Контекстный анализ библейской притчи о деревьях и их царе

Автор: Писарук Галина Васильевна, Лисовская Татьяна Витальевна

Журнал: Грани познания @grani-vspu

Рубрика: Специфика организации текстов различной стилевой и жанровой принадлежности

Статья в выпуске: 5 (39), 2015 года.

Бесплатный доступ

На основе контекстного анализа рассмотривается смысл древнейшей библейской притчи о деревьях и их царе (Книга Судей); в связи с этим анализируется вопрос о политической активности граждан государства, в том числе и их участия в выборах различного уровня как факторе влияния на уровень благополучия общества.

Текст, контекст, контекстный анализ, интертекстуальность, притча

Короткий адрес: https://sciup.org/14822292

IDR: 14822292

Текст научной статьи Контекстный анализ библейской притчи о деревьях и их царе

В современной теоретической риторике идет активная разработка принципов риторического анализа письменных текстов, отражающих конкретные речевые события. В работах исследователей представляются различные приемы – описание речевой ситуации, анализ составляющих потока речевого поведения, выделение коммуникативных регистров в речи коммуникантов, «разгадывание» речевых стратегий участников речевого общения, смысловой анализ ключевых понятий, представленных в содержании речевого события, и др. Представим контекстный анализ библейской притчи о деревьях и их царе * (Суд. 9:8-15).

8Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. 9Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? 10И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. 11Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? 12И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. 13Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? 14 Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. 15Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские.

Абсолютное большинство библейских притчей органично вплетены в макроконтекст и не могут быть поняты, если рассматривать их как автономные вкрапления в текст. Известный православный публицист А. Кураев в книге «Школьное богословие» пишет о евангельских притчах, но, думается, эти слова можно отнести и к ветхозаветным: «Притчи нельзя вырывать из евангельского контекста: они задыхаются, мельчают. Впрочем, это общая судьба любой церковной святыни: последняя похожа на ме-терлинковскую Синюю Птицу. В своей стране она изумительно прекрасна. Но, увезенная на чужбину, разлученная со своей страной, выцветает…» [Кураев, 2000, с. 277].

Религиозно-исторический контекст притчи. Книга Судей, в которой находится притча о деревьях и их царе, рассказывает о том, как израильтяне, выйдя из Египта и пространствовав в пустыне сорок лет, обосновались в обетованной земле. Это было нелегкое время в истории израильского народа.

Во-первых, вопреки указаниям Бога израильтяне уничтожили в обетованной земле коренные ханаанские племена не полностью, а только в некоторых ее частях, а в других частях только усмирили. И поэтому в течение нескольких веков иудеи вынуждены были вести с ними многочисленные сражения. Во-вторых, иудеи вынуждены были воевать и с соседними языческими народами – арамеями, моавитяна-ми, мадианитянами, аммонитянами, амаликитянами, аморреями и филистимлянами. В этих условиях, говорит Библия, когда израильтяне воевали и с внутренними врагами, и с внешними, у иудеев не было никого, кто бы продумывал общую стратегию жизни народа: после смерти Иисуса Навина, который ввел их в обещанную Богом землю, иудеи не имели централизованного правления, они составляли конфедерацию из 12 независимых колен, которые были объединены лишь верой в единого Бога.

Говоря современным языком, это было время кризиса власти в иудейском народе. Библия говорит, что когда израильтяне в страданиях и скорбях обращались к Богу, Он миловал их и давал им судей. Слово «судья» в Библии используется в узком и широком смысле. В узком смысле судья – это человек, разбирающий дела по закону. В широком смысле слово «судья» в Библии означает «правитель». Именно в этом значении слово употреблено в Книге Судей. В Библии говорится, что судьи лично при- зывались Богом и применяли свою власть в том месте и в то время, которое Он указывал: «И воздвигал Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их» (Суд. 2:16). Судьи были выдвигаемы Богом, чтобы представлять Его в народе, они не имели власти царя – ни над землей, ни над народом и не передавали своего звания по наследству (Суд. 8:22).

Время судей в истории израильского народа – это время от первого судьи Гофониила, сменившего Иисуса Навина, который ввел израильтян в обетованную землю (примерно 1400 г. до Р. Х.), до последнего судьи Самсона, который был уже современником первого царя Самуила (примерно 1050 гг. до Р. Х.). Пока у иудеев был судья, все было в порядке: люди поклонялись единому Богу, на земле был мир и покой; когда же судья умирал, израильтяне впадали в идолопоклонство и язычники начинали их угнетать. Деятельность нового судьи, как правило, начиналась с выступления войска на врагов, которые беспокоили землю. Победив, судья управлял вверенной ему частью страны до смерти.

Социально-политическое неустройство породило нравственную и общественную испорченность народа. В этой ситуации, когда Бог Сам назначал судей и они правили народом, один человек захотел сам стать даже не просто судьей, а царем – подобно тем царям, какие есть у окружающих израильтян народов. Это был Авимелех, сын судьи Гедеона от наложницы.

Говоря современным языком, Авимелех сначала уговорил семьдесят своих братьев выдвинуть его кандидатуру в качестве руководителя народа. Библия говорит: «Склонилось сердце их к Авимелеху; ибо говорили они: он брат наш» (Суд. 9:3). Затем Авимелех на неправедные деньги (70 сиклей серебра из храма Ваалверифа, божества ханакеян и финикиян, нанял людей и успешно провел рекламную кампанию среди жителей Сихема, города в 80 км от Иерусалима (Суд. 9:4).

Как только Авимелех понял, что братья свою роль выполнили – помогли ему стать царем, он убил их всех, кроме Иофама, младшего сына судьи Гедеона. После этого жители Сихема «поставили» Ави-мелеха царем: «И собрались все жители Сихемские и весь дом Милло, и пошли и поставили царем Авимелеха у дуба, что близ Сихема» (Суд. 9:6).

Притча о том, как деревья искали себе царя, рассказана жителям Сихема сразу после так называемого назначения Авимелеха царем. Притчу рассказывает единственный оставшийся в живых брат Авимелеха – Иофам.

Риторический анализ языкового поля притчи. Выбирая себе царя, деревья обращались к разным деревьям, спрашивая их желание царствовать. Сначала деревья обратились к маслине, или оливковому дереву. Много раз в Библии подчеркивается важность маслины: в Быт. 8:11 сказано, что именно лист маслины принес радостную весть Ною о том, что потоп закончился; в псалмах Давида маслина – это символ блаженства и благословения (Пс. 51:10; 127:3); у пророков маслина – это символ красоты, обилия и силы (Иер. 11:16; Ос. 14:1). В Израиле разводили маслины, подобно тому как в Беларуси выращивают картошку или рис на востоке. Маслина отказалась царствовать над деревьями.

Тогда деревья обратились с такой же просьбой к смоковнице, или фиговому дереву. Это тоже была очень уважаемая в Израиле культура. В Палестине всегда росло много смоковниц (Втор. 8:8) В 3 Цар. 4:25, Мих. 4:4; Зах. 3:10; Ин. 1:48 смоковница представлена как символ мира и благословений. Начиная с праздника Пятидесятницы смоковница приносила плоды почти весь год, а неурожай ее был истинным бедствием для иудеев. Смоковница тоже отказалась царствовать над деревьями.

Деревья сделали еще одну попытку: обратились к виноградной лозе. Виноградная лоза известна была в Ханаане с древнейших времен. Иудеи заботливо выращивали виноград, употребляли в пищу ягоды, делали вино. Виноградная лоза также отказалась быть царем деревьев.

По сути, притча открыто повествует о том, что маслина, смоковница и виноградная лоза не согласились стать царями потому, что, становясь в позицию власти, надо было оставить нечто свое личное, привычное и удобное. Маслина сказала, что ей надо было бы оставить «тук, которым чествуют богов и людей», смоковница – «сладость и хороший плод», виноградная лоза – «сок, который веселит богов и человеков». Кроме того, вероятно, маслина, смоковница и виноградная лоза понимали, что, став ца- рями, им придется «скитаться по деревам», то есть нести ответственность за других, а руководя другими, придется забывать о себе – своем покое, своих желаниях и устремлениях.

Итак, благородные и полезные деревья – маслина (оливковое дерево), смоковница, виноградная лоза – отказались оставить свое прирожденное место и дело и пойти царствовать над другими деревьями («скитаться по деревам»).

Иначе отреагировал на предложение деревьев терновник. Как известно, терний – это высокий кустарник с темными листьями и маленькими острыми шипами. В Библии сказано, что волчцы и тернии – это символы наказания и опустошения (Быт. 3:18; Пр. 24:31; Иов. 31:40), тернии всегда были орудием пытки (Суд. 8:7,16). Во время казни из терния был сделан венец Иисусу Христу (Мф. 27:29).

Колючий, безлиственный и, по сути, бесполезный терновник не рвался к власти и не обманывал нагло народ. Нигде не сказано, что он хотел быть царем. Он сказал: «… если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею…» (Суд. 9:15). Другими словами, терновник сказал: «Если поставляете меня царем над собою, то пусть так будет. Только я ни в коей мере меняться не буду. Каким я был, таким и останусь, а вы если хотите, то будьте рядом со мной». Терновник же настолько безлиственный, что в знойный день от него тени не бывает, но он сказал: «Идите, покойтесь под тенью моею». Таким образом, терновник ответил положительно на просьбу людей, хотя он не желал быть в позиции власти, он даже понимал, что от него будет мало пользы, но поскольку люди попросили его, ему пришлось согласиться. При этом терновник выставил условие: меняться я не буду.

Так Библия говорит нам об ответственности человека-руководителя. Притча – это греческое слово («параболэ»), которое обозначает «сравнение»: с помощью притчей на примере растительного или животного мира можно ярко проиллюстрировать сложные жизненные ситуации в обществе людей. Проведем параллель между ситуацией в притче о деревьях и их царе и жизнью людей. Отвечая на желания или требования других людей, человеку нелегко расстаться с чем-то привычным и удобным для него, с тем, что у него хорошо в жизни получается, за что любят и уважают.

Говоря современным языком, смена социальной позиции неизбежно требует осмысления новой социальной роли, что неизбежно влечет за собой внутренние и внешние изменения в человеке. Три благородных представителя зеленого мира не захотели выйти из зоны комфорта и измениться ради людей, так и далеко не всякий человек согласится на это.

Честность терновника проявилась еще и в том, что он предупредил израильтян: «…если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские» (Суд. 9:15). Слова «если же нет» (то есть «если не по истине») можно расшифровать так: если же вам просто нужен царь, лишь бы был (см. русскую пословицу На безрыбье и рак рыба ), то будет не просто беда, а огромное бедствие: огонь пожжет даже кедры ливанские. Ссылка терновника на кедры ливанские неслучайна. Кедр – царь деревьев, имеет 30 м в высоту и широко раскинутые ветви. Выражение огонь пожрет кедры ливанские подчеркивает силу наказания за неправильные действия.

Итак, терновник на фоне других деревьев выглядит положительно: деревья хотят царя, но никто не соглашается, а терновник согласился и даже предупредил о возможных последствиях.

Выводы. Казалось бы, главное действующее лицо притчи – терновник. Однако, во-первых, притчу библейская традиция называет не «Притчей о терновнике», а «Притчей о деревьях и их царе».

Во-вторых, Иофам адресует эту притчу жителям Сихема сразу после того, как он узнал, что они сами поставили царем Авимелеха. Следовательно, они, а не Авимелех, должны сделать выводы из рассказанного: «…он пошел и стал на вершине горы Гаризима, и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!» (Суд. 9:7).

После притчи идут слова Иофама, обличающие жителей сихемских: «Итак, смотрите, по истине ли и по правде ли вы поступили, поставив Авимелеха царем?» (Суд. 9:16). Далее Иофан, подобно терновнику в притче, ставит жителей Сихема перед выбором: «Если вы ныне по истине и по правде поступили с Иероваалом и домом его, то радуйтесь об Авимелехе, и он пусть радуется о вас. Если же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха, и да пожжет жителей Сихемских и весь дом Милло, и да изыдет огонь от жителей Сихемских и от дома Милло, и да пожжет Авимелеха» (Суд. 9:19–20).

Так с горы Гаризим – горы, благословений для иудеев (Втор. 27:12), – из уст Иофама прозвучало предречение большого кровопролития. В притче говорится, что огонь выйдет из терновника. Но действительность всегда ярче любой аллегории: Иофам сказал, что огня будет два – и от Авимелеха, и от жителей сихемских. То есть если назначение людьми царя не является истиной, то неизбежно взаимоуничтожение участников неправедных действий.

Далее из девятой главы Книги Судей мы узнаем, что Авимелех царствовал над Израилем всего лишь три года (Суд. 9:22), затем «…послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Си-хема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху» (Суд. 9:23), началась война между Авиме-лехом и жителями Сихема, «и много пало убитых» (Суд. 9:40), город был разрушен Авимелехом и засыпан солью (Суд. 9:45) (археологи обнаружили развалины Сихема в начале XX в.).

Последний стих главы звучит так: «Все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их» (Суд. 9:57). Злодеяниями здесь назван процесс назначения людьми царя. Бог наказал жителей сихемс-ких, и это плачевный результат самостоятельных действий людей.

Вернемся к притче в контексте девятой главы Книги Судей. Как видим, здесь нет параллели «Ави-мелех – терновник». Терновник не стремился стать царем, а Авимелех рвался к власти. Читатель не знает судьбу терновника, но узнает, что Авимелех был убит: «Авимелех пришел к башне и окружил ее, и подошел к дверям башни, чтобы сжечь ее огнем. Тогда одна женщина бросила отломок жернова на голову Авимелеху, и проломила ему череп. Авимелех тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: “женщина убила его”. И пронзил отрок его, и он умер» (Суд. 9:53–54). Далее: «Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих» (Суд. 9:56). Оказывается, Авимелех наказан не за то, что стал царем, и даже не за то, что он делал, будучи царем, а за то «злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив братьев своих».

Следовательно, в притче проведена параллель: «деревья, которые выбирали себе царя, – жители Сихема, назначившие (поставившие) царем Авимелеха». Таким образом, притча о деревьях и их царе делает акцент не на неправедности терновника, а на неправедности деревьев, которые сами выбирали себе царя. Виноват не терновник, ставший царем, виноват народ, жаждущий царя.

Девятая глава Книги Судей содержит фундаментальные истины о власти. По сути, назначение Авимелеха царем было проявлением социально-политической анархии, что квалифицируется не как демократия (демократия – власть народа, проявляющаяся в ситуации выбора, а у жителей Сихема выбора не было: Авимелех не имел оппозиции), а как охлократия – власть толпы.

Урок, который преподносит современному читателю этот сюжет, включая притчу о деревьях и их царе, – это библейский взгляд на поведение людей в конкретной социально-политической ситуации. Деревья сами выбрали себе царя, а люди сами поставили Авимелеха царем.

У каждого человека сегодня есть право влиять на ход событий, и он не может устраниться от этого, человек живет в обществе, от которого быть свободным нельзя. Поэтому каждый должен быть ответственным за свои решения как член общества. Глубинную идею притчи можно сформулировать в виде известного утверждения: «Народ имеет такого правителя, которого заслуживает».

Библия не говорит, как жители Сихема отреагировали на слова Иофама, рассказавшего притчу. Можно только предполагать, что выдуманный сюжет из жизни растительного мира как параллель между миром природы и человеческим обществом образное мышление ветхозаветного человека воспринимало как убедительный аргумент. Но, вероятно, было поздно: царь уже был поставлен.

Как видим, только исследование контекста позволяет найти смысл притчи, приведенной в качестве аргумента неправедных действий людей, и сделать вывод о том, что древнейшая библейская притча о деревьях и их царе, находящаяся в Книге Судей, многое говорит гражданам государства, которые могут участвовать в политических выборах различного уровня и влиять на тем самым на уровень благополучия общества.

Список литературы Контекстный анализ библейской притчи о деревьях и их царе

  • Кураев А. Школьное богословие. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Светлояр, 2000.
Статья научная