диктующие нам логику функционирования нового типа политической реальности, являются основанием для обращения к феноменам виртуальной и симулятивной реальности.
Виртуальная реальность создается с помощью технических средств, она конструирует новый мир с собственными законами бытия. Необходимость осмысления виртуальной политической реальности объясняется активно развивающимися и действующими на территории развитых стран электронными правительствами, электронной демократией.
В глобальном смысле под виртуальной реальностью мы понимаем объективно явленный мир в интернет-пространстве. Он развертывается в пространстве поисковых служб, социальных сетей, видеохостингов, блогов, компьютерных игр и т.д. Отдельного внимания заслуживают работы российских исследователей, сконцентрированные на исследовании виртуальной реальности [Иванов 2000; Силаева 2008; Чистяков 2014].
При определении концепта «симулятивная политическая реальность» мы опираемся на термин «симулякр» Ж. Бодрийяра. Симуляция в данном контексте при современном состоянии технологического развития является эпохой, которая характеризуется игрой со смыслом. Российские исследователи анализируют концепт симулякра в своих работах [Елисеева 2009; Чистяков 2014; Володенков 2018; Кафтан 2015].
Отметим возрастающее влияние феномена симулякра во всех сферах общественной жизни. Знаки реальности подменяют реальность, становятся гиперреальностью, в которой восприятие действительности опирается не на факты, а на симуляции. В связи с возрастающей ролью Интернета как средства массовой коммуникации возрастает скорость обмена симулятивными конструкциями.
Проанализировав работы, описывающие виртуальную и симулятивную реальность, отметим, что есть серьезные расхождения в их понимании и разграничении.
На наш взгляд, важно обозначить принципиальное отличие виртуальной реальности от симулятивной: первая воспроизводится исключительно с помощью технических средств, является онлайн-пространством, вторая может существовать как в онлайн-, так и в офлайн-измерениях. Может случиться так, писал Бодрийяр, что уже не тела будут отбрасывать свои тени, а тени отбрасывать свои тела, которые станут лишь тенью тени. Именно это уже происходит в случае с виртуальной реальностью, которая представляет собой лишь повторно пущенную в оборот абстракцию и жизнь в цифровом формате [Бодрийяр 2019: 61].
Симулятивная реальность является более общим понятием по отношению к виртуальной реальности. Симулятивный характер носят онлайн- и офлайн-измерения, однако условием существования виртуальной реальности являются технические средства.
Феномены симулятивной и виртуальной реальностей носят нейтральный характер, что означает принципиальное отрицание авторами отождествления симулятивной реальности с целенаправленно сконструированными, обладающими негативной интерпретацией конструкциями. Они характеризуются как среды, в которых может присутствовать или отсутствовать манипулятивный компонент. Так, например, 5 февраля 2003 г. госсекретарь США Колин Пауэлл в Совете Безопасности ООН продемонстрировал пробирку с белым порошком, который представил как оружие массового поражения. Это является примером целенаправленного искажения событий, которое стало причиной введения войск в Ирак. Примером не целенаправленно созданного симулякра является взрыв жилого дома в Магнитогорске 31 декабря 2018 г., в результате которого распространились слухи о теракте.
Можно констатировать, что анализу симулятивной и виртуальной реальности в сфере политики посвящено лишь небольшое число исследований. В основном данные концепции исследуются в рамках философии и социологии. По этой причине нам видится целесообразным изучение данных феноменов в политологическом ракурсе.
Таким образом, в результате исследования мы обозначили теоретические основания изучения современной политической реальности в условиях цифровой трансформации, описали текущее состояние современной политической реальности и условия, в которых она существует. Современное состояние общества характеризуется принципами постмодернизма, который, в свою очередь, определяется эклектизмом, принципом множественности истин.
На наш взгляд, системообразующим ядром методологических оснований исследования современной политической реальности в условиях цифровой трансформации являются феномены виртуальной и симулятивной реальности. В результате анализа мы пришли к следующим выводам: 1) основой их дифференциации служит степень соотношения их репрезентации в онлайн- или офлайн-пространстве; 2) понятие «симулятивная реальность» является более широким, чем «виртуальная реальность»; 3) симулятивный характер политической реальности не обязательно носит негативный характер; 4) лишь небольшое число исследований посвящено политическим процессам в рамках данных типов реальности.
Список литературы Концепции виртуальной и симулятивной реальности в условиях цифровой трансформации
- Бодрийяр Ж. 2019. Совершенное преступление. Заговор искусства. - М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик» / «Панглосс». 347 с
- Володенков С.В. 2018. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. М.: Изд-во МГУ; Проспект. 272 с
- Елисеева Т.В. 2009. Идеология как симулятивный образ массового сознания. - Современные гуманитарные исследования. № 5. С. 53-58
- Иванов Д.В. 2000. Виртуализация общества. СПб: Петербургское Востоковедение. 96 с
- Кафтан В.В. 2015. Постмодернистские основания репрезентации современной войны. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 3. С. 58-65
- Лиотар Ж.-Ф. 1998. Состояние постмодерна. М.: Алетейя. 160 с
- Силаева В.Л. 2008. Интернет как социальный феномен. - Социс. Социологические исследования. № 11. С. 101-107
- Чистяков Д.И. 2014. Виртуализация общества и теория гиперреальности Ж. Бодрийяра в коммуникационном пространстве. - Философия права. С. 120-122