Концепт демон в творчестве Ф. М. Достоевского

Бесплатный доступ

В статье исследуется функционирование концепта демон в творчестве Ф. М. Достоевского. Установлено, что он встречается в различных грамматических формах в публицистике писателя 1861 и 1877 гг., в повести Хозяйка, а также в романах Идиот и Бесы. В письмах Достоевского этот концепт не употребляется ни разу. Выявлен ряд особенностей использования указанного концепта писателем. Во-первых, локальность и компактность - концепт всегда употребляется в пределах одной темы (в публицистике) или сцены (в художественном творчестве). Во-вторых, концепт не имеет традиционной для европейской и русской литературы романтической окраски, писатель всегда использует его в основном значении, фиксируемом церковно-славянским языком. Под демоном в нем понимается нематериальное тварное разумное существо, враждебное человеку. Полагаем, указанные особенности связаны с православным мировоззрением писателя, определявшим его онтологию, гносеологию и речевую тактику. Согласно православию употребление имен духов зла должно быть предельно ограничено, поэтому Достоевский использовал указанный концепт только тогда, когда иначе выразить мысль, не утратив ее полноты, было невозможно. В публицистике писателя 1861 г. концепту демон подчинены лексемы Мефистофель и мефистофельство, служащие для обозначения апостасийных процессов актуальной писателю российской действительности. В романе Бесы этому концепту подчинена лексема бесенок, используемая для обозначения духа низшей по отношению к демону иерархии. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что концепт демон и подчиненные ему лексемы употребляются Достоевским для раскрытия духовного состояния какого-либо персонажа или для выявления духовных причин определенного социального явления.

Еще

Концепт, демон, ф. м. достоевский, н. а. некрасов, хозяйка, идиот, бесы

Короткий адрес: https://sciup.org/147235343

ID: 147235343   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2021-2-121-131

Список литературы Концепт демон в творчестве Ф. М. Достоевского

  • Булгакова Н. О., Седельникова О. В. Концептосфера романа Ф. М. Достоевского «Бесы»: к определению базового концепта и его функции в поэтике романа // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 54. С.125-146.
  • Григорий Синаит, преподобный. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. М.: Артос-Медиа: Неугасимая лампада, 2010. Т. 5. С. 272-286.
  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1: А-З. СПб.: ТОО «Диамант», 1996. 800 с.
  • Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.
  • Дьяченко Григорий, протоиерей. Полный церковно-славянский словарь. М.: Изд-во «Отчий дом», 2007. 1121 с.
  • Жилякова Э. М. Демонические герои // Достоевский: Эстетика и поэтика: словарь-справочник / сост. Г. К. Щенников, А. А. Алексеев. Челябинск: Металл, 1997. 272 с.
  • Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание сочинений и писем: в 8 т. 2-е изд., испр. и доп.: Письма: в 3 т. М.: Паломник, 2011; Творения: в 5 т. Т. 2. М.: Паломник, 2014. 704 с.
  • Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица, возводящая на небо. 8-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. 592 с.
  • Касаткина Т. А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.
  • Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. М.: Academia, 1997. С.280-288.
  • Макарий Великий, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. 400 с.
  • Нуруллина А. Г. Концепты «Бог», «Дьявол», «Небо», «Душа» в религиозной картине мира // Lingua mobilis. 2011. № 5(31). С. 64-72.
  • Сараскина Л. Федор Достоевский. Одоление демонов. М.: Согласие, 1996. 462 с.
  • Скоропадская А. А. Семантика евангельского эпиграфа к роману «Бесы» Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 4. С. 209-228.
Еще
Другой