Конституционные реформы в Республике Кыргызстан: сущность и особенности

Автор: Алексеев Р.А.

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политика в фокусе

Статья в выпуске: 2 т.33, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье прослеживается динамика конституционных реформ в Кыргызстане, оказавших воздействие на формирование институциональной составляющей политический системы. В ходе проведенного анализа делается вывод, что власть в стране неоднократно менялась зачастую в ходе нарушений конституционных предписаний; вплоть до 2010 г. закреплялась президентская модель, которая после конституционных преобразований, инициированных оппозицией, трансформировалась в парламентскую, а затем, после принятия новой конституции 2021 г., снова стала президентской республикой, что свидетельствует о нестабильности политической системы Киргизии.

Конституционные реформы, республика кыргызстан, политическая система, институт президентской власти, жогорку кенеш

Короткий адрес: https://sciup.org/170210323

IDR: 170210323   |   DOI: 10.24412/2071-5358-2025-2-259-261

Текст научной статьи Конституционные реформы в Республике Кыргызстан: сущность и особенности

Ф ундамент политической системы современного Кыргызстана заложен в Основном законе 1993 г. «легендарным парламентом» (Верховный совет), проект которого формировался на протяжении двух лет. В годы правления А. Акаева в киргизскую конституцию вносились многочисленные поправки, расширявшие спектр властных полномочий президента. Парламент Кыргыстана Жогорку Кенеш стал двухпалатным и включал в себя на тот момент Законодательное собрание, которое формируется с помощью выборов, и Собрание народных представителей, также избираемых населением на основе представительства территориальных интересов [Алексеев, Абрамов 2022: 80].

В ходе конституционных преобразований 1996 г. произошло перераспределение властных полномочий в пользу президента. Глава государства приобрел право на роспуск обеих палат Жогорку Кенеша, назначение и отстранение от должности министров, послов и глав администраций. В свою очередь, киргизский парламент лишается права на решение вопроса об отставке правительства с сохранением возможности вынесения вотума недоверия его главе (однако окончательное решение об отставке премьер-министра остается за президентом). Правительство становится еще более подконтрольным президенту, т.к. в случае согласия его с решением парламента об отставке премьер-министра в отставку уходит весь кабинет министров, что свидетельствует о концентрации ключевых властных полномочий в руках президента.

Последующий за этим новый виток конституционных реформ, оказавших воздействие на политическую систему Кыргызстана, связан с проведением в 2003 г. по инициативе А. Акаева второго референдума о пролонгации президентских полномочий (первый состоялся в 1994 г.). Оппозиция обвинила главу государства в антиконституционной попытке незаконно занять пост президента третий раз подряд. В ходе инспирированных ею массовых акций протеста происходит госпереворот и смена главы государства. Более чем десятилетний период правления А. Акаева (с 1990 по 2005 г.) оценивается как период относительной политической стабильности в стране, с одной стороны, но с другой – он ознаменовался высоким уровнем безработицы и коррупции, которые привели Киргизию к «революции тюльпанов». Однако избранный на пост президента К. Бакиев также отказался от переговоров с оппозиционными силами и предложил в 2007 г. провести очередной референдум об обновлении действующего текста Конституции. В ходе госпе-реворота 2010 г., осуществленного оппозиционно настроенными оппонентами Бакиева, бразды властных полномочий переходят к Временному правительству, которое принимает решение о замене президентской модели на парламентскую и принятии новой конституции [Дононбаева 2016: 54]. Произошло существенное сокращение президентских полномочий: так, пребывание в должности президента одним лицом сократили до одного шестилетнего срока, сохранив за ним право на реализацию кадровой политики (назначение на должности представителей госаппарата) и наложение президентского вето на принимаемые парламентом законы. Не обошли стороной конституционные преобразования и законодательные инстанции, что отразилось на сокращении численности парламентариев, введении квот на распределение мандатов между партиями, принимающими участие в выборах, и т.д. Функции конституционного контроля передали Конституционной палате Верховного суда, одновременно с этим упразднив Конституционный суд Киргизии.

Зимой 2016 г. в ходе конституционного референдума [Борисов 2022: 47] был одобрен законопроект о расширении полномочий главы Кабинета министров, несмотря на отрицательную оценку со стороны Конституционной палаты Верховного суда Киргизии. В 2021 г. в стране снова изменилась форма правления – с парламентской на президентскую республику, что было закреплено в новой Конституции. В действующей редакции Основного закона Киргизии (2021 г.)1 пребывание в должности президента одним лицом ограничено двумя пятилетними сроками с обязательным требованием к претендентам на пост главы государства владения государственным языком. Пост президента Кыргызстана с 1990-х гг. по настоящее время занимали 8 человек (если рассматреть также в качестве главы государства и лиц, исполняющих обязанности президента в течение короткого периода времени, как, например, Ишенбай Кадырбеков – в течение всего двух дней и Талант Мамытов, который находился в данной должности примерно два с половиной месяца).

Затронули конституционные преобразования 2021 г. и институт легислатуры. Численность киргизского парламента снова сократилась до 90 парламентариев (с использованием смешанной электоральной формулы: 36 депутатов избираются по мажоритарной системе, а оставшиеся 54 – по пропорциональной системе с использованием открытых партийных списков). Изменения коснулись не только конфигурации парламента Киргизии (однопалатный либо бикамеральный парламент) и численности парламентариев, но и избирательной системы, которая применяется для его формирования, что наглядно свидетельствует о противоборстве различных политических сил, претендующих на представительство в парламенте и оказание воздействия на политический курс, проводимый главой государства и Кабинетом министров.

В соответствии с действующей Конституцией Кыргызской республики (2021 г.) исполнительную власть в стране реализует глава государства, кото рый опред еляет состав и структуру Кабинета министров. Председателя

Кабинета министров и его заместителей назначает на должность президент после получения согласия парламента, однако ответственность за деятельность Кабмина ее глава несет персонально перед главой государства. Все вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о расширении спектра конституционно закрепленных властных полномочий высшего должностного лица и очередной трансформации политической системы Кыргызстана в сторону президентской формы правления.

Статья научная