Конференция "Социология молодежи в Китае и России"

Автор: Черевко Юлия Вячеславовна, Ивченкова Мария Сергеевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Конференции

Статья в выпуске: 8, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье дан обзор российско-китайской конференции «Социология молодежи в России и Китае», состоявшейся в Институте социологии РАН в июне 2012 г. В выступлениях были затронуты основные социальные проблемы молодежи, волнующие ученых двух стран, демографические проблемы российского и китайского обществ.

Молодежь, социология молодежи, ювенология, российско-китайская конференция

Короткий адрес: https://sciup.org/170166520

IDR: 170166520

Текст статьи Конференция "Социология молодежи в Китае и России"

5 июня 2012 г. в рамках двухстороннего сотрудничества между Институтом социологии РАН и Институтом социологии КАОН состоялась международная конференция «Социология молодежи в Китае и России».

С приветственным словом к участникам конференции обратились директор Института социологии РАН академик М.К. Горшков и директор Института социологии КАОН профессор Ли Пейлин, особо подчеркнувшие актуальность молодежной проблематики для обеих стран.

В докладе директора Института социологии РАН, академика РАН М.К. Горшкова был дан историко-социологический анализ изучения проблем молодежи в России. Молодежные поколения смогли во весь голос заявить о себе как об основном структуровозрождающем факторе общества лишь на индустриальной стадии становления рыночных отношений. Именно на этой стадии обретает актуальность массовая ротация индустриального рабочего класса, и, как следствие, происходит усиление экономической конкуренции разных поколений, живущих в обществе.

ЧЕРЕВКО

Юлия

ИВЧЕНКОВА

Мария

Предложенное еще в середине 1970-х гг. известным российским ученым И. Коном определение молодежи как социальнодемографической группы оказалось вполне приемлемым в качестве инструментально-гносеологического подхода к изучению молодого поколения как объекта социологического анализа. Акцент на инструментальности приведенного определения оправдан тем, что с позиции социальной науки неправомерно выделять такое направление, как «социология молодежи», по той причине, что молодежь сама по себе, равно как и пенсионеры, женщины и другие демографические группы, не является социальным институтом и посему не может представлять собой предмет социологии. Молодежь может выступать только в качестве объекта социологического анализа как фактический или потенциальный субъект всех социальных отношений. Следовательно, научно оправданно изучать молодежь в рамках всех направлений (отраслей) социологии.

Тиан Фенг, д.с.н. «Новое поколение рабочих-мигрантов в Китае: социальные настроения и поведенческие практики». Сегодня одной из движущих сил развивающейся экономики Китая являются внутренние рабочие-мигранты. Представляя собой многочисленную социальную группу, постоянно трансформирующуюся под действием социальных изменений, новое поколение рабочих- мигрантов играет ключевую роль в процессах внутренней миграции и урбанизации. Современное поколение рабочих-мигрантов отличается от старшего более высоким уровнем образования, а также более высоким уровнем потребления. Они активно пользуются Интернетом, что обусловливает их информированность о своих гражданских правах и формирует демократические взгляды. Анализ данных исследований, проведенных в мае и сентябре 2009 г. Институтом социологии Китайской академии социальных наук, позволяет сделать вывод о том, что социальные настроения рабочих обусловлены не только уровнем доходов, но и самооценкой уровня «давления на жизнь», их нежеланием возвращаться в сельскую местность, несмотря на низкое чувство защищенности и ощущение социального неравенства, а также позволяет выразить мнение о необходимости разработки адаптационной политики для нового поколения рабочих.

Джанг И., профессор. «Основные демографические характеристики и потенциал китайской молодежи». Материал доклада основан на социологическом анализе статистических данных Шестой переписи населения Китайской Народной Республики (2010 г.) В результате сравнительного анализа данных исследований демографической структуры молодежи автор сделал ряд выводов. Во-первых, в результате политики планирования семьи демографическая пирамида в Китае начала уменьшаться, вследствие этого снижается и доля молодежи в общей численности населения страны. Вместе с тем существует проблема «четыре-два-один» или «четыре-два-два», означающая, что молодая семейная пара, планируя второго ребенка, осознает, что на ней лежит ответственность за заботу и материальное обеспечение четырех своих родителей и двоих детей, поэтому молодая семья все чаще имеет только одного ребенка. В целом, молодое поколение находится под давлением обязанностей заботы о старшем поколении в обществе. Во-вторых, существует конфликт м ежду желанием молодых семей завести детей и государственной политикой контроля за рождаемостью. В-третьих, политический курс на сокращение рождаемости привел и к положительным результатам. У родителей поя- вилось больше возможностей дать единственному ребенку образование благодаря государственной программе обязательного бесплатного девятилетнего образования. В-четвертых, увеличился возраст вступления молодежи в брак, что обусловлено желанием получить высшее образование и достичь успеха в жизни.

З.Т. Голенкова, д.ф.н., профессор. «Демографические характеристики российской молодежи». Демографические, экономические, социальные процессы находятся в неразрывной связи: демографическое воспроизводство не может быть понято без реального состояния человеческих ресурсов, обладающих определенным набором таких качеств, как квалификация, образование, уровень благосостояния, здоровье, особенности трудового поведения, жизненные ориентации и многие другие.

Фактически за неполные 15 лет доля молодежи в общей численности населения отдельных регионов радикально не менялась: к 2009 г. она не превышала четверти населения. В 2010 г. тенденция сокращения смертности и увеличения рождаемости продолжилась. Кроме того, необходимо учитывать и миграционное движение населения, которое в определенной степени повлияло на динамику рассматриваемых явлений.

К сожалению, непростая ситуация складывается у специалистов с высшим образованием. Здесь отток из страны почти в 2 раза превышает соответствующий приток (33% против 18,1%). Если так пойдет и дальше, то можно говорить о «вымывании» из экономики страны подготовленных профессионалов.

Что касается мигрантов с начальным образованием или вообще не имеющих такового, то ситуация здесь достаточно известная: в страну приезжают так называемые гастарбайтеры, численность которых будет возрастать в зависимости от того, насколько сохранится или будет возрастать потребность в молодых, энергичных мигрантах из азиатских и африканских стран.

Ли Чунлинг, профессор. «Образование и занятость китайской молодежи». Система образования в Китае – самая большая и быстро развивающаяся в мире. За последние 20 лет (1992–2012 гг.) число людей, получивших образование, возросло в 2,5 раза. Благодаря 9-летней про- грамме обязательного школьного образования лишь 3—5% детей из сельской местности остаются без образования. Необходимо отметить, что в старшую школу идут в основном подростки, живу -щие в городах, в то время как их свер-стники из деревень начинают работать. Таким образом, существует проблема неравенства в получении образования, особенно ярко это видно на примере городской и сельской молодежи.

Следует отметить, что растет доля граж-дан, получающих высшее образование. Так, в 1999 г. в вузах обучались 10% насе-ления страны, а в 2012 г. — уже 26%. Но все же доля молодежи с высшем образованием пока еще ниже, чем в развитых странах.

Необходимо отметить, что сельская молодежь и молодежь из бедных семей готова выполнять так называемую «фер-мерскую работу». Так называется непре-стижная, низкооплачиваемая работа, обычно в сфере обслуживания. Молодежь из состоятельных семей может себе позво лить искать удовлетворяющую их амби ции работу и находиться на обеспечении у родителей.

Д.Л. Константиновский, д. соц.н. «Образование и занятость». Большинство выпускников полной школы поступают в высшие учебные заведения, 20% начинают учебу в средних специальных учебных заведениях, а от 5% до 7% в разные годы — в учебных заведениях начального про -фессионального образования. Остальные поступают на различные профессиональ ные курсы или сразу выходят на рынок труда.

Информация, представленная Российским мониторингом экономиче-ского положения и здоровья населения (РМЭЗ), свидетельствует о том, что свыше 1/4 молодых людей попадают в катего-рию переобразованных (уровень образо-вания выше, чем требуется на нынешней работе) — они используют свое образова-ние не в полной мере. У 2/3 уровень обра-зования примерно соответствует тому, что требуется. Доля тех, у кого уровень образования ниже, чем требуется, незна чительна по сравнению с предыдущими категориями. Можно заключить, что при массовом стремлении молодежи в учеб ные заведения формальное образование 1/4 — 1/3 юношей и девушек недоисполь-зуется.

В 2009 г. молодежь в возрасте 15—29 лет составляла 1/4 занятых в народном хо зяйстве. При этом в строительстве она составляла 26% занятых, в обрабатываю щих производствах — 23%, в сельском хозяйстве — 21%, на транспорте — 22%, в образовании — 18%. Зато, например, в торговле, ремонте различной техники и предметов личного пользования моло дежь составляла 32% всех занятых в этих сферах, в обслуживании гостиниц и ресто ранов — 31%.

На вопрос: «В какой мере на Вашей основной работе используются Ваши зна ния и опыт?» (РМЭЗ) половина респон -дентов ответили, что используются полно стью, в значительной мере — 27%, в незначительной мере и совсем не используются - 21%.

И.О. Тюрина, к.соц.н. «Молодежь в информационном пространстве России: интернет-участие и коммуникации». Если говорить о России, то к сегодняш-нему дню здесь сложились достаточно серьезные предпосылки для успешного развития эффективно функционирую щего пространства информационно коммуникативных связей.

Именно на молодое поколение направ лено разнообразное медиавоздействие -как положительное, так и отрицательное. Под влиянием различных видов масс медиа у молодежи формируется медиа поведение, которое имеет ряд особенно стей и вызывает определенные проблемы.

По данным Московского департамента образования, 80% подростков входят в группу риска по игромании, а около 50% проводят в сети от 16 до 26 ч в неделю. При этом примерно 80% юных москви чей 12-15 лет подвержены риску развития у них зависимости от компьютерных игр «он лайн».

Джу Ди, д.соц.н. «Система потребления современной китайской молодежи». Глобализация и переходное общество повлияли на систему потребления совре менного Китая, где молодежь стала дви-жущей силой прогресса и изменений. Необходимо отметить, что существую щий высокий уровень неравенства между сельской и городской молодежью опре деляет разницу их систем потребления. Характерно и то, что активное использова-ние цифровых средств передачи информа-ции, пользование Интернетом определяет и досуг молодежи, ориентированный на потребление материальных благ и стрем ление к комфортному образу жизни, что индивидуализирует их ценности.

Молодежь задает новые тенденции и предпочтения в системе потребления, ориентируясь на новые информацион ные технологии, материальные ценности и комфортную жизнь, и в то же время частично коррелирует с традиционными ценностями и образом жи зни. Можно говорить, что досуг китайской молодежи остается достаточно традиционным, где предпочтительным времяпрепровожде нием остаются встречи с друзьями, про смотр телевизора и недорогие путеше-ствия на автобусе.

П.М. Козырева, д.соц.н. «Потребление и досуг». Многие молодые люди полны уверенности в собственных силах, по хорошему амбициозны, ориентиру ются на современные стандарты потре бления, строят планы, исходя из уровня жизни обеспеченных групп. Ориентация на более высокие стандарты и новые модели материального потребления сти мулирует активное рыночное поведение. Новый образовательный и культурный уровень молодежи, являясь фактором, определяющим повышение внимания к качественным и содержательным аспек там жизни, вносит существенные коррек тивы в потребительское поведение моло дых людей.

Исследование позволило установить, что общий уровень потребления молодежи имеет тенденцию к повышению, которое в решающей степени обусловлено ростом доходов и расходов населения. Молодежь проявляет наибольшую активность в осво ении новых возможностей и форм прове дения свободного времени, не замыкаясь, однако, только на развлечениях. Но при этом наблюдается существенно возросшая дифференциация молодежи по уровню обеспеченности предметами культурно бытового назначения, потребительской активности и особенностям проведения досуга.

Менг Лей, доцент. «Молодежная культура и социальная экология: государство, рынок, технология и массовое поведение». Докладчик фокусирует внимание на взаимовлиянии социальной экологии и молодежной культуры. Анализируя, автор приходит к выводу, что, с одной стороны, существует естественный симбиоз между странами, рынками, технологиями и молодежной культурой, с другой, — что в

Китае существует тенденция конфликта между молодежной культурой и основной государственной идеологией и экономи ческой ситуацией в стране. Следует отме-тить, что китайская молодежь подвержена высокому уровню интеграции в мировой рынок, в то же время она оказывается под колоссальным давлением новых техноло гий, бизнеса, Интернета. Массовая куль тура становится неотъемлемой частью индустрии потребления.

Необходимо отметить, что современная молодежная культура включает в себя не только традиционные устои общества и тенденции прогресса, но и процессы раз вития поколений. Вместе с тем большое влияние на молодежную культуру ока зывают группы элит и власти, зачастую несущие противоположные ценности. Государственная идеология, националь-ные СМИ и коммерциализация создают внутренний конфликт в молодежной среде. Таким образом, молодежная куль -тура становится барометром социальных изменений в Китае. Можно констатиро вать, что современная молодежная массо вая культура Китая становится не только призмой различных социальных ценно стей и социально политических сил, но и лабораторией изучения теорий культур.

С.В. Мареева, к.соц.н. «Особенности идентичностей и ценностных ориентаций российской молодежи». Молодые рос -сияне проходили и проходят вторичную социализацию и формируют свои иден тичности, нормы и ценности в период трансформационных процессов в стране, накладывающихся при этом и на мас штабные процессы глобализации, меж дународного разделения труда и на воз никновение новых типов неравенства и новых рисков.

Идентификация себя в качестве граж данина России является самой сильной как для россиян в целом (72% ощущают значительную близость, 23% — близость в небольшой степени), так и для моло-дежи. Причем для последней группы она возрастает с ростом уровня образования. По всей видимости, в России создаются предпосылки формирования граждан ской нации, и российская молодежь играет в этом процессе не меньшую роль, чем другие поколения. Молодежь высту пает в современном российском обществе носителем норм и ценностей, характер ных для общества модерна в противовес традиционным обществам. Значительная доля молодежи готова преступить через нормы и принципы морали для достиже ния успеха.

В заключение конференции было под -черкнуто, что интерес к проблемам моло-дежи в России и Китае растет, некоторые проблемы молодежи схожи, а некоторые имеют свои различия. На основе анализа можно сделать некоторые выводы по раз личным аспектам жизни российского и китайского обществ. Во первых, новое поколение рабочих мигрантов играет ключевую роль в процессах внутренней миграции и урбанизации, вместе с тем внутренняя миграция в России пред ставлена выходцами из малых городов, в Китае внутреннюю миграцию составляют в основном сельские жители. Общим является то, что современное поколение рабочих мигрантов отличается от стар шего более высоким уровнем образо -вания, а также более высоким уровнем потребления. Во-вторых, это образо-вание. Необходимо отметить проблему неравенства в получении образования в Китае, особенно остро она стоит для сельской молодежи. Для России эта про -блема почти решена, доступность полу чения высшего образования в России намного выше, чем в Китае. В третьих, это демографическая ситуация. В России и Китае наблюдается резкое уменьшение численности населения, вследствие этого уменьшается и доля молодежи в общем числе населения страны. В четвертых, в обеих странах общий уровень потре бления у молодежи имеет тенденцию к повышению, которое в решающей сте пени обусловлено ростом доходов и рас ходов населения. Молодежь проявляет наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведе ния свободного времени, не замыкаясь, однако, только на развлечениях. Вместе с тем необходимо отметить, что на совре менную молодежную культуру Китая влияют традиционные устои общества и процессы развития поколений. В целом молодежные проблемы современной России и Китая находятся в постоянном изменении и требуют дальнейших иссле дований. Следовательно, сотрудничество двух стран будет продолжено, и не только по молодежной проблематике.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 10-03-00079а.

Статья