Концепция романтического героя в скульптуре Аргентины 20-40-х гг. ХХ в
Автор: Розенберг Наталия Абрамовна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 12, 2020 года.
Бесплатный доступ
Интерес к истории и культуре Аргентины в РФ в наши дни имеет особый характер. Считается, что наличие огромного количества выходцев из Европы, в том числе из России, выделяет Аргентину в культурном отношении из других стран Нового Света, делает ее культуру более понятной. Бытует представление, что это наиболее европеизированная страна Южной Америки. В значительной степени данная идеологема - результат внешней политики, проводимой самой Аргентиной. Вместе с тем процесс сложения национальной идентичности в здесь был сложным и не завершился вплоть до 40-х гг. ХХ в. Актуальность исследования состоит в том, чтобы раскрыть противоречивость этого процесса на материале скульптуры как документа эпохи, показать отторжение мастерами из отдаленного региона страны, провинции Чако, господствовавших представлений о варварстве и дикости индейцев и гаучо, исконного населения этой провинции и части других территорий государства. Новизна заключается в сравнительном сопоставлении позиций академического искусствознания Аргентины и академического искусства в понимании индейской тематики и в том, как ее трактовали региональные мастера - К. Домингес (ум. в 1969 г.), К. Скеноне (1907-1963), Х. де ла Мена (1897-1954), а также в искусствоведческом анализе значимых произведений рассматриваемой проблематики и проявленных в них романтических тенденций. Целесообразно соотнести процесс «европеизации» индейцев, кровопролитных и длительных военных действий в целях изгнания гаучо и индейцев с их исконных земель с пониманием того, кто был подлинным героем истории в творениях их потомков. Произведения скульпторов Чако, романтические по духу, родственны великой поэме Х. Эрнандеса «Мартин Фьерро». Сегодня они хранятся не только в столице Чако, Ресистенсии, но и в музеях Буэнос-Айреса и зарубежных собраниях.
К. домингес, к. скеноне, х. де ла мена, национальная идентичность, индеец, гаучо, романтизм, академизм, скульптура, нативизм, наивное искусство
Короткий адрес: https://sciup.org/149134101
IDR: 149134101 | DOI: 10.24158/fik.2020.12.24
Список литературы Концепция романтического героя в скульптуре Аргентины 20-40-х гг. ХХ в
- Pagano J.L. El arte de los argentinоs. Buenos Aires, 1937-1940. Т. I. 463 p
- Pagano J.L. El arte de los argentinоs. Buenos Aires, 1937-1940. T. III. 595 p.
- Pagano J.L. El arte de los argentinоs. Buenos Aires, 1937-1940. P. 47.
- Un hallazgo de 30 kilos de bronce, por la senda de Crisanto [Электронный ресурс] // El Diario de la Región. 2017. 16 de julio. URL: https://www.eldiariodelaregion.com.ar/articulo/un-hallazgo-de-30-kilos-de-bronce-por-la-senda-de-crisanto_krud4hkxgb (дата обращения: 08.12.2020)
- Zaldivar I.G. Erzia. Buenos Aires, 2003
- Huan de Dios Mena [Электронный ресурс] // Blogspot. 2010. 11 de febrero. URL: http://juandediosmena.blogspot.com (дата обращения: 08.12.2020)
- Умштеттер-Мамедова Л. Образ Христа во французской религиозной скульптуре 1950-х гг. // Искусство скульптуры в ХХ в. М., 2010. С. 273-281
- "Окончательное решение индейского вопроса". Аргентина. 1871-1884 [Электронный ресурс] // Livejournal. 2016. 21 авг. URL: https://oper-1974.livejournal.com/602199.html (дата обращения: 08.12.2020)
- Juan de Dios Mena [Электронный ресурс] // Universidad Católica Argentina. 2009. URL: http://uca.edu.ar/es/pabellon-de-bellas-artes/muestras/muestras-2009/juan-de-dios-mena (дата обращения: 08.12.2020)