Конституционная система защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации
Автор: Клюков Василий Дмитриевич
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Права человека в Евразийском пространстве
Статья в выпуске: 6 (55), 2021 года.
Бесплатный доступ
Цель работы - научное исследование конституционной системы защиты прав человека в Российской Федерации, особенностей взаимодействия составляющих ее элементов. Использовались формально-юридический и сравнительный методы. В статье внутренне обоснованно выделяются основные составляющие компоненты структуры конституционной системы защиты прав человека и гражданина, раскрывающие природу и сущность рассматриваемого явления: правовые нормы (признание); субъекты, признающие, соблюдающие и защищающие права человека; правозащитная деятельность, включая самозащиту прав. Статья обладает научной ценностью, поскольку является первой попыткой рассмотрения конституционной системы защиты прав человека через призму ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Конституция рф, права человека, система защиты прав и свобод, признание, соблюдение
Короткий адрес: https://sciup.org/140261873
IDR: 140261873 | DOI: 10.52068/2304-9839_2021_55_6_79
Текст научной статьи Конституционная система защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации
В юридической литературе отсутствует единая позиция относительно понятия и внутренней структуры конституционной системы защиты прав человека.
Так, В.Н. Бутылин понимает конституционную систему защиты прав человека и гражданина в узком смысле, как осуществление деятельности определенных государственных органов, главной функцией которых служит защита прав человека, действия которых направлены на восстановление прав личности [1, с. 73–74].
Н.В. Витрук рассматривает указанное понятие аналогично в узком смысле, как «принудительный процесс в отношении обязанного лица, используемый лицом, в отношении которого было нарушено право, или компетентными государственными органами в определенном законом порядке в целях восстановления нарушенного права и применения санкций за виновное правонарушение» [2, с. 351].
М.В. Мархгейм под конституционной правовой системой защиты прав человека и гражданина рассматривает единый конституционно обусловленный комплекс взаимодействующих элементов механизма, действие которого направлено на защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина, результатом деятельности которого должно являться состояние реальной защищенности прав и свобод [3, с. 198–199].
Приведенные выше определения конституционной системы защиты прав человека и гражданина в своей сущности указывают только на одну ее составляющую – защиту прав человека, т. е. в случае, когда конкретное право было нарушено, таким образом сводя все к процессу восстановления нарушенного права человека и гражданина.
С другой стороны, на официальном сайте Совета Европы имеется разъяснение европейской системы защиты прав человека, представляющей собой совокупность инкорпорированных национальными законодательствами европейских стран правовых норм о защите прав человека, а также информация о целевой деятельности Совета Европы по их реализации [4, с. 137]. В данном определении о наднациональной системе защиты прав человека структурировано выделяются нормы права (признание) и деятельность международного органа по их реализации (соблюдение), но ничего не говорится о защите как особой процедуре восстановления нарушенного права. При этом необходимо учитывать, что защита прав человека и гражданина имеет существенные отличия от реализации прав.
Представляется, что перечисленные определения не отражают всей сущности рассматриваемого понятия. Так, во внутренней структуре конституционной системы защиты прав человека и гражданина институты и правоотношения по защите (восстановлению) нарушенного права не являются единственными составляющими такой системы. Защита прав, конечно, имеет свои особенности, но исключительно в рамках общей системы конституционной защиты прав человека и гражданина.
Вместе с тем отдельное выделение в конституционной системе защиты прав человека и гражданина только таких форм, как признание (нормы права) и соблюдение, также не раскрывает правовой природы исследуемого явления.
Таким образом, можно заключить, что конституционной системе защиты прав человека и гражданина имманентен процесс реализации конституционных прав комплексно в трех направлениях: признание, соблюдение и защита. Более того, такое понимание следует из содержания ст. 2 Конституции Российской Федерации, где определено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют конституционную обязанность государства. Данная конституционная норма ориентирует на триединое восприятие сущности конституционной системы защиты прав человека и гражданина, и исключение из нее какого-либо элемента делает ее неполноценной и фрагментарной. Таким образом, конституционную систему защиты прав человека необходимо понимать комплексно в глубокой внутренней взаимосвязи ее трех элементов – признания, соблюдения и защиты.
С другой стороны, элементы конституционной системы защиты прав человека имеют свою специфику в формах и методах реализации. Например, признание – это, как правило, законодательный процесс, не требующий повторных действий, соблюдение – непрерывный процесс, условием которого выступает правомерное поведение субъектов, участвующих в конституционно-правовых отношениях (как правило, государственных и муниципальных властных органов), а защита включается только при нарушении прав человека.
Приведенные содержательные отличия элементов системы конституционной защиты прав человека не свидетельствуют, по мнению автора, в пользу самостоятельного или преимущественного выделения какого-либо из них, так как это единый процесс, выраженный в поэтапных стадиях, причем стадия защиты не является обязательной
(проявляется только при нарушении права), а признание и соблюдение – обязательные стадии. Таким образом, конституционная система защиты прав человека является интегративным феноменом, содержащим в себе признание, соблюдение и защиту.
Таким образом, конституционную систему защиты прав и свобод можно определить как внутренне взаимосвязанную совокупность элементов, выраженных в признании, соблюдении и защите прав человека, с помощью которых государство обеспечивает реализацию прав и свобод.
Познать юридическую природу любого правового явления невозможно без изучения его внутренней структуры. О структуре конституционной системы защиты прав человека и гражданина, как и в случае с определением, нет единого мнения среди исследователей.
Как считает В.А. Лебедев, конституционная правовая система защиты прав человека и гражданина содержит определенную совокупность элементов: формы (самозащита, государственная и общественная защита); способы (различные юридические формы защиты) и средства (в зависимости от правомочий субъектов различных форм) защиты прав и свобод человека и гражданина [5, с. 167]. М.В. Мархгейм в число необходимых элементов включает правозащитные юридические нормы, правовые принципы, субъекты, объекты и гарантии [3, с. 93].
А.В. Стремоухов считает необходимым включать в качестве ключевых составных частей конституционной системы защиты прав человека: 1) право на защиту в случае нарушения прав и свобод; 2) конкретные юридические формы защиты; 3) принудительные средства защиты (меры юридической ответственности) [6, с. 78].
Как видно, причиной выделения указанных компонентов является узкое понимание конституционной системы защиты прав человека и гражданина только как защиты нарушенного права. Такое «узкое» выделение составных частей не отражает юридической природы рассматриваемого правового феномена и далеко не исчерпывает всех его составляющих.
Исходя из определения конституционной системы защиты прав человека и гражданина как взаимосвязанных элементов признания, соблюдения и защиты, можно выделить следующие составляющие:
-
1) нормы права. Закрепление правовых норм и принципов, т. е. признание государством прав человека и гражданина – первая и необходимая стадия их конституционной защиты. На этой ста-
- дии осуществляется обязанность государства в конституционном и законодательном закреплении прав человека и гражданина.
-
2) субъекты, признающие, соблюдающие и защищающие права человека и гражданина (публичные органы власти). Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Признание, соблюдение и защита прав человека являются непрерывным процессом, имманентным деятельности всех органов государственной и муниципальной власти. Именно соблюдение прав и свобод человека и гражданина указанными органами власти предотвращает их нарушение и обеспечивает запуск процесса их защиты;
-
3) правозащитная деятельность. Ее можно представить как активный процесс конституционной защиты прав человека и гражданина в случае их нарушения. М.В. Мархгейм указывает, что процесс защиты запускается тогда, когда появляются барьеры в реализации прав человека, и выражается в восстановлении нарушенных прав, применении санкций к нарушителям [3, с. 74]. При этом защитная деятельность может быть реализована как внутри государства, так и за его пределами.
Таким образом, в структуре конституционной системы защиты прав человека и гражданина можно выделить основные компоненты, раскрывающие природу и сущность данного явления: правовые нормы (признание); субъекты, признающие, соблюдающие и защищающие права человека; правозащитная деятельность, включая самозащиту прав.
Необходимо согласиться с М.В. Мархгейм, что осуществление функции по признанию, соблюдению и защите реализуется, как правило, разными субъектами. Исходя из конституционного принципа разделения властей, прерогатива признания прав и свобод человека и гражданина принадлежит законодательным органам государства. В обеспечение обязанности соблюдения, наряду с названными субъектами, включаются органы исполнительной власти, местного самоуправления и их должностные лица. Обязанность по защите обеспечивается еще более широким кругом субъектов: к вышеназванным присоединяются судебные органы, прокуратура, уполномоченные по правам человека.
Необходимо подчеркнуть, что рассмотренные внутренние составляющие конституционной системы защиты прав человека обеспечивают ос- нову рассматриваемой системы, что не исключает возможности добавления в нее дополнительных компонентов.
К примеру, в числе элементов конституционной системы защиты прав человека можно выделить гарантии прав человека, которые в своей сущности призваны обеспечивать реализацию прав человека. Среди основных гарантий конституционной системы защиты прав человека можно выделить юридические, политические, социальные (уровень правосознания и правовой культуры), экономические, организационные и др. К специальным гарантиям можно отнести конкретные меры, направленные на восстановление нарушенного права человека и гражданина.
Таким образом, только комплексное изучение и применение всех основных элементов конституционной системы защиты прав человека является залогом углубленного научного понимания рассматриваемого явления, его закономерностей и тенденций развития, а в практическом плане ведет к торжеству прав человека и гражданина.
Список литературы Конституционная система защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации
- Бутылин В.Н. Основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод граждан. М.: Академия труда и социальных отношений, 2002. С. 73-74.
- Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 351.
- Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в современной России: системная конституционная модель, проблемы ее функционирования и совершенствования: монография. Ростов н/Д: Ростиздат, 2005. С. 198-199.
- Конституционное право России [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/ru/web/portal/home.
- Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России: (Теория и практика современности). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 167.
- Стремоухов А.В. Правовая защита человека. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. С. 78.