Концепция богоизбранности Русской земли в период формирования единого государства с центром в Москве: внешнеполитический аспект
Автор: Бордачев Т.В.
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Историософия
Статья в выпуске: 3 (106), 2023 года.
Бесплатный доступ
Проблема взаимосвязи между эволюцией идеи богоизбранности Русской земли и важнейшими факторами внешнеполитического характера в период формирования единого государства с центром в Москве является одной из наименее изученных в российской и зарубежной историографии. Вместе с тем данная идея, выраженная в формуле «Русь - Новый Израиль», присутствует в русской книжности на протяжении значительного времени и последовательно выступает центральным элементом осмысления наиболее значимых событий в отношениях русского народа и его соседей. Особое звучание она приобретает в период борьбы русских земель за самостоятельность в отношениях с Золотой Ордой в XIV-XV вв. На основе оценки развития выраженной в книжности русской религиозно-политической традиции можно предположить, что последовательное обращение к ветхозаветным аналогиям и параллелям вело к формированию целостного восприятия русским общественным сознанием собственного места в мире, природы государственности и содержания отношений с основными соседями. Формальное утверждение идеи «Русь - Новый Израиль» в русской религиознополитической литературе происходит на фоне завершения борьбы с Ордой и формирования новой государственности вокруг Москвы. Однако с фактической точки зрения именно идея богоизбранности, по нашему мнению, всегда была важнейшим способом познания происходящих событий и выработки ответа на внешние вызовы.
Богоизбранность, русские земли, новый израиль, книжность, единое государство, объединение русских земель
Короткий адрес: https://sciup.org/140301641
IDR: 140301641 | DOI: 10.47132/1814-5574_2023_3_253
Список литературы Концепция богоизбранности Русской земли в период формирования единого государства с центром в Москве: внешнеполитический аспект
- ПЛДР — Памятники литературы Древней Руси. Вып. 5: Вторая половина XV века. М.: Художественная литература, 1982. С. 523-536. (Сер. «Памятники литературы Древней Руси».)
- ПСРЛ — Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. Л.: Изд-во АН СССР, 1926-1928. С. 218, 373-374, 379, 427.
- Адрианова-Перетц (1964) — Адрианова-Перетц В.П. Задачи изучения «агиографического стиля Древней Руси» // ТОДРЛ. М.; Л., 1964. Т. 20. С. 42-71.
- Адрианова-Перетц (1974) — Адрианова-Перетц В.П. К вопросу о круге чтения древнерусского писателя // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 3-29.
- Алексеев А. (2003) — Алексеев А. А. Ветхий Иерусалим древнерусской историографии // ТОДРЛ. М.; СПб., 2003. Т. 53. С. 446-455.
- Алексеев Ю. (1989) — Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л.: Наука, 1989. 219 с.
- Базилевич (2001) — Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства: Вторая половина XV века. М.: Территория, 2001. 544 с.
- Бауэр (2011) — Бауэр Е.А. Идея «Москва — третий Рим» в русской общественной мысли конца XV — начала XVII вв.: отечественная историография XX столетия. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 127 с.
- Будовниц (1958) — Будовниц М. Н. Идейная основа ранних народных сказаний о татарском иге // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 169-175.
- Будовниц (1960) — Будовниц М.Н. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 488 с.
- Гальперин (2012) — Гальперин Ч. Татарское иго. Образ монголов в средневековой России. Воронеж: Новый взгляд, 2012. 230 с.
- Гольдберг (1974) — Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» (опыт текстологического анализа) // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 23. С. 68-97.
- Гольдберг (1976) — Гольдберг А.Л. К предыстории идеи «Москва — Третий Рим» // Культурное наследие Древней Руси (Истоки. Становление. Традиции). М.: Наука, 1976. С. 111-116.
- Гольдберг (1983) — Гольдберг А.Л. Идея «Москва — Третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1983. Т. 37. С. 139-149.
- Горский (2000) — Горский А.А. Москва и Орда. М.: Наука, 2000. 214 с.
- Дьяконов (1889) — Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки по истории политических идей Древней Руси до конца XV в. СПб., 1889.
- Ефимов (1912) — Ефимов H.H. «Русь — новый Израиль»: теократическая идеология своеземного православия в до-Петровской письменности. Казань, 1912. С. 33-34.
- Замалеев (1998) — Замалеев А. Ф. Восточнославянские мыслители: Эпоха Средневековья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. 270 с.
- Каргалов (1967) — Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967. 263 с.
- Каргалов (1984) — Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1984. 154 с.
- Клосс, Назаров (1984) — Клосс Б.М., Назаров В.Д. Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси. М., 1984. С. 296-298.
- Ключевский (1969) — Ключевский В. О. Церковь и Россия. Париж: YMCA-Press, 1969.
- Конотоп (2011) — Конотоп А.Б. «Богоизбранный новый Израиль»: к вопросу о формировании средневековых представлений о Русском государстве как о царстве «Нового Израиля» // Евреи и христиане в православных обществах Восточной Европы / Под ред. М. В. Дмитриева. М.: Индрик, 2011. 296 с.
- Конотоп (2018) — Конотоп А. Б. Тема богоизбранности русского народа в памятниках изобразительного искусства и архитектуры XVI в. // Сб. докладов Международной научной конференции XLII Добролюбовские чтения и Всероссийской научно-практической конференции «„В усадьбе, у себя, в раю..." (Усадьба: мир, миф и миг действительности)». Нижний Новгород, 2018. С. 146-154.
- Котляров (2017) — Котляров Д. А. От Золотой Орды к Московскому царству. Вхождение народов Поволжья в состав России. СПб., 2017. С. 112-135.
- Кореневский (2001) — Кореневский А. «Новый Израиль» и «Святая Русь»: этнокон-фессиональные и социокультурные аспекты средневековой русской ереси жидовствую-щих // Ab Imperio. 2001. № 3. С. 123-142. URL: https://www.abimperio.net/cgi-bin/aishow.pl?idla ng=2&state=shown&idnumb=11 (дата обращения: 05.07.2023).
- Кривошеев (2015) — Кривошеев Ю.В. Русь и монголы. Исследование по истории Северо-Восточной Руси XII-XV вв. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. 408 с.
- Кудрявцев (1951) — Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в. // ТОДРЛ. М., 1951. Т. 8.
- Кучкин (1990) — Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (XIII — первая половина XIV в.) // Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн. X — нач. XX в. Сб. научных тр. Вып. 1. М., 1990. С. 15-69.
- Лаушкин (2019) — Лаушкин А.В. Русь и соседи: история этноконфессиональных представлений в древнерусской книжности XI-XIII вв. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского. Русский фонд содействия образованию и науке, 2019. 304 с.
- Лихачев (2012) — Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси: очерки из области русской литературы XI-XVII вв. М.: Книга по требованию, 2012. 116 с.
- Лихачев (1994) — Лихачев Д. С. От Иллариона до Аввакума // ПЛДР. XVII век. Кн. III. М.: Художественная литература, 1994. С. 623.
- Лурье (1960а) — Лурье Я. С. Заметки к истории публицистической литературы конца XV — первой половины XVI в. // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 457-465.
- Лурье (1960б) — Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI вв. М.; Л., 1960.
- Лурье (1962) — Лурье Я.С. Новонайденный рассказ о «стоянии на Угре» // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 289-293.
- Лурье (2021) — Лурье Я. С. Две истории Руси XV века. М.: Квадрига, 2021. 336 с.
- Малинин (1901) — Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания, Киев: Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1901. 1032 с.
- Назаров (1980) — Назаров В.Д. Конец золотоордынского ига // ВИ. 1980. № 10.
- Насонов (1969) — Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII века. Очерки и исследования. М.: Наука, 1969. 556 с.
- Перевезенцев (2008) — Перевезенцев С. В. К вопросу о специфике русской политической мысли XI-XVI вв. // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2008. №4. С. 11-22.
- Перевезенцев (2018) — Перевезенцев С.В. Роль русского государя в устроение «святой Руси». На основании свидетельств духовно-политических источников середины — второй половины XVI века // Гуманитарные исследования Центральной России. 2018. №2 (7). С. 52-65.
- Перевезенцев (2019) — Перевезенцев С.В. «Богом утвержденный государю...» Образ государя в сочинениях конца XV-XVII веков // Тетради по консерватизму. 2019. №2. С. 173-205.
- Перевезенцев, Абрамян (2020) — Перевезенцев С.В., Абрамян А.С. Идейные истоки формирования концепций мессианизма в европейской социально-политической мысли // Диалог со временем. 2020. Вып. 71. С. 105-114.
- Петров (2008) — Петров А.В. Славянофобия глазами историка русских древностей // Россия и Удмуртия: история и современность. Материалы Межд. научно-практ. конференции, посв. 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2008. С. 314-324.
- Петров (2017) — Петров А.В. Православие, «одиначество», самодержавие (к вопросу об исторических основаниях русской политической культуры) // Христианское чтение. 2017. № 6. С. 178-185.
- Пресняков (1918) — Пресняков А.Е. Московское царство. Пг.: Огни, 1918.
- Прохоров (2000) — Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. СПб.: Алетейя, 2000.
- Рудаков (2017) — Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. М.: Квадрига, 2017.
- Селезнев (2022) — Селезнев Ю. Русские князья при дворе ханов Золотой Орды. М.: Ломоносовъ, 2022. С. 32-36.
- Синицына (2020) — Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М.: Академический Проект, 2020. 481 с.
- Томсинов (2003) — Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли. X-XVIII века. М.: Зерцало, 2003.
- Черепнин (1960) — Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М.: 1960. 898 с.
- Шпулер (2021) — Шпулер Б. Золотая орда. Монголы на Руси. 1223-1502. М.: Центрпо-лиграф, 2021. 415 с.
- Andreyev (1959) — Andreyev N. Filofey and His Epistle to Ivan Vasil'yevich // The Slavonic and East European Review. London, 1959. Vol. 38(90). Р. 1-31.
- Bushkovitch (1986) — Bushkovitch P. The Formation of a National Consciousness in Early Modern Russia // Harvard Ukrainian Studies. 1986. Vol. 10. No. 3/4. Р. 355-376.
- Keenan (1986) — Keenan E.L. Moscovite Political Folkways // The Russian Review. 1986. Vol. 45. No. 2 (Apr.). P. 115-181.
- Ostrowski (1990) — Ostrowski D. The Mongol Origins of Muscovite Political Institutions // Slavic Review. 1990. Vol. 49. No. 4. Р. 525-542.
- Rowland (1996) — Rowland D. B. Moscow-The Third Rome or the New Israel? // The Russian Review. 1996. Vol. 55. No. 4. P. 591-614.