Контроль в общественно-политической деятельности населения
Автор: Иванова Ксения Николаевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политические процессы и практики
Статья в выпуске: 4, 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье предлагается авторская интерпретация социального контроля как одной из форм социально-политической деятельности населения в системе местного самоуправления региона.
Социально-политическая деятельность, социальный контроль, регион, местное самоуправление, население, субъект, политическая власть
Короткий адрес: https://sciup.org/170166886
IDR: 170166886
Текст научной статьи Контроль в общественно-политической деятельности населения
К онституция Российской Федерации закрепляет за российским народом неотъемлемое право выступать источником власти в стране, закладывая тем самым фундамент для формирования навыков народовластия, приобретения субъектных качеств, позволяющих населению выступать в качестве активного, самостоятельного участника политико-властных отношений, наделенного в т.ч. и полномочиями контролирующего субъекта. Последнее обстоятельство актуально в связи с широким распространением в регионах посреднического варианта осуществления населением самоуправления через органы МСУ.
С целью обеспечения результативности и эффективности реализации практики самоуправления населению необходимо выступать в роли субъекта социального контроля за муниципальными органами власти региона. Социальный контроль в таком понимании должен представлять одну из форм социально-политической деятельности. Предложенный тезис, основанный на современных российских реалиях, усложняется отсутствием общепринятого политологического подхода к пониманию таких феноменов, как социальный контроль населения, социально-политическая деятельность населения, что требует от нас внесения терминологической ясности.
ИВАНОВА
Ксения
Николаевна – аспирант кафедры государственного и муниципального управления Поволжского института управления
Понятие «социальный контроль» отличается неоднозначными функциональными характеристиками. Наиболее распространенной является формулировка, характеризующая социальный контроль как «способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе и правового) регулирования»1. Среди многообразия определений социального контроля встречаются его характеристики и как «механизма, с помощью которого общество и его подразделения обеспечивают соблюдение определенных ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы»2, и как «функции гражданского общества по проверке выполнения властными структурами их непосредственных обязанностей и обязательств»3, и как «средства обратной связи», и как «процесса обеспечения социальной стабильности во имя прогрессивного раз- вития общества и государства посредством использования инструментов демократии, реализации в массе прав человека и влияния на массу с помощью массовых коммуникаций для достижения идентичности политики власти глубинной психологии народа, его национальному характеру»1.
В авторской формулировке социальный контроль в системе местного самоуправления – это комплекс мер, осуществляемых населением, регламентирующих и консолидирующих деятельность органов местного самоуправления, стабилизирующих функционирование и развитие всей системы местного самоуправления посредством формирования личностных и групповых представлений о стандартах работы органов и должностных лиц местного самоуправления, а также оценки эффективности реальной деятельности и последующего приведения этой деятельности в соответствие с общепринятыми стандартами посредством системы социальных санкций.
Социально-политическая деятельность – это один из основных объектов изучения предметной области, находящейся на стыке политологии и социологии, который не имеет определенной терминологической формулировки. По нашему мнению, данный вид деятельности сочетает в себе следующие характеристики.
К социальной деятельности относится совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные цели и интересы и использующих для их достижения различные средства (экономические, социально-политические, идео-логические)2. Социальные действия условно разделяют на 4 группы: 1) действия, направленные на изменение социальной системы или условий деятельности; 2) направленные на собственную стабилизацию; 3) направленные на адаптацию к социальной системе и условиям деятельности; 4) направленные на интеграцию действия3.
Понятием «политическая деятельность»
пользуются либо для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которой получается их новое качество или консервируется старое, либо для определения совокупности действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти. Важнейшими чертами подобной деятельности являются: 1) концентрация усилий на общих потребностях и проблемах существования социальной системы; 2) рассмотрение государства и его интересов как основного института решения политических и властно-значимых проблем; 3) использование политической власти в качестве основного средства це-ледостижения4.
Исходя из представления о социальнополитической сфере как совокупности связей и отношений социальных субъектов с институтами политической системы, целью которых является взаимное управление и контроль за исполнением своих обязанностей, предлагаем следующую формулировку социально-политической деятельности.
Социально-политическая деятельность – это совокупность действий субъектов политики, направленных на развитие и изменение социальной и политической систем при помощи политической власти как средства целедостижения.
Данное определение содержит в себе несколько требований для идентификации деятельности субъекта в качестве социально-политической: 1) наличие собственно субъекта политики; 2) осуществление им целенаправленных и целеобусловленных действий; 3) наличие цели, которой является преобразование социально-политической действительности; 4) использование политической власти в качестве средства достижения вышеуказанной цели.
Рассмотрим наличие данных признаков в деятельности населения на уровне региональной системы местного самоуправления.
На вопрос, является ли население России субъектом политики, в политологической литературе дается утверди- тельный ответ, основанный на трактовке ст. 3 Конституции РФ, определяющей народ «единственным источником власти в стране».
Местное самоуправление – система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории1. Данная деятельность носит целенаправленный характер.
Если обратиться к основным принципам построения системы местного самоуправления в регионах России, то стоит выделить несколько целевых аспектов подобной деятельности: 1) организационный (цель – придание системе местного самоуправления организационно структурированный вид); 2) хозяйственный (цель – решение вопросов местного значения); 3) экономический (цель – эффективное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью); 4) контрольный (цель – стабилизация функционирования и развития системы местного самоуправления); 5) политический (цель – реализация управленческого потенциала). Совокупное действие первых 4 аспектов направлено на развитие местного самоуправления как системы социального контроля и управления. Таким образом, деятельность населения в любой региональной системе местного самоуправления содержит в себе признаки социально-политической деятельности.
Социальный контроль, являясь одним из видов деятельности населения в системе местного самоуправления, также может рассматриваться как разновидность его социально-политической деятельности. Другой особенностью теоретикометодологических подходов к изучению социального контроля на протяжении всего этапа развития политологической мысли является дискретное обращение исследователей (О. Конт, Г. Спенсер2) к социальному контролю как к механизму удержания государственной власти и осуществления общественных преобразований, совпадающее в историческом контексте с социально-политическими и экономическими трансформациями в государстве. Как механизм реального политического управления населения в условиях демократии социальный контроль раскрывается в труде М.Я. Острогорского «Демократия и политические партии». Анализируя данное явление, Острогорский ввел понятие «сила социального запугивания», которая является, по его мнению, «высшей силой демократии» и заключается в том, чтобы принуждать всех к выполнению своих обязанностей силой закона и общественного мнения3.
Вышеобозначенные подходы исследователей к определению функциональности социального контроля являются основанием для рассмотрения его в качестве определенной политической деятельности социальных субъектов.
Выявленные особенности приводят нас к необходимости интегрирования социальной и политической составляющих сущности социального контроля в социально-политической деятельности населения при рассмотрении любой региональной системы местного самоуправления РФ, являющейся, с одной стороны, социальной системой, с другой – институтом народовластия, находящимся в динамическом развитии на фоне модернизации социально-политической сферы в России.