Концепция отрицания в тибетском буддизме
Автор: Донец А.М.
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Статья в выпуске: 3 т.3, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе широкого круга тибетоязычных источников раскрывается содержание концепции отрицания, как она представлена в тибетском буддизме. Основной акцент делается на интерпретации этой концепции в традиции Гелуг, имеющей широкое распространение в странах Центральной Азии. Рассматриваются основные структурные элементы концепции отрицания («основа отрицания», «объект отрицания»), обсуждаются уровни отрицания (вербальный и ментальный), его типы (отрицание по типу «не является» или по типу «не существует»), способы выдвижения отрицания в дебатах (прямо, косвенно, совместно или «в силу возможности») и т. д. В работе исследуются основные объекты отрицания («два покрова», «Я личности», «Я дхармы») и их основные характеристики и раскрывается значение процесса «отрицания» в сотериологической системе буддизма.
Гелуг, философия буддизма, диспут, логика, отрицание, персонология, махаяна, тибетский буддизм, религия
Короткий адрес: https://sciup.org/148315504
IDR: 148315504 | DOI: 10.18101/1994-0866-2018-3-3-55-62
Список литературы Концепция отрицания в тибетском буддизме
- Sudhiprashaka dang bse ngag dbang bkra shis. Tshad mai dgongs don rtsa ‘grel mkhas pai mgul rgyan (Судхипрашака и Се Агван Даши. «Ожерелье мудреца» - объяснение идейного содержания логики). Mi rigs dpe skrun khang, 1996. Р. 318.
- Thuu bkvan mtha bzhugs so (Религиозные системы). ‘Bras spungs blo gsal gling dpe mdzod khang, 1992. Р. 367.
- Нестеркин С. П. Личность в буддизме махаяны. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. 243 с.
- Пупышева Н. В. Природный и социальный аспекты развития личности в терминах системы «великих элементов» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2(2). URL: https://science-education.ru (дата обращения: 21.04.2017).
- Пупышева Н. В. Система ценностей в буддизме: источники ценностей и уровни развития личности // Вестник БНЦ СО РАН. 2015. № 3. С. 187-199.
- Нестеркин С.П. Буддизм в российской культурной среде: некоторые тенденции развития // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2006. № 1. С. 98-105.
- Нестеркин С. П. Семиотические аспекты религиозной толерантности (на материале буддизма махаяны) // Гуманитарный вектор. 2008. № 3. С. 42-45.
- Пупышева Н. В. Типология личности в системе тибетской буддийской медицины [Электронный ресурс] // Человек и культура. 2016. № 6. С. 40-48. URL: http://e-notabene.ru (дата обращения: 21.04.2017).
- Донец А. М. Концепция «дхармы» как доктринальная основа буддийской персонологии // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2(2). С. 609.
- Донец А. М., Нестеркин С. П. Учение о личности в тибетской схоластике // Вестник БНЦ СО РАН. 2011. № 1. С. 71-80.