Концепт Бабы-Яги в современной литературе. К постановке проблемы

Бесплатный доступ

В статье дается общее представление о сложности взаимосвязей литературы и фольклора. Вводится понятие «концепт» по отношению к образу Бабы-Яги, который имеет большое значение как в творчестве устно-поэтическом, так и в авторском.

Концепт "баба-яга", фольклор, связи и взаимовлияние фольклора и литературы

Короткий адрес: https://sciup.org/146121995

IDR: 146121995

Текст научной статьи Концепт Бабы-Яги в современной литературе. К постановке проблемы

Фольклор – важная часть духовной жизни наших предков, своими корнями уходящая в далекую праславянскую культуру с ее древнеязыческими верованиями, обрядами, обычаями, соответствующим укладом жизни. Знание этих корней помогает понять устройство жизни, ее закономерности. Один из основных жанров фольклора – загадка, которая находит отражение и в сказке. Загадка – ключ ко всему. Разгадывание загадки основано на пристальном наблюдении и ассоциациях, а также на условном запрете называть вещи своими именами. Кроме того, загадка – это некие потаенные знания, которые доступны не каждому и передаются только избранным. Отгадав загадку, герой подтверждает свое право на владение такими знаниями.

Воплощая народное сознание, фольклор находит свое отражение и в современной литературе, во многом определяет ее стилевые и стилистические особенности. Однако вопрос о связи народного и авторского творчества по сей день является актуальным и дискуссионным. Одна из наиболее существенных проблем – сознательное и бессознательное использование фольклорных мотивов, ряд смежных с этой проблемой вопросов: о «чужом слове» в литературе, о решении «вечных» нравственных проблем, о переосмыслении фольклора, о двойственности тех или иных образов и пр.

Один из самых загадочных образов устного народного творчества – Баба-Яга. Это образ бесконечно сложный и неоднозначный, что обусловливает целесообразность обращения к понятийному аппарату «литературной концептологии».

Понятие «концепт» появилось на рубеже XX–XXI вв. и активно используется в настоящее время. Концепт – элемент не только традиции, но и художественной картины мира. Л. В. Миллер предложила следующее определение понятия «концепт»: «…универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве строительного материала при формировании новых художественных смыслов» [2, с. 42]. В. Г. Зусман предлагает более пространную трактовку: «Литературный концепт – такой образ, символ или мотив, который имеет “выход” на геополитические, исторические, этнопсихологические моменты, лежащие вне художественного произведения» [1, с. 14], обращает внимание на то, что именно включенность в культуру превращает литературный образ в концепт. Отсюда следует, что художественный образ – интертекстуален, а концепт – интратекстуален.

Фольклорный концептуализм отличается от художественного специфическим содержанием, которое связано с коллективными представлениями о должном и правильном. В отличие от художественного, фольклорный концепт – это знания коллектива. Фольклорный концепт однолинеен, аксиологичен и направлен на то, чтобы через отрицание антинормы выстроить идеальную модель мироустройства. С одной стороны, его содержанием является то, что важно для народа, с другой стороны, его содержание обуславливает содержание фольклорного дискурса.

Как и литературный концепт, фольклорный тоже является динамичным. Связано это с изменением общественного сознания, системой общественных ценностей и пр. С течением времени в некоторых фольклорных жанрах трансформируется содержание концепта, появляются новые концепты, происходит переосмысление концептов.

На рубеже XX–XXI вв. изучению литературной концептологии уделяется все больше внимания. Появляется ряд работ, направленных на изучение наиболее значимых фольклорных концептов – таких как «здоровье», «берег», «дом», «вода», «добро и зло» и пр. [6]. Концепт Бабы-Яги привлекал внимание многих известных фольклористов, писателей, исследователей русской литературы (В. Я. Пропп, А. А. Потебня, Н. И. Веселовский, В. Н. Топоров и др.). Однако общепринятого мнения относительно происхождения и развития данного концепта нет.

Концепт Бабы-Яги относится к числу аксиологических доминант русского национального сознания. Если обратимся к первоисточникам, упоминающим Бабу-Ягу, – народным сказкам, то заметим, что образ героини носит двоякий характер: нельзя с уверенностью отнести героиню к сугубо отрицательным или, напротив, положительным персонажам, хотя основные признаки остаются неизменными. В одних сказках Баба-Яга является доброй старушкой, в других – злой ведьмой, в третьих – посредником между миром живых и миром мертвых, хранительницей знаний, доступных только избранным. Возникает вопрос: почему один из ключевых образов народной сказки (Баба-Яга) является столь неоднозначным, например, в отличие от Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, которые, как очевидно, являются исключительно отрицательными персонажами? По версиям некоторых исследователей, образ Бабы-Яги приобрел отрицательные черты с принятием на Руси христианства (см.: [3, с. 40–96]; отсюда вопрос: что именно повлияло на трансформацию такого значимого персонажа, как Баба-Яга? Если придерживаться точки зрения, что социально-политическая и духовная жизнь повлияли на концепцию образа, то в литературе новейшего времени тоже наблюдается тенденция к изменению образа Бабы-Яги, только обратная: например, во многих произведения детской литературы этот образ не несет в себе отрицательных черт [4], а если и несет, то в большинстве случаев под влиянием внешних факторов Баба-Яга «перевоспитывается» и все равно становится доброй. Происходит радикальное переосмысление Бабы-Яги, затрагивающее оценочный знак концепта. В литературе для более широкой аудитории время и новые персонажи (например, русский мужик, генерал, программист и пр.) оказывают на героиню весомое влияние. Например, Баба-Яга всячески боится генерала, пытается ему угодить, чтобы остаться целой и невредимой [5].

Итак, с течением времени образ Бабы-Яги претерпел много изменений. Представляется необходимым проследить, какие именно факторы определили судьбу Бабы-Яги, каковы основные этапы развития данного концепта, каковы про- гнозы относительно его дальнейшего бытования в литературе. В первую очередь следует обратиться к анализу произведений писателей второй половины XX – начала XXI вв., которые используют элементы фольклора в своей творческой лаборатории. К анализу следует привлечь произведения таких авторов, как В. М. Шукшин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, Л. А. Филатов и др. Следует опираться на аппарат литературной концептологии, уточнить методику анализа влияния фольклора на литературу, функционирования фольклорных мотивов, сюжетов, концептов в современной литературной ситуации.

Список литературы Концепт Бабы-Яги в современной литературе. К постановке проблемы

  • Зусман В. Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка. Н. Новгород: ДЭКОМ, 2001. 167 с.
  • Миллер Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория//Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39-46.
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1946. 340 с.
  • Успенский Э. Вниз по волшебной реке. М.: Оникс, 2005. 136 с.
  • Филатов Л. Про Федота-стрельца, удалого молодца. М.: АСТ, 2014. 288 с.
  • Эмер Ю. А. Фольклорный концепт: жанрово-дискурсивный аспект//Вестник Томского государственного университета. Серия: Филология. 2010. № 1 (9). С. 91-99.
Статья научная