Конфессиональное настоящее тихвинских карелов

Бесплатный доступ

В основу статьи легли материалы полевых исследований 2020-2022 годов, целью которых являлось изучение современной конфессиональной ситуации среди тихвинских карелов -небольшой этнографической группы карельского народа, проживающей в Бокситогорском районе Ленинградской области и с XVIII века исповедующей старообрядчество радикального федосеевского согласия. Недостаточная изученность феномена нерусского старообрядчества делает исследование актуальным, а отсутствие достоверных сведений о современной конфессиональной жизни в регионе объясняет его новизну. В результате проведенных исследований сделаны следующие выводы. 1) О. М. Фишман называла тихвинских карелов этноконфессиональной группой, в которой этнический и конфессиональный признаки практически отождествлялись (карелы = староверы). И хотя такое отождествление обнаруживается в речи местных жителей и сегодня, этнический признак, несомненно, вышел на передний план. 2) Конфессиональное самосознание нынешних жителей карельского анклава очень размыто. Это обусловлено двумя обстоятельствами: прерыванием всех внешних конфессиональных связей и уходом из жизни последних наставников и заменивших их богомолок и книжниц (совместные молитвы не совершаются в карельских деревнях с начала 2000-х годов). 3) Среди федосеевцев собственно староверами было принято называть лишь женщин и мужчин, отказавшихся от супружеской жизни. В связи с этим обстоятельством никто из нынешних жителей карельского анклава к староверам себя не причисляет. Большинство из них были крещены в старую веру, вполне обходятся без священников в своей повседневной религиозной жизни, но время от времени посещают православные церкви.

Еще

Карелы, тихвинские карелы, федосеевское согласие, староверие, этноконфессиональная группа

Короткий адрес: https://sciup.org/147239869

IDR: 147239869   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2023.877

Список литературы Конфессиональное настоящее тихвинских карелов

  • Бландов А. А. Переселение карелов на Новгородские земли в XVII веке: новые документы // Рябининские чтения-2019: Материалы VIII Конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019. С. 24-26.
  • Бландов А. А., Мельников И. А. Этническое и конфессиональное в самосознании и исторической памяти потомков карел-старообрядцев Новгородской и Ленинградской областей // Локальные этноконфессиональные группы в Центральной России. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2021. С. 83-95.
  • Королькова Л. В. Старообрядцы Новоладожского, Тихвинского, Лодейнопольского уездов в первой половине XIX в. // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада-2. Пятые Шёгреновские чтения: Сб. ст. СПб.: Европейский Дом, 2012. С. 191-215.
  • Косенков А. Ю. Часовни климовских карел // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер. Естественные и технические науки. 2008. № 2 (92). С. 15-26.
  • Ку зьмин Д. В. Топонимия тихвинской Корелы: интерпретация экспедиционных материалов // Вопросы ономастики. 2008. № 5. C. 192-200.
  • Мельников И. А. Старообрядчество Устюженского уезда Новгородской губернии в XIX-XX вв.: динамика расселения и конфессиональные взаимосвязи // Новгородский исторический сборник: Сб. научн. ст. Вып. 18 (28). Великий Новгород: РАН, 2019. С. 153-181.
  • Фишман О. М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М.: Индрик, 2003. 408 с.
  • Фишман О. М. Тихвинские карелы: первый опыт изучения локальной группы // Население Ленинградской области: Материалы и исследования по истории и традиционной культуре: Сб. науч. тр. СПб.: Государственный музей этнографии, 1992. С. 119-131.
Еще
Статья научная