Корпоративные отношения как элемент правовой системы Российской Федерации
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены особенности управления корпорацией в России. Проанализированы характерные особенности данных правоотношений. Выявлено и обоснованно, необходимость применения к корпоративному отношению формы гражданского правоотношения.
Корпорация, правовое средство, корпоративное правоотношение, право участия в корпорации, управление корпорацией
Короткий адрес: https://sciup.org/140283778
IDR: 140283778
Текст научной статьи Корпоративные отношения как элемент правовой системы Российской Федерации
Правовая сущность всякого юридического лица может быть определена только через сущность того отношения, которое породило это юридическое лицо. Это подтверждается во всех без исключения юридических лицах, ведь юридическое лицо - это правовое средство.
Считаем, что это правило является аксиомой. В гражданском праве всякое юридическое лицо - это правовое средство, которое используется субъектами для своего опосредованного участия в гражданском обороте. По нашему мнению, аксиомой является также и то, что «правовое средство» (инструмент, конструкция, модель) в реальной жизни может существовать только в виде правоотношения.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота (ст. 2 ГК РФ). Это гражданско-правовое положение, благодаря которому определенная сущность приобретает свойство субъекта гражданского права. Если речь идет о юридическом лице, то в реальности свойство субъекта гражданского права придается особому правоотношению. Для юридического лица, которое признано корпоративной организацией, это корпоративное правоотношение. Как сказано в ст. 2 ГК РФ, под корпоративными понимаются отношения, «связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими». Корпорация - это гражданско-правовое средство, т.е. в реальности оно существует только в виде этого корпоративного правоотношения. Это правоотношение в гражданском праве возникает и существует исключительно для гражданского оборота.
Жизнь вызывает много отношений, которые так или иначе связаны с участием в корпоративных организациях или с управлением ими. Но применительно к каждой конкретной корпорации у всякого лица, решившего использовать это правовое средство для своего опосредованного участия в гражданском обороте, возникает основное корпоративное правоотношение, содержание которого определяется «правом участия в корпорации» в том смысле, в каком это право определяется в ст. 65.1 ГК РФ, и правовая природа которого уточняется в п. 3 ст. 65.2 ГК РФ .
Н.П. Попкова назвал эти основные правоотношения правоотношениями участия (членства) и сделал вывод, что они «имеют особую природу, которой не обладают ни обязательственные, ни вещные правоотношения. Они могут именоваться собственно корпоративными правоотношениями, или корпоративными правоотношениями в узком смысле этого слова»1. На основе этого правоотношения возникают другие производные корпоративные правоотношения. Природа этих производных (подчиненных, зависимых от основного) правоотношений различна.
Д.Б. Коротков считает, что эти правоотношения «по своей правовой природе являются, как правило, гражданскими обязательствами» 2 . Но именно сущность корпоративного правоотношения «в узком смысле этого слова» определяет сущность корпорации. А сущность корпорации, т.е. сущность основного корпоративного правоотношения – это основа всей теории корпоративного права. Без определения этой основы невозможно построить механизм гражданско-правового регулирования корпоративных отношений. Уверен, что здесь не должно быть различных подходов.
Однако в российской правовой науке именно в самой основе корпоративного права нет единства мнений. Поиску и доказыванию верного решения в этом вопросе посвящены много работ, в том числе настоящая статья, в которой постараемся разобраться с вопросом имущественной или неимущественной природы права участия в корпорации, которое составляет содержание основного корпоративного правоотношения. Может ли правоотношение, возникающее исключительно для гражданского оборота, иметь неимущественную природу? Несмотря на очевидность ответа, что нет, встречаются мнения, что основное корпоративное правоотношение является неимущественным. Например, Л.Ф. Гатаулина считает, что право участия в корпорации имеет неимущественную природу. Она пишет: «Право «участия» – это абсолютное неимущественное право, содержание которого определяется имущественным эквивалентом участия лица в собственности корпорации, выраженным в абсолютных значениях (в процентах, долях, паях), и объемом властных компетенций участника в отношении управления делами корпорации, соответствующим размеру этого эквивалента»3. Такого же мнения придерживаются С.А. Зинченко указывает, что «отношения между участниками и их коммерческой организацией не являются обязательственно-правовыми в исходной своей основе, а особыми абсолютными имущественными отношениями»4.
Гражданское право регулирует отношения, связанные в участием в корпоративных организациях, только с целью использования корпорации как правового средства для участия в гражданском обороте. Юридическое лицо (корпорация) – это исключительно гражданско-правовое явление (инструмент, конструкция, модель, средство). Соответственно, гражданскому праву интересны только те аспекты отношений, связанных с участием в корпорациях или с управлением ими, которые имеют имущественный характер. Поэтому неимущественные аспекты этих отношений для гражданского права не имеют правового значения. Речь идет об аспектах, не связанных с гражданским оборотом. Например, для всякого члена политической партии очень важными являются политические идеи, цели партии, решение участия партии в избирательном процессе. Но все эти функции не имеют никакого значения для природы корпоративного правоотношения участия (членства) в партии, для гражданско-правового положения партии5.
С позиции гражданского права у партии статус юридического лица необходим лишь для участия в гражданском обороте. Следовательно, гражданско-правовым, корпоративным по своей природе будет отношение, в результате реализации которого партия будет представлена в гражданском обороте как полноценный субъект гражданского права. А таковым является отношение, в результате которого формируется орган партии, действия которого будут признаны действиями партии в соответствии со ст. 53 ГК РФ.
Таким образом, вопрос выбора лица в исполнительный орган партии, действия которого будут считаться действиями партии в гражданском обороте, является имущественным вопросом. Именно этот вопрос имеет гражданско-правовое содержание, именно в нем и есть гражданско-правовая составляющая данного отношения, именно в этом аспекте отношение является гражданским, корпоративным правоотношением. Гражданско-правовыми в содержании права участия (членства) в партии являются правомочия члена партии, непосредственно связанные с управлением имуществом партии. Весте с тем право управления корпорацией большинством авторов признается неимущественным правом.
Полагаем, что такой подход не соответствует функциям гражданского права. На примере корпоративного правоотношения участия (членства) в партии мы наблюдаем, что право участия (членства) в партии состоит только в правомочии участия в управлении имуществом партии. Других гражданско-правовых аспектов у этого права мы не наблюдаем. Этот пример, как наиболее крайне «неимущественный» случай корпоративных правоотношений, позволяет сделать следующие утверждения. Во-первых, право участия в корпорации включает в себя правомочие на управление имуществом корпорации, т.е. теоретически неверным будет выделение самостоятельного права на управление корпорацией и противопоставление этого права праву участия в корпорации. Во-вторых, этого уже достаточно для того, чтобы считать право участия в корпорации имущественным правом. Мы также рискнем предположить, что «неимущественное» корпоративное право на информацию на самом деле слишком преувеличено, до уровня самостоятельного субъективного права не дотягивает.
Список литературы Корпоративные отношения как элемент правовой системы Российской Федерации
- Гатаулина Л.Ф. К вопросу о правовой природе корпоративных прав // Вестник СГЮА. 2016. №4 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovoy-prirode-korporativnyh-prav (дата обращения: 08.07.2018).
- Зинченко С.А. Корпоративные акты и правоотношения: природа, правоприменительная практика // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnye-akty-i-pravootnosheniya-priroda-pravoprimenitelnaya-praktika (дата обращения: 08.07.2018).
- Коротков Д.Б. Юридическая природа правоотношения представительства // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2016. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-priroda-pravootnosheniya-predstavitelstva (дата обращения: 08.07.2018).
- Попкова Н.П. Признаки вещных прав // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priznaki-veschnyh-prav (дата обращения: 08.07.2018).
- Щербович И.А., Макаренко О.В. Гражданско-правовая природа корпоративных отношений // Черные дыры в Российском законодательстве. 2016. № 6-1. С. 31-34.