Конъюнктура февраля: предприятия почувствовали дыхание кризиса
Автор: С. Цухло
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Рубрика: Реальный сектор и внешняя торговля
Статья в выпуске: 3, 2015 года.
Бесплатный доступ
В отличие от оптимистичного января (см.: ОМЭС. № 2. Февраль 2015 г.), первые данные конъюнктурных опросов промышленности в феврале показали резкий рост пессимизма в оценках предприятиями положения дел.
Короткий адрес: https://sciup.org/170176325
IDR: 170176325
Текст научной статьи Конъюнктура февраля: предприятия почувствовали дыхание кризиса
По февральским данным, индекс промышленного оптимизма ИЭП упал на 5,5 пункта и стал отрицательным после трех месяцев устойчивого пребывания в плюсе в периоде валютного и кредитного шоков ( рис. 1 ). Индекс прогнозов в феврале продолжил снижение, начатое в декабре, и достиг минимума последних пяти с половиной лет. Промышленность, по-видимому, начинает входить в ожидаемый кризис.
Основным отрицательным фактором стало резкое (на 9 п.п. после очистки от сезонности) ухудшение динамики спроса. Впрочем, такое развитие событий прогнозировалось предприятиями в январе, когда ожидания продаж не набрали обычного оптимизма. Видимо, поэтому февральские объемы продаж не разочаровали производителей: доля ответов «нормальные» осталась практически на прежнем уровне и по-прежнему превышает долю оценок «ниже нормы». Этот исходный показатель оказался единственным среди используемых в индексе промышленного оптимизма, значение которого в феврале не ухудшилось.
Но промышленность в феврале не привела фактическую динамику выпуска в соответствие с пессимистичными прогнозами января. По первым оценкам, темп роста промпроизводства не претерпел принципиальных изменений, оставшись в окрестности нуля и давая тем самым почву для получения несовпадающих результатов после использования разных методов очистки от сезонности.
Вместе с тем удержание в феврале выпуска от адекватного снижения в условиях негативного изменения спроса привело к резкому ухудшению оценок запасов готовой продукции. Баланс показателя за месяц потерял 8 пунктов и вышел на восьмимесячный минимум. В такой ситуации промышленность решила не наращивать производство в следующие месяцы – февральский баланс планов
Рис. 1. Индекс промышленного оптимизма ИЭП, 2005-2015 гг.
Рис. 2. Индекс прогнозов промышленности, 2005–2015 гг.
выпуска после очистки от сезонности потерял еще 5 пунктов и в результате опустился до двухлетнего минимума. А накопленные потери за последние три месяца достигли уже 12 пунктов.
При этом прогнозы спроса в феврале (после очистки от сезонности) не ухудшились, но остались на минимуме последних пяти с половиной лет. Основное снижение оптимизма этих ожиданий пришлось на декабрь и январь, когда показатель снизился на 13 пунктов. Итоговый индекс прогнозов под влиянием негативных ожиданий изменений занятости и выпуска продолжил в феврале свое снижение, составившее за декабрь – февраль 10 п.п. ( рис. 2 ). •