Копия и оригинал. К вопросу о художественно-историческом статусе "вторичного" произведения

Автор: Николаев Кирилл Алексеевич

Журнал: Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение @journal-gosniir

Статья в выпуске: 2, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье на примере копии с оригинальной картины «Се Человек» мастерской нидерландского художника Яна Мостарта (из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина) рассматривается вопрос художественно-исторического статуса «вторичного» произведения. На основе этой картины поднимается проблема важности изучения копийного произведения, позволяющего судить о отдельных моментах бытования оригинала. Проведенные комплексные исследования картины позволили получить полноценные данные о технико-технологических особенностях и художественных приемах копииста, работавшего в конце XVIII - начале XIX в., по всей видимости, в рамках русской живописной традиции. Данное произведение заслуживает внимания как ценный исторический артефакт, фиксирующий состояние оригинала до реставрации. На примере этой работы возникает важная тема значимости старой копии в связи с историей бытования оригинального памятника. В то же время появление такого произведения в поле зрения эксперта позволяет вновь обратить внимание на важную роль тесного взаимодействия различных методов исследования - искусствоведческого, технологического и реставрационно-аналитического. Необходимо отдельно подчеркнуть значимость работы с документальными источниками, позволившими в данном случае обоснованно объяснить имеющиеся отличия в изображении копии и древнего оригинала. Таким образом, эта работа еще раз отмечает немаловажную роль многостороннего исследования копии как полноценного художественного произведения, являющегося в то же время документом своего времени. Учитывая непроясненность истории бытования музейной картины до 1862 г., ее долгое нахождение в течение XIX в. в стенах храма, где она использовалась в качестве иконы, особо интересен сравнительный анализ изобразительных особенностей копии и описания разновременных поновительских вмешательств, зафиксированных при реставрации картины в 1926 г.

Еще

Экспертиза, атрибуция, произведение живописи, нидерландская живопись, технико-технологические исследования, искусствознание, реставрация

Короткий адрес: https://sciup.org/170195686

IDR: 170195686

Список литературы Копия и оригинал. К вопросу о художественно-историческом статусе "вторичного" произведения

  • Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза художественных произведений: Сб. науч. тр. М.: ВХНРЦ, 1988. - 204 с.
  • "Се Человек". Мастерская Я. Мостарта. Нидерланды. 1530-1540-е гг. Дерево (дуб), масло. 122×95 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, инв. № 1739.
  • ГМИИ им. А.С. Пушкина. Собрание живописи: Нидерланды XV-XVI века, Фландрия XVII-XVIII века, Бельгия XIX-XX века. М.: Подгот. к печати изд-вом "Трилистник", 1998. С. 80.
  • Храм Богоматери всех скорбящих Радости, что на Ордынке в Москве. М.: Тип. П. Глушкова, 1862. - 23 с.
  • Федоров Г.А. "Се человек" Яна Мостарта // Этюды о картинах: К 75-летию Гос. музея изобразит. искусств им. А.С. Пушкина. М.: Искусство, 1986. С. 55-85.
  • Яковлев В.Н. Реставрация картины Яна Мостарта "Ecce Homo" // Вопросы реставрации: Сб. Центр. гос. реставрационных мастерских / Под ред. Игоря Грабаря. Вып. 2. М.: ЦГРМ, 1928. С. 195-206.
  • В исследовании принимали участие сотрудники Отдела научной экспертизы ГОСНИИР - М.М. Красилин, К.А. Николаев, С.А. Кочкин, К.О. Плещенов (фото и специальная фотосъемка), ведущий научный сотрудник (на тот момент) Лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР И.Ф. Кадикова (химический анализ).
  • Исследование состава наполнителя грунта и пигментов красочного слоя картины было выполнено ведущим научным сотрудником (на тот момент) Лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР И.Ф. Кадиковой.
  • Состав грунта: красная охра, кальцит, свинцовые белила, каолин (См.: Акт экспертизы № mostaert от 23.05.2016 г. Результаты исследования состава наполнителя грунта и пигментов красочного слоя в картине "Се человек". Заключение // Архив отдела научной экспертизы ГОСНИИР).
Еще
Статья научная