Конституционные нормы о свободе труда и защите трудовых прав

Автор: Загайнова Гоар Грантовна, Калдашова Евгения Викторовна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 15, 2014 года.

Бесплатный доступ

Приоритет прав и свобод граждан был признан в Российской Федерации не так давно. Немаловажными составляющими обеспечения этого приоритета в демократическом государстве являются защита трудовых прав и соблюдение норм свободы труда. Нормы труда, закрепленные в ТК РФ и Конституции РФ 1993 г., качественно отличаются от трудовых норм Конституций 1936 и 1977 гг., в которых трудовая обязанность была определена как принципиальная характеристика общественного устройства, а «тунеядцы» и «паразиты» исключались из участия в полноценной общественной жизни. В действующей Конституции РФ представлена норма «труд свободен», согласно которой каждый гражданин волен самостоятельно выбирать профессию и род деятельности и не может быть привлечен к административной ответственности за нетрудоустроенность. Современные нормы отечественного трудового права, безусловно, сформировались на основе принципов международного права, которые были дополнены некоторыми положениями. Например, статья 4 ТК РФ определяет понятие «принудительный труд» (работа, которую работник вынужден выполнить под угрозой применения наказания), которое не содержится в международных декларациях, а также устанавливает запрет на необоснованные различия при определении и изменении условий оплаты труда. Авторы убеждены в том, что защита свободы труда как абсолютного естественного трудового права должна осуществляться не только в судебном порядке, а также утверждают, что система защиты трудового права в России находится в стадии становления и требует постоянного совершенствования.

Еще

Право на труд, свобода труда, конституционные нормы, конституционная ответственность, государство, нарушение прав и свобод, защита трудовых прав, род деятельности, профессия

Короткий адрес: https://sciup.org/14936064

IDR: 14936064

Текст научной статьи Конституционные нормы о свободе труда и защите трудовых прав

На сегодняшний день единственной реально действующей и совершенствующейся сферой правотворческой деятельности субъектов РФ в области права на труд, закрепленного Конституцией, остается реализация предоставленного субъектам Федерации права повышения уровня трудовых прав, свобод и гарантий работников. Компетенция субъектов РФ по вопросам регулирования трудовых отношений, по замечанию А.Ф. Нуртдиновой, распределяется по следующим направлениям: а) установление правового режима институтов, создаваемых на региональном уровне (трехсторонние комиссии, региональные соглашения и т. п.); б) повышение уровня трудовых прав в узком смысле слова, то есть прав, касающихся условий труда (установление дополнительных прав, их гарантий, льгот и преимуществ); в) опережающее регулирование по вопросам установления условий труда (установление всех процедур в трудовом праве, включая порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, относится к полномочиям федеральных органов власти) [1, с. 38].

В рамках настоящей статьи представлен анализ законодательства северных субъектов РФ (Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов) в сфере реализации конституционных прав и свобод в области труда.

Так, законодательными (представительными) органами Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов приняты законы о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, проживающих на территории области и округов и имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При этом в Тюменской области законодатели существенно расширили предмет регулирования данного нормативного акта.

В законе Тюменской области № 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области» (в ред. от 08.05.2013) к лицам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, отнесены: а) выпускники общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; б) лица моложе 18 лет: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; выпускники детских домов; несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или окончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными; дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей; дети из неполных семей; дети из семей, потерявших кормильца; дети беженцев и вынужденных переселенцев и т. д. [2].

Похожая ситуация складывается и в сфере правового регулирования социального партнерства на региональном уровне, в частности в вопросах учреждения и функционирования трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. В Ханты-Мансийском автономном округе (далее - ХМАО) действует соответствующий закон, закрепляющий цели, задачи, порядок формирования, деятельности и принятия решений трехсторонней комиссией, прав а комиссии, права и обязанности членов комиссии.

Подобный закон принят и в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ЯНАО), однако получил название «О социальном партнерстве в сфере труда в Ямало-Ненецком автономном округе» [3]. В систему органов социального партнерства закон включил: а) постоянно действующий окружной орган - трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений автономного округа; б) постоянно действующий окружной орган на территориальном уровне - территориальную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений соответствующих муниципальных образований; в) отраслевые (межотраслевые) комиссии регионального и территориального уровня социального партнерства (формируются при необходимости) (ст. 2).

Организация социального партнерства в Тюменской области регулируется гл. 3 закона области «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области» [4]. В соответствии со ст. 8 указанного нормативного правового акта, социальное партнерство в Тюменской области осуществляется в формах: 1) коллективных переговоров по подготовке проектов и заключению коллективных договоров, соглашений; 2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; 3) участия работников, их представителей в управлении организацией; 4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров; 5) в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

Сравнительный анализ законодательства трех северных субъектов показал, что наиболее широко правотворческая деятельность по реализации конституционных прав и свобод в сфере труда реализована в Ямало-Ненецком автономном округе. В частности, помимо вышеуказанных, в округе действует ряд законов в сфере труда, наиболее ранний из которых - закон от 16.12.2004 № 89-ЗАО (ред. от 27.04.2011) «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории ЯмалоНенецкого автономного округа» [5].

В ХМАО, в отличие от соседнего ЯНАО, принят единый нормативный правовой акт об охране труда - закон ХМАО от 10.02.1998 № 2-оз (ред. от 25.06.2012) «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» [6], состоящий, однако, из 20 статей, 14 из которых исключены либо утратили силу. Поэтому фактически закон содержит одну реально действующую ст. 11, где охарактеризованы полномочия органов государственной власти ХМАО - Югры в области охраны труда. Этого явно недостаточно для полноценного правового регулирования данной сферы, на что законодателям округа следует обратить свое внимание в первую очередь.

В округе действует закон ХМАО - Югры от 09.12.2004 № 77-оз (ред. от 28.09.2012) «Об оплате труда работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа -

Югры», закрепляющий размеры базовых окладов и систему оплаты труда работников государственных учреждений округа. Порядок и размер страховых выплат по обязательному государственному страхованию лиц, замещающих государственные должности, в ХМАО установлен законом ХМАО – Югры от 24.10.2005 № 88-оз (ред. от 30.04.2011).

Что касается Тюменской области, то здесь базовым нормативным правовым актом в сфере реализации конституционного права граждан на труд является закон Тюменской области от 08.07.2003 № 155 (ред. от 04.04.2013) «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области» [7]. Он представляет собой как раз систематизированный источник, регулирующий вопросы, связанные с осуществлением полномочий областных органов государственной власти в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений; правами профсоюзов в указанной сфере; оплатой и стимулированием труда работников государственных и муниципальных учреждений и т. д. Фактически наличие данного комплексного областного закона обусловило отсутствие параллельного законодательного регулирования трудовых отношений в Тюменской области, в то время как конкретизация положений закона проводится в рамках постановлений и распоряжений губернатора и правительства области в сфере условий и охраны труда.

Таким образом, следует констатировать, что нормативная база в рамках осуществления субъектами федерации функций по реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере труда в ЯНАО, ХМАО и Тюменской области сформирована в большей или меньшей степени. При этом субъекты отличаются друг от друга по уровню и интенсивности правового регулирования условий и охраны труда, введения норм о дополнительных гарантиях и трудовых прав для жителей соответствующих регионов. Основными направлениями законодательной деятельности являются корректировка положений ст. 6 ТК РФ, обобщение и систематизация нормативных правовых актов субъектов РФ в сфере условий и охраны труда, а также дальнейшее развитие информационной функции государственных инспекций труда в субъектах РФ.

Ссылки:

  • 1.    Нуртдинова А.Ф. Организация правового регулирования трудовых отношений: федеральный и региональный аспекты // Журнал российского права. 2003. № 7.

  • 2.    О квотировании рабочих мест в тюменской области : закон Тюменской области от 31.03.2000 № 168 (ред. от 08.05.2013) // Тюменские известия. № 64. 2000. 6 апр.

  • 3.    О социальном партнерстве в сфере труда в Ямало-Ненецком автономном округе : закон ЯНАО от 22.06.2007 № 78-ЗАО (ред. от 23.12.2010) (принят Государственной думой Ямало-Ненецкого автономного округа 20.06.2007) // Красный Север. № 128. Спецвыпуск № 54–55. 2007. 6 июля.

  • 4.    О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области : закон Тюменской области от 08.07.2003 № 155 (ред. от 04.04.2013) (принят Тюменской областной думой 24.06.2003) // Вестник Тюменской областной Думы. № 11. 2003. Июнь.

  • 5.    О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа : закон ЯНАО от 16.12.2004 № 89-ЗАО (ред. от 27.04.2011) (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 24.11.2004) // Ведомости Государственной думы Ямало-Ненецкого автономного округа. № 8/2. 2004. Ноябрь.

  • 6.    Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре [Электронный ресурс] : закон ХМАО от 10.02.1998 № 2-оз (ред. от 25.06.2012)   // СПС «Консультант Плюс». URL:    http://base.consultant.ru/reg-

    base/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW926;n=80910 (дата обращения: 21.09.2014).

  • 7.    О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области [Электронный ресурс] : закон Тюменской области от 08.07.2003 № 155 (ред. от 04.04.2013) // Правительство Тюменской области. URL: (дата обращения: 21.09.2014).

Статья научная